• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



13.11.2020

Древо жизни в стиле Леонардо да Винчи

«Царицынская опера» привезла на фестиваль «Видеть музыку» масштабный спектакль, представивший в гармоничном единстве весь творческий коллектив театра, - оперную и балетную труппы, хор (с участием хоровой капеллы) и оркестр. Каких усилий это стоило в нынешних условиях, можно только догадываться.

Сцена из спектакля

Кантата Карла Орфа «Кармина Бурана» прочно занимает место среди абсолютных репертуарных «хитов» современности. Ее исполняют в концертах, предлагают сценические воплощения. Даже на Пятом фестивале «Видеть музыку» таких прочтений оказалось целых два – а повторы названий в афише фестиваля хотя и встречаются, но, скорее, как исключение. Тем интереснее было увидеть, насколько по-разному (и каждый по-своему убедительно) подошли театры к интерпретации этого произведения. Донбасс-Опера трактовала «Кармину» как настоящую мистерию, погружаясь в атмосферу некого мифа о Средневековье (о донецком спектакле читайте здесь), то театр из Волгограда представил изысканную фантазию, практически не привязанную ни к какому реальному временному отрезку. Музыка Орфа стала основой для сценического воплощения серьезных размышлений о вечном жизненном цикле, сменяемости поколений, человеческих судьбах, зыбкости граней между земным и небесным мирами (в музыкальную ткань спектакля очень органично была вплетена музыка Генделя и Моцарта). Создатели спектакля не стали отталкиваться от текстов, на которые написана кантата, не стали использовать субтитры с переводом. Само по себе звучание латыни и старонемецкого языка было еще одной музыкальной составляющей, не неся конкретики слова. Режиссер-постановщик Александр Зверев отошел от темы, как казалось бы, лежащей на поверхности – темы рокового всевластия судьбы, которую так мощно заявляет первый номер кантаты, знаменитая «O,Fortuna!». Важнее Колеса Фортуны создателям спектакля оказалось Древо Жизни, именно его образ в визуальной составляющей становится основным, оно расцветает, меняет цвет листвы, ведь действующие лица проходят разные жизненные периоды.

Сцена из спектакля

Историей Героини, Героя, персонажей, которые обозначены по своим голосовым амплуа как Баритон и Тенор, движут не только обстоятельства жизни – загадочный представитель Высших сил (именованный как Безликий) вмешивается в запрограммированный ход событий, остро встает тема выбора, замены предназначенного человеку пути, которое влечет за собой перерождение личности…

Пересказ сюжета– дело заведомо неблагодарное, множество непростых аллюзий, психологическая утонченность, подтекст и скрытые смыслы – каждый откроет здесь что-то свое, и, что так важно, найдет, над чем задуматься.

А спектакль буквально пленяет изысканной красотой, словно затягивает в свой мир, завораживает вязью нескончаемого движения, в котором на равных с балетом участвует хор (балетмейстер Татьяна Ерохина), оформлением, заставляющим вспомнить картины мастеров итальянского Возрождения. Неслучайно художником-постановщиком был приглашен известный живописец Георгий Матевосян. Также живописны и костюмы (художник Елена Павловская). Не раз и не два вспоминался знаменитый термин «сфумато» - приема, изобретенного великим Леонардо да Винчи. Высочайшее искусство полутонов, зыбкой волшебной дымки, мягкой цветовой гаммы – вот эстетика царицынской «Кармины» во всех ее составляющих. Оказалась, что музыка Орфа может быть на сцене воплощена и так. Тем контрастнее воспринимаются в этой атмосфере яркие эмоциональные взрывы.

Сцена из спектакля. В центре – Алексей Михайлов (Тенор), Руслан Сигбатулин (Баритон)

Дирижеру Сергею Гриневу тоже оказалось важным донести не только всем известную экспрессию и даже «харАктерность» музыки Орфа, но и открыть в ней множество нюансов. Оркестр и хор (хормейстер Юрий Панфилов) эти задачи выполнили.

В сложной музыкальной, пластической и философской ткани спектакля все участники поразили органичностью существования. работы солистов могут быть отнесены к незаурядным артистическим достижениям. Руслан Сигбатулин (Баритон) и Алексей Михайлов (Тенор) в партиях меняющихся «ролями» антагонистов показали отличный вокал и владение пластикой и актерским мастерством. Абсолютно заворожила сопрано Анна Девяткина (Душа Героини). Ей «не досталось» ни пластической, ни актерской составляющей – звучал только редкой красоты голос из ложи почти над сценой. Героиня – Ксения Вдовина, балерина утонченного и нежного дарования, с красивейшей пластикой, прекрасная актриса, по-настоящему одухотворенная. Герой - Александр Чупраков, красив и мужествен, очень хорош в дуэтах с героиней. В сложной и хореографически, и по смыслу, партии Безликого блеснул Антон Иванчук. Его сольный монолог вызывал настоящий энтузиазм зала.

Безликий – Антон Иванчук

Вообще, «Кармина Бурана» - тот спектакль, который показал, что «Царицынская опера» как театр находится на отличном творческом уровне во всех своих составляющих. И еще -  если региональный театр берется за такое сложное название и не упрощает содержание, но, напротив, привносит дополнительные глубокие смыслы, значит, театр уверен в своей аудитории. Дорогого стОит!

Сцена из спектакля. В центре - Ксения Вдовина (Героиня)

Пятый фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» проходит в Москве в сентябре-ноябре 2020 года. Фестиваль организован Ассоциацией музыкальных театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом Президентских грантов.                                                                                           

Надежда КУЗЯКОВА

Фото Е.Лапиной предоставлены пресс-службой

фестиваля «Видеть музыку»

13.11.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей