Новости |
К 100-ЛЕТИЮ БЕНДЖАМИНА БРИТТЕНА.
ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ "БЛУДНЫЙ СЫН" В КАМЕРНОМ ТЕАТРЕ ИМ.Б.А.ПОКРОВСКОГО
В Камерном музыкальном театре имени Б.Н.Покровского 22 ноября состоялась премьера оперы-притчи Бенджамина Бриттена «Блудный сын». Постановку осуществил главный режиссер театра Михаил Кисляров, а дирижером-постановщиком стал музыкальный руководитель театра, народный артист СССР Геннадий Рождественский, лично знавший британского композитора.
«Невероятно, но «Блудный сын» никогда не ставился на российской сцене, хотя история оперы связана с Россией - Бриттен посвятил ее Шостаковичу, которого очень ценил и любил», - заметил Геннадий Николаевич на пресс-конференции перед премьерным показом.
Поводом к написанию оперы стала картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которую английский композитор увидел в Эрмитаже в 1966 году.
Свою оперу-притчу Бриттен посвятил Дмитрию Шостаковичу, с которым на протяжении многих лет его связывала глубокая творческая симпатия и искренняя дружба.
«Блудный сын» — последняя из трех опер-притч, написанных композитором в 60-е годы и предназначенных для исполнения в церкви. Необычная трактовка жанра отразила поиски композитором новых возможностей в области камерной оперы. И именно притча — форма, столь важная для культуры ХХ века, где иносказание играет решающую роль, — открыла ему путь к новаторским способам освоения музыкально-сценического пространства.
С таким пониманием и проникновением исполнить музыку Бриттена может только высочайший мастер, каким является Геннадий Рождественский (музыка Бриттена проходит через всю его жизнь, в репертуаре маэстро – 37 произведений английского композитора). Музыка словно сшита тончайшими нитями, но при кажущейя свободе требует от исполнителей очень больших усилий. «Сложная простота и простая сложность», - как говорил Борис Александрович Покровский... По словам Геннадия Рождественского, «Бриттену удалось воплотить в звуках тончайший этический настрой библейской притчи, пользуясь при этом более чем скромным инструментальным составом оркестра – всего лишь семь человек». Действительно, семь человек на сцене вместо целого оркестра смогли создать гармонию, несмотря на кажущийся хаос. Для создания особой эстетики Ася Мухина, молодой художник-декоратор, использовала минимум средств в сценографии. Все оформление – это свет, видеоряд и скульптурные костюмы.
Действие на сцене заставляет задуматься о равнодушии и черствости человеческого сердца, о том, что недопустимо оставаться безучастным к судьбам падших, довольствуясь собственным благополучием. За все в конце концов приходится платить. Ведь это и есть главная проблема нашей жизни – когда человек становится никому не нужным... Опера-притча Бриттена, поставленная на сцене Камерного театра им.Покровского, неоднозначно трактует библейский сюжет, и не все зрители смогут принять эту постановку. Но, при всей этой неоднозначности, спектакль смотрится и слушается на одном дыхании. И, безусловно, займет достойное место в репертуаре Камерного Театра им.Покровского.
PS Премьера включена в официальную программу «Сезоны Бенджамина Бриттена в России», которая проходит под патронажем Британского совета в России.
Фото Анна Лащенко
Анонсы |
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-