• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Дмитрий Янковский:

Молчалин в «Чаадском» - не только «умеренность и аккуратность»

 

С 1 по 4 июня в Московском музыкальном театре "Геликон-опера" прошли премьерные показы оперы "Чаадский" композитора Александра Маноцкова, включившего в музыкальную ткань спектакля знаменитые вальсы автора бессмертной комедии «Горе от ума». К вечной пьесе Александра Сергеевича Грибоедова в ее оперном воплощении обратился режиссер Кирилл Серебренников. Впрочем, помимо «Горя от ума»  в либретто (авторы которого сам композитор и автор идеи и продюсер проекта Павел Каплевич) были задействованы и последний монолог из "Записок сумасшедшего" Гоголя, и традиционная персидская поэзия. Как говорит композитор, роман Тынянова о Грибоедове "Смерть Вазир-Мухтара" имел для него огромное значение. Премьера вызвала целую волну противоречивых откликов и оценок – от восторга до полного неприятия, причем и с той, и с другой стороны оценки были как аргументированные, так и чисто эмоциональные. Наше издание заинтересовалось отношением исполнителей к этой постановке.

"Музыкальный Клондайк" встретился с исполнителем роли Молчалина Дмитрием Янковским. Его персонаж – один из ключевых в спектакле. Несомненно, для певца это – серьезный этап в работе с современными композиторами. Дмитрий Янковский хорошо известен поклонникам жанра «классический кроссовер», то есть жанра относительного «легкого» в плане восприятия. Здесь же – «крепкий орешек» в виде сложной атональной музыки и непростых пластических задач.

- Молчалин является одним из главных действующих лиц и в комедии Грибоедова, и в опере Маноцкова. Кто же ваш персонаж в спектакле Серебренникова?

- Линия Молчалина - одна из главных линий в спектакле. Воплощение  обмана и лицемерия, про которые говорит Чаадский. Молчалин - лицо социума, он где-то пресмыкается и подлизывается, где-то берет все в свои руки и становится зверем, демоном. В музыке подчеркивается его двуличность и разноплановость: с фальцетного регистра я перехожу на грудной звук, перепрыгивая через две октавы.

- Постановка Серебренникова переносит действие пьесы в некую новую действительность. Насколько это актуально? Ведь такие приемы стали уже общим местом, используются во множестве постановок.

- «Чаадский» - абсолютно безвременной спектакль. Когда режиссер нам рассказывал о том, что будет, и мы общались с композитором, то затронули тему, что это некое наше время, показывающее богемное существование такого пласта, как элита. У нас в спектакле есть решение, что всех актеров на специальных платформах носят 40 человек. Мы их называем атлантами, но в данном случае здесь проводится аналогия с простыми смертными, обычными людьми, которые носят "небожителей". Изначально Чаадский находится вместе с элитой, но с приходом мыслей, что все должно быть не так,  в конце спектакля он спрыгивает вниз и остается на земле с людьми. И уже вся элита с этих платформ говорит, что он сошел с ума. Вот такая философская история.

- Как проходила подготовка к партии с такой сложной музыкой? Что было самым трудным?

- Оперные певцы имеют за плечами багаж музыкальных знаний и классических стандартов, например Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, те оперы, которые на слуху. И всегда, когда они сталкиваются с новой музыкой, а тем более с современными композиторами, находящимися в поиске новых неканонических решений, то присутствует момент критики. Как и в нашем случае. Когда мы в первый раз услышали эту оперу, был непростой момент принятия ее для себя. Но в процессе работы большую роль непосредственно сыграл Кирилл Серебренников. Когда мы начали искать в этой музыке какую-то драматическую составляющую, решение в спектакле, то она стала уже органичной для нас.

Сложность заключается в том, что композитор некоторые важные ключевые текстовые моменты, которые были написаны у Грибоедова, пускает одновременно. Грубо говоря, два дуэта идут в параллель, абсолютно в атональной разной музыке. Например, когда я исполняю партию, я отключаюсь от того, что играет оркестр и вижу только сетку руки дирижера, на которую ориентируюсь. Лично для меня этот спектакль - больше драматическая работа, чем вокальная. И в процессе его воплощения не оставалось никакого другого варианта, кроме как полюбить эту музыку. Потому что в противном случае мы бы не смогли ее исполнять, не получилось бы конечной формы и какого-то хорошего результата. Поэтому, когда перед выпуском мы с коллегами говорили: как забавно то, что нам уже нравится все, что мы поем и что исполняем. И в результате все солисты  нашли свое вокальное, пластическое, драматическое выражение в такой музыке.

Мне кажется, что спектакль оценят люди, знакомые с современными композиторами, и с работами Александра Маноцкова в частности. Люди, которые ищут новые решения, новаторы - те, кому нравятся разные взгляды и мысли. Им все это будет интересно.

беседовала Александра САЙДОВА

фото Анны МОЛЯНОВОЙ

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей