• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Даниил  Трифонов в БЗК

Как Даниил Трифонов покорял Большой зал консерватории

25 ноября пианист Даниил Трифонов дал сольный концерт в Большом зале Московской консерватории.

Московская музыкальная жизнь богата событиями и не дает меломанам скучать. Нас не удивишь ни знаменитыми именами, ни высочайшим качеством исполнения, ни необычной программой, но картина, наблюдавшаяся 25 ноября у входа в Большой зал Московской консерватории в антракте сольного концерта Даниила Трифонова, была поистине удивительной. Нечасто мы видим что-либо похожее: толпа студентов плотно обступила вход в фойе БЗ и встречала всех выходящих оттуда вопросом с оттенком мольбы – «Вы уходите? Билет не отдадите?». Надежды студентов были тщетны –желающих покинуть концерт не было, да и, скажем прямо, быть не могло. Посетители подобных концертов, как правило, находятся в здравом уме, а ни один здравомыслящий человек просто не мог покинуть это фортепианное великолепие.

Хотя герой ноябрьского вечера уже заслужил мировую известность (все критики мира взахлеб пишут про него - «мистик фортепиано», «поэт клавиатуры», а легендарная Марта Аргерих заявляет: «То, что он вытворяет своими руками, просто невероятно…я никогда не слышала ничего подобного»), и его концертная трасса составлена далеко вперед, - про родину Даниил не забывает и регулярно навещает как Москву и Санкт-Петербург, так и другие российские города.

Разумеется, каждый его приезд вызывает нешуточный ажиотаж, но это оживление связано не с модой или престижем, а с уникальными качествами Даниила как музыканта и человека. Он еще молод – ему всего 23, но в профессии и творчестве уже достиг такого уровня, который заставляет биться сердце любого ценителя музыки чаще.

Даниил Трифонов

Да и при составлении программ Трифонов себе поблажки не дает. Вот и на этот раз программа поражала своим объемом (хотя изначально была заявлена другая, со Стравинским и Равелем, но это, поверьте, ничуть не отразилось на ее грандиозности). Открывалась она органной «Фантазией и фугой» соль минор И.С.Баха, сочинение BWV 542, в переложении Ференца Листа. Заканчивалось первое отделение жемчужиной мирового пианизма (и сложнейшим экзаменом для любого, кто взялся ее исполнять) 32-й сонатой Бетховена, а второе отделение полностью состояло из 12-ти «Трансцендентных этюдов» Листа.

Программу, сложность и объем которой могут удивить даже человека, несведущего в музыке, Даниил вышел играть с легкой полуулыбкой. Ни малейшей рисовки, актерства, самолюбования, стремительный подход к роялю, легкий поклон, и вот мы погружаемся во Вселенную Баха… Описывать, а тем более, разбирать то, что Даниил делал с роялем в этот вечер, нет никакого желания и возможности. Проще всего, да, пожалуй, и точнее, изумленно выдохнуть – «чудо!», и это ощущение не покидает даже спустя продолжительное время после концерта.

Великий Бах подарил нам, потомкам, удивительно современные произведения, как будто заглядывал в будущее, создавая их для нас, неважно, в каком веке и в какой стране обитающих…Гениальность его творений зашкаливает. Вот и «Фантазия и фуга» соль минор, мощное, контрастное произведение, одно из самых запоминающихся в творчестве Баха, в фортепианной транскрипции Листа поражает силой воздействия на слушателей. Каждая часть – абсолютно не похожа на другую, но представить их отдельно – невозможно…драматизм, душевные страдания и трагическая экспрессия фантазии стремительно переходят в чистейшую радость, полнозвучие и подвижность фуги. Даниилом же алмазная прозрачность и крепость баховской музыки, в которую фортепианное переложение Листа добавило пронзительности и многогранности, были доведены до предела. Возникало ощущение, словно сам Иоганн Себастьян взял тебя за руку и повел по ступеням звуковых склонов вверх, в небо, в мир вечного, истинного, прекрасного…Когда исполнение завершилось, зал молчал, словно завороженный.

Но настоящий катарсис поджидал публику во время исполнения 32-й бетховенской. Последняя соната Бетховена. Про нее говорят – мерило мастерства пианиста (даже шутят, что «всех концертирующих артистов можно поделить на две основные категории – одним под силу хорошо сыграть первую часть Тридцать второй сонаты Бетховена, другим — вторую ее часть»). То, как ее исполняли в прошлом наши гении пианизма, передать словами невозможно. По странному стечению обстоятельств, до этого концерта я прослушала 32-ю (конечно, в записи) в исполнении и Владимира Софроницкого, и Марии Юдиной, и Святослава Рихтера, каждый раз поражаясь ее многоликости и магнетизму. Она меня преследовала, она мне снилась. И вдруг – Даниил Трифонов с 32-й. Причем возникла она в программе совершенно неожиданно – помните, замена?

То, что мы услышали, было невероятным. Сочетание невозможной, тончайшей, но при этом мощнейшей виртуозности, силы, легкости, интонационного многообразия и исполнительской свободы дарило слушателю глубочайшее потрясение, а такое практически уже исчезающее, тающее, но явственно слышимое пианиссимо вообще неизвестно, слышал ли когда-нибудь Большой зал консерватории.

Даниил Трифонов

Бывает впечатление, что пианист, сидящий за роялем, общается с ним, как с другом, или работает, как с инструментом. А с Трифоновым было так, что они – рояль и Даниил – казалось, слились в одно мистическое существо, как будто клавиши стали продолжением пальцев пианиста. Даниил растворился в издаваемых им звуках, где-то там, в мирах, сопричастных с бетховенскими, при этом умудряясь наполнять огромное пространство Большого зала каскадом эмоций, в градации от умирающего, тающего в звенящей тишине шепота, до яростной страсти взрывных пассажей…Последняя соната Бетховена была исполнена так, что глупо прозвучал бы вопрос – какая часть лучше? Обе – восхитительны. И мастерство пианиста – безупречно. Да, это своя, ни на кого не похожая, «трифоновская», порой захлестывающая эмоциональностью интерпретация, но, скажите, разве у мастеров прошлого она совпадала? Отнюдь…И тут вспоминаются слова замечательного педагога, прекрасной пианистки, профессора Веры Васильевны Горностаевой, из ее книги «Два часа после концерта»: «Самое дорогое в искусстве – индивидуальность».

Когда отзвучали последние аккорды, и музыка стихла, зал не шевелился. Это общее место, о таком часто приходится слышать или читать, но гораздо реже, к сожалению, переживать. А Даниил подарил нам всем подобное переживание щедрой мерой.

То, что происходило в антракте, уже описано в начале статьи, и можно смело перейти ко второму отделению. Программа получилась чрезвычайно объемной, остается только удивляться, как пианисту хватило сил, и как хватило сил публике, но факт остается фактом – от первой ноты «Этюдов» и до последней ноты биса Даниил показывал игру просто напросто великую, а зал изнемогал от глубины, и яркости, и потрясающего мастерства, свидетелем которых публике посчастливилось стать. В своих «Трансцендентных этюдах» Лист – очень разный, он дает пианисту возможность показать все грани и исполнительского умения, и собственного таланта (если этот талант, конечно, есть). Даниил был великолепен. Этюд сменял этюд, музыка казалась бесконечной и бездонной, возникало ощущение, что в сердце каждого слушателя, помимо высочайшего наслаждения музыкой, еще и растет желание, чтобы эта тончайшая, трагичнейшая и сладкая пытка никогда не заканчивалась. Но все заканчивается, и долго приходивший в себя зал обрушил после пронзительного молчания на молодого мастера овацию такой силы, которую даже в доброй Москве увидишь не часто, тем самым выпросив у изможденного (еще бы!) Даниила чудесный бис.

«Если пианист выходит на сцену и «достает из кармана» безупречную и хорошо подготовленную программу, этого еще недостаточно, чтобы публика полюбила его, - сказал как-то Артур Рубинштейн. – Он должен в каждом своем концерте пролить «несколько капель свежей крови». Тогда он – артист. И зал это всегда чувствует».

Пожалуй, в этот вечер мы убедились, что Даниил Трифонов – артист. Браво, маэстро, браво, филармония! Это был концерт из тех, воспоминания о которых человек несет с собой всю жизнь. Мы с верностью и нетерпением ждем новых встреч.

Ирина Шымчак

Фото автора


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей