• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Ивановка

Ивановка, Рахманиновский фестиваль…

В минувшие выходные в Музее-усадьбе Сергея Рахманинова в Ивановке прошли два концерта (о дате третьего будет объявлено дополнительно) II Международного фестиваля им. С.В. Рахманинова.

После первого фестиваля, состоявшегося в июне 2014 года, когда в Ивановке побывал с грандиозными программами Российский национальный оркестр во главе со своим художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетневым, было объявлено, что фестиваль «обязательно продолжится». Продолжения ждали два года. И вот в начале сентября 2016 рахманиновский фестиваль в Ивановку вернулся.

Рахманиновская Ивановка – удивительное место, здесь каждый сантиметр земли пропитан особой аурой. Красота неописуемая. Любуясь ею, вдыхая изумительно-чистый воздух парка, не можешь не думать о том, что ведь по земле этой ходил он, невозможный ни в какой другой стране, кроме России, гений; здесь вслушивался в плывущие над деревнями густые колокольные звоны, любовался роскошными пейзажами, вдыхал аромат любимой сирени, наслаждался пением птиц, самозабвенно занимался ведением хозяйства.

Ивановка

Здесь, в Ивановке, была создана большая часть его произведений. «Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, усидчивую работу, которой окружающий покой благоприятствует…Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь», - писал Рахманинов, уже будучи в эмиграции. И в наше время Ивановка притягивает к себе любого меломана или музыканта, словно это – место силы.

Правда, в этот раз на фестиваль выбрался не такой многочисленный десант, как в первый, тем не менее, великолепно составленная программа нынешнего, несмотря на ее камерность, обещала публике не меньшее эмоциональное потрясение и удовольствие от прикосновения к прекрасной музыке. Камерность получилась чуть ли не буквальной – во время концерта музыканты располагались на расстоянии вытянутой руки. Сентябрь – все-таки не июнь, поэтому Александр Иванович Ермаков, директор Музея-усадьбы, решил не рисковать состоянием струнных инструментов и распорядился провести концерты фестиваля в гостиной усадебного дома. Впрочем, и во времена Рахманинова в светлой, уютной гостиной всегда было «шумно и весело» – здесь принимали гостей, проводили концерты, устраивали домашние спектакли. Эта традиция в наше время старательно поддерживается сотрудниками Музея-усадьбы.

Александр Иванович Ермаков

Кстати, Александр Иванович во вступительном слове напомнил, что впервые Михаил Плетнев встал за дирижерский пульт именно в Ивановке, когда сюда приехал Большой симфонический оркестр (тогда он назывался «Оркестр Гостелерадио»). «В следующем году исполнится 30 лет дружбы Плетнева с Ивановкой и 60 лет самому Плетневу, - рассказал Ермаков. – И весь следующий год у нас пройдет под знаком юбилея Плетнева. У нас будет огромная выставка, много вечеров, и Михаил Васильевич обещал нам дважды побывать. И все, что будет происходить здесь сегодня и завтра, - это благодаря ему и его замечательному оркестру».

Первый вечер фестиваля уже вписался в историю: в этот день усадьбу посетили Советник Президента Российской Федерации Владимир Толстой и Вице-губернатор Тамбовской области Сергей Чеботарев, которые привезли с собой документы с принятым решением о строительстве в Ивановке концертного зала и гостиницы. Публика встретила это известие бурей аплодисментов, и, думаю, многие из моих знакомых и друзей радовались бы этой новости так же горячо.

Александра Кадурина

Герои первого вечера – музыканты молодые, но уже известные и пользующиеся заслуженным признанием.  Александра Кадурина, меццо-сопрано, приглашенная солистка Большого театра, и пианист-концертмейстер труппы Большого театра Артем Гришаев не в первый раз выступают вместе. Для рахманиновского фестиваля в Ивановке Александра и Артем подготовили программу из романсов Чайковского, Мусоргского, Свиридова и Рахманинова.

Романс «То было раннею весной» Чайковского, с которого начался концерт, прозвучал очень светло, проникновенно, щемяще-нежно, впрочем, романсы и предполагают особую степень выразительности, ведь это особый жанр. Последовавшие за ним «Забыть так скоро», «Нам звезды кроткие сияли», «Закатилось солнце», «Мой гений, мой ангел, мой друг», «Нет, только тот, кто знал» были исполнены мастерски, и незаметно погрузили публику в тот самый настрой, с которым и следует слушать такие произведения.

Александра Кадурина

Александре удалось великолепно передать и пронзительную трепетность, и скорбную горечь, и драматизм каждого из этих маленьких шедевров. Ее меццо, теплое, гибкое, льющееся абсолютно непринужденно, казалось, заполнило каждый уголок гостиной, да и акустика была здесь особенной - звук словно улетал вверх – по винтовой лестнице к небу. Артем Гришаев – профессионал высочайшего класса – не просто «сопровождал» Александру, а создавал образы вместе с ней. Прекрасный «поющий» звук, мягкая лиричность и чуткость аккомпанемента завороживали не меньше, чем голос певицы.

Вокальный цикл «Детская» Модеста Мусоргского, последовавший за романсами Петра Ильича, вызвал оживление и явный интерес детской части публики. Александра разыграла настоящий мини-спектакль, по контрасту представив яркие, увлекательные образы с непринужденным артистизмом и интонационной точностью.

После антракта концерт продолжился тремя романсами Георгия Свиридова – прозвучали «Изгнанник», «Русская песня» и «Зимняя дорога». Не случайно именно с творчества этого композитора открылось второе отделение – ведь связь Свиридова с Россией, так же, как и Рахманинова, была мощной и неразрывной. Все глубинные смыслы, из которых и создается русская ментальность, все чувства, переживания, интонации, свойственные русской душе, являлись основой жизни и творчества Георгия Васильевича. И все это с невероятной силой воплощено в его романсах…Изумительный мелодизм свиридовских опусов удивительно созвучен вокально-камерному творчеству и самого Рахманинова, поэтому вполне логично, что после свиридовских романсов артисты перешли к романсам Сергея Васильевича.

Артем Гришаев

Александре и Артему удалось безукоризненно передать эмоциональную атмосферу рахманиновской стихии, не уходя в чрезмерность и бравурность, но именно так – светло, прозрачно и мечтательно. Каждый из семи исполненных романсов – «О, не грусти», «Сон», «Ночь печальна», «У моего окна», «В молчаньи ночи тайной», «Мы отдохнем», «Я жду тебя» произвел на публику огромное впечатление. И еще раз хочется отметить – это был именно дуэт, а не выступление певицы с аккомпаниатором, или наоборот. Как известно, в романсах Рахманинова партия фортепиано отличается особой выразительностью, яркостью и самостоятельностью, однако Артему удалось избежать «параллельности» и ухода в свой богатейший пианистический мир. Удивительным образом возникала полная гармония слова, музыки и чувств.

Артем Гришаев, Александра Кадурина, Ивановка

На бис были исполнены русская народная песня «Катерина» в обработке Прокофьева и «Не пой, красавица, при мне…» Рахманинова. Восторженная публика долго рукоплескала исполнителям, а в завершение вечера Александре и Артему подарили книгу о Сергее Рахманинове из серии «Жизнь замечательных людей».

Во втором фестивальном концерте, состоявшемся на следующий день, приняли участие народный артист России Алексей Бруни (скрипка), Максим Тарноруцкий (виолончель) и Павел Домбровский (фортепиано). Программа была составлена так, чтобы показать преемственность русской композиторской школы – и ее гениальность.

Ивановка рахманиновский фестиваль

Концерт открылся «Элегическим трио» №1 соль минор Рахманинова, затем исполнили сочинения учителей Сергея Васильевича, которых он глубоко чтил и уважал – Сонату для скрипки и фортепиано ля минор Сергея Танеева и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Антона Аренского. И, если «Элегическое трио» исполняется довольно часто, и здесь, в Музее-усадьбе в Ивановке уже звучало, то эти две вещи, танеевская скрипичная Соната и Трио Аренского – абсолютно уникальны и гостят на наших сценических площадках весьма редко…

Александр Иванович Ермаков

Перед началом концерта Александр Иванович Ермаков заметил, что «к нам приехали слушатели из Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Липецкой областей». Действительно, публики в этот вечер было столько, что гостей пришлось разместить и в кабинете Сергея Васильевича (святая святых для хранителей, но чего не сделаешь ради фестиваля!). Даже сверху, от выхода винтовой лестницы на второй этаж, некоторые умудрялись слушать музыку.

Рахманиновское «Элегическое трио» - произведение непростое для ансамблевого исполнительства, с драматизмом фактуры и трагическим финалом. При этом оно отличается ошеломляющей красотой... Алексей Бруни, Максим Тарноруцкий и Павел Домбровский блестяще справились со сложной задачей, хотя времени на совместные репетиции у них практически не было, и исполнили юношеское произведение Рахманинова (кстати, на протяжении полувека считавшимся утраченным) с воодушевлением, экспрессией и выразительностью. Впрочем, разве могло быть по-другому, ведь каждый из участников концерта – блистательный, глубокий музыкант, к тому же в совершенстве владеющий ансамблевыми навыками?

Прекрасная музыка лилась гипнотизирующим потоком, то сдержанно-скорбным, то пронзительно-порывистым, то тревожно-печальным, неуклонно стремясь к трагическому финалу. Последние траурные аккорды прозвучали, как похоронный марш…Минута молчания – и музыканты снова выходят к публике, уже в дуэте, чтобы исполнить скрипичную сонату Танеева, которая была создана композитором в подмосковной деревне Дютьково.

Вдохновленный местными красотами, Сергей Иванович не мог не запечатлеть этой живописности в своей роскошной музыке. «Разговор» скрипки и фортепиано заинтриговал и увлек за собой так, что публика забыла обо всем на свете, восторженно внимая то трелям птиц, то журчащему ручью, то романтическим картинкам, словно выплетаемым этими звуками.  

Павел Домбровский

Благодаря мастерству и какой-то невероятной увлеченности танеевской музыкой Алексея Бруни и Павла Домбровского в тот момент публика и сама в нее влюбилась. Хочется надеяться, что после концерта это чувство не исчезнет, ведь творчество Танеева – это настоящая жемчужина нашей культуры.

Алексей Бруни, Павел Домбровский

В последней части программы музыканты представили абсолютно феноменальное Трио №1 для скрипки, виолончели и фортепиано Антона Аренского, старшего современника и консерваторского учителя Сергея Рахманинова, созданное в 1894 году и посвященное памяти виолончелиста Карла Давыдова. Естественно, партии виолончели в Трио уделено особое внимание. Виолончель здесь – главный рассказчик, и вступает в диалог то со скрипкой, то с фортепиано.

Максим Тарноруцкий

В подаче Максима Тарноруцкого, заводившего беседу с коллегами по ансамблю, «Трио» прозвучало темпераментно, поэтично, с ностальгической лирикой и очень искренне. Увлеченность музыкантов исполняемой музыкой и здесь сыграла огромную роль – они словно проживали в этом кусочке рахманиновского пространства, с его особым сиянием и атмосферой, целую жизнь – в четырех частях…

Публика наградила музыкантов благодарными аплодисментами, а Бруни, Тарноруцкий и Домбровский вышли еще раз и на бис исполнили виртуозно-стремительное Скерцо Мендельсона из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Затем Александр Ермаков вручил гостям-музыкантам книгу «Рахманинов» (все то же издание, из серии «Жизнь замечательных людей») и поблагодарил их за великолепный концерт.

Оба чудесных фестивальных вечера в Ивановке, не говоря уже о том, что расширили слушательские представления о камерном исполнительстве и открыли местной (да и не только местной) публике волнующий мир удивительно емких музыкальных мгновений, доставили огромное удовольствие и стали яркой страничкой рахманиновского фестиваля. Впереди – еще один концерт, с участием художественного руководителя и главного дирижера Российского национального оркестра Михаила Плетнева. Дата пока неизвестна, но надеемся, это будет скоро…

PS

Огромная благодарность всем сотрудникам Музея-усадьбы С.В.Рахманинова в Ивановке и ее директору Александру Ивановичу Ермакову за радушный прием, замечательную организацию всего процесса (а это ох как сложно, учитывая удаленность Ивановки от транспортных узлов и отсутствие гостиницы), за искреннюю увлеченность и «горение»! Творческая жизнь в Ивановке продолжается: 24 сентября сотрудники организуют уже новое событие – музыкальный фестиваль «Приношение Гилельсу», посвященный 100-летию со дня рождения Эмиля Григорьевича Гилельса.

Алексей Бруни РНО

Ирина Шымчак

Фото автора

Ивановка - Москва


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей