Новости |
Когда душа неравнодушна...
Со времени Чернобыльской катастрофы прошли уже долгие годы, но память об этом трагическом событии нас не покидает. Среди череды мероприятий, посвященных годовщине Чернобыля, уже много лет ярко выделяется концерт, организованный при сотрудничестве Фонда Михаила Плетнева и компании «Шеврон Нефтегаз Инк.», публику на котором составляют члены семей погибших в результате аварии и ликвидации ее последствий.
Концерт этот является частью более обширного проекта «Солисты РНО – детям и юношеству» и завершает цикл выступлений в рамках этого проекта. Каждый раз завершение получается удивительно красивым и наполненным. Врубелевский зал Третьяковской галереи гостеприимно встречает и оркестрантов, и слушателей. Коллектив у Михаила Васильевича Плетнева великолепный, высочайший уровень гарантирован на любом выступлении участников РНО, в каком бы формате оно не проводилось – будь то полный состав оркестра, камерный, ансамбли или выступления отдельных солистов.
А на концерте, посвященном годовщине Чернобыльской катастрофы, особенно заметно то, с каким воодушевлением и осознанием музыканты дарят свой труд публике и надо заметить, что публика, пусть и не искушенная в тонкостях классической музыкальной традиции (случаются и аплодисменты между частями сочинений, и тот особенный шум, который так любят производить дети в тех местах, где шуметь не стоит – а детей в зале всегда немало), отвечает музыкантам полной взаимностью. В результате атмосфера во Врубелевском зале воцаряется чрезвычайно теплая, а порой возникают мгновения настоящего волшебства.
Не стал и исключением и концерт этого года. 21 апреля камерный состав РНО, усиленный солистами, представил программу очень интересную и разнообразную – в ней соседствовали произведения самых разных эпох и стилей, и все они не относились к разряду часто исполняемых. Открывала программу генделевская Сюита ре мажор для трубы и струнных. Шумная толпа, в которой хватало и детей, и ярких букетов, долго рассаживалась, занимая места в зале, и без того наполненном красотой, порожденной гением Врубеля, наконец, свои места заняли и музыканты.
Группа медных духовых в РНО такова, что позавидовать ей может любой оркестр, а за дирижерским пультом в тот вечер находился ее лидер, Владислав Лаврик. Партия солиста досталась трубачу Константину Григорьеву, и то, как он с ней справился, вызвало восхищение у всего зала. Строгий Лаврик тоже, кажется, остался доволен, да и коллеги поддержали своего солиста исполнением, достойным самых высоких похвал.
Продолжил программу концерт Йозефа Гайдна для виолончели с оркестром до мажор, и тут нас всех ждало настоящее маленькое откровение. Солировать вышел молодой, но уже достаточно известный в профессиональной среде виолончелист Федор Амосов. Пожалуй, не будет ошибкой заявить, что на московской сцене скоро засияет еще одна яркая виолончельная звезда. Федор уже добился многого, но его блестящее, прочувствованное, технически великолепное выступление прямо-таки заставляло думать о том, что впереди у этого музыканта еще множество замечательных музыкальных свершений и достигнутых высот.
После короткого антракта (публика с восторгом разбежалась по ближним залам Третьяковки), концерт был продолжен григовской сюитой «Из времен Хольберга». Все мы, присутствующие в зале, получили прекрасную возможность еще раз насладиться изумительным качеством ансамблевой игры музыкантов Российского национального. Хороши все были необычайно, сыгранность показывали тончайшую, и техническая, и эмоциональная составляющие - на высоте. Трудно кого-то выделить, но виолончельная игра Олеси Гавриковой даже на этом удивительном фоне привлекала внимание.
А завершал концерт номер для музыкальных гурманов, крайне редко исполняемое произведение чешского композитора Мошелеса «Кончертанте для флейты и гобоя с оркестром». В нем на передний план выдвинулись виртуозный Максим Рубцов с флейтой и замечательная Ольга Томилова с гобоем. Кажется, именно про такие музыкальные подвиги порой говорят – «на едином дыхании и с мощнейшим драйвом». Музыка захватила публику, а музыканты, в первую очередь, конечно, солисты (такова структура этого произведения) показали все, на что они были способны. А способны они были на многое…Благодарная публика долго не отпускала солистов.
В заключение хочется отметить тот отрадный и, казалось бы, естественный факт (но, увы, как много музыкантов его опровергают) – с каждым годом, да что уж там, с каждым выступлением хорошо заметен профессиональный рост Владислава Лаврика в качестве дирижера. Как тут не подивиться в очередной раз прозорливости и таланту в подборе музыкантов Михаила Васильевича Плетнева! Браво, Владислав, мы все надеемся, что на этом пути не будет остановок, а только безудержное движение вперед.
Вечер получился замечательный, и особенно приятно, что люди, работающие в Российском национальном оркестре, не только прекрасные музыканты, а еще и зрелые, наполненные светом личности, способные на сопереживание и сочувствие, и готовые эти сопереживание и сочувствие дарить тем, кто в этом нуждается. Всем, кому посчастливилось оказаться на этом вечере, это было очевидно.
Можно добиться и очень высокого исполнительского уровня, оставляя свое сердце холодным, но вот создать ту атмосферу добра и тепла, которая царила в тот вечер во Врубелевском зале Третьяковки, невозможно с равнодушием внутри. Спасибо всем – и организаторам, и участникам, и тем, кто находился в зале в качестве слушателя. Все они поучаствовали в создании того приношения, которым являлся этот концерт в память о героях Чернобыля.
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-