• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



ЭДУАРД ШТРАУС: «Творчество Штраусов до сих пор остается загадкой…»

В конце декабря потомки Иоганна Штрауса-отца посетили Москву, чтобы присутствовать на концерте "Новый год с Павлом Коганом и его оркестром" в Большом зале консерватории.

Доктор Эдуард Штраус впервые в Москве, но не впервые в России: потомок Иоганна Штрауса-отца и глава семьи Штраусов уже приезжал три раза в Санкт-Петербург на различные музыкальные фестивали, посвящённые творчеству семьи Штраусов. Сын доктора Штрауса – Томас – тоже не впервые в России, у него много друзей в Москве и Санкт-Петербурге. Томас учит русский язык и без затруднения читает надписи на русском языке. Накануне, только сойдя с самолета, семья Штраусов сразу же отправилась на прогулку по городу – друзья повели их на Патриаршие пруды. Штраусы продемонстрировали хорошую осведомлённость и знакомство с творчеством М.А. Булгакова, и даже узнали то место, где, по версии Михаила Афанасьевича, появляется Воланд.

- Доктор Штраус, Вы впервые в Москве. Как Вы приняли решение об этой поездке? Сразу ли поддержала Вас семья? В Санкт-Петербург Вы приезжали по делам или же это было связано с музыкой?

- Все мои поездки так или иначе связаны с музыкой и с представлением интересов моей семьи, а не с основной работой, так как я – судья (доктор Штраус – Президент палаты Верховного Регионального Апелляционного суда г.Вена). Мы приезжали на фестивали, повидать членов клуба Штраусов. Мы очень благодарны маэстро Когану за приглашение, так как получили возможность и побывать на концерте, на котором исполняют произведения музыкантов нашей семьи, и увидеть Москву в новогоднем убранстве.

Приехать сюда всей семьей – это было наше коллегиальное решение, так как мы прекрасно понимаем, как важно иметь контакты по всему миру. Единственная прибыль, которую мы можем извлечь из нашего «звучного» имени, – это то, что у семьи Штраусов контакты по всему миру. Более того, мы свято храним семейную традицию: с самого раннего детства мы берём детей в поездки вместе с нами, чтобы показать им всё многообразие мира.

- Расскажите о деятельности обществ Иоганна Штрауса Великобритании, Швеции, Франции, Германии и Чехии, почётным председателем которых Вы являетесь. Какие наиболее значимые мероприятия проходят в Европе при поддержке этих организаций?

- Нет одного международного общества Штраусов, есть общества в нескольких европейских странах, самые активные из них – в Германии, Великобритании, Швеции, Японии. В России есть клуб Штраусов в Санкт-Петербурге. В Вене есть общество, с которым мы не в тесном контакте, но я – Президент Австрийского института исследований творчества Штраусов. Это не столько общество, сколько исследовательский институт. Есть ещё много белых пятен в истории и в музыкальном наследии нашей семьи, для заполнения которых нужны исследования академического уровня. Каждый год в марте мы собираемся на специальный симпозиум, приуроченный к 14 марта – Дню рождения Иоганна Штрауса-отца. В течение нескольких дней мы проводим встречи, которые показывают миру, что еще многое нужно сделать.

Творчество Штраусов до сих пор остаётся загадкой, и каждый год мы открываем что-то новое, новые интерпретации и новые смыслы музыки. Например, в 2017 году исполняется 150 лет со дня первого исполнения вальса «На прекрасном голубом Дунае». Само название имеет сатирический смысл, в него заложены политические обстоятельства того времени, в которое он был написан. Тогда единственным выходом из сложившихся обстоятельств было поддерживать себя в счастливом настроении, танцевать. Композитор словно говорил этим сочинением: «наступили очень плохие времена, но мы надеемся, что наша жизнь станет лучше, а пока что мы просто танцуем». Так что сама интерпретация вальса «На прекрасном голубом Дунае» должна быть изменена.

- А Дунай бывает голубым?

- (Смеётся) Дунай никогда не был голубым, и никогда не будет голубым. Всего два дня в году, когда солнце стоит под определённым углом, можно с берега увидеть голубизну на поверхности Дуная. Нет, название носит именно сатирический характер. Дунай в реальности - и не прекрасный, и не голубой. Поэтому одна из задач 2017 года - поменять интерпретацию, подход к этому вальсу.

- Чем для Вас был 2016 год?

- Мы провели очень большую работу по упрочению и популяризации музыкального наследия Эдуарда Штрауса. 29 декабря было 100-летие со дня его смерти. Благодаря проведенной нами работе, на Youtube появилось много новых записей Эдуарда Штрауса. Кроме того, мы никогда не делаем различия между нашими предками и всегда говорим о наследии всей семьи Штраусов, а не делаем упор на Иоганна-сына или Йозефа или Эдуарда.

- Много ли удалось обнаружить интересного и неизвестного к настоящему времени? Как проходит работа над полным каталогом произведений Иоганна Штрауса-сына и произведений других членов Вашей знаменитой фамилии?

- Работа над каталогами „Strauss-Elementar-Verzeichnis (SEV)“ и „Strauss-Allianz-Verzeichnis (SAV)“ идёт очень медленно, но упорно. Проблема состоит в том, что у нас нет поддержки со стороны государства, всё это делается на личные средства. Существует всего несколько настоящих экспертов, которых вы можете пересчитать по пальцам одной руки. Мы пытаемся найти молодых экспертов, иногда приходят молодые музыковеды, видят огромную гору работы и тут же теряют к ней интерес. Проблема Австрии в том, что туристические агентства активно и не всегда оправданно используют музыку нашей семьи. В период с мая по октябрь в Вене проходит 10-15 концертов ежедневно на различных концертных площадках – бесконечные концерты музыки Моцарта и Штраусов. Мужчины во фраках, женщины в вечерних туалетах, билеты по заоблачным ценам по 50-60 евро, и все туристы восторженно ахают - как это прекрасно. Большая часть этих концертов - шарлатанство, но только одна пятая часть туристов об этом догадывается, а все остальные просто счастливы. Это такой вариант «распродажи музыки Штраусов».

- Получается, что у семьи Штраусов нет стереотипов по поводу других стран, но сама музыка Штраусов - стереотип, связанный с туристической поездкой в Вену, как венский кофе или поездка в Шенбрунн.

- Мы страдаем от стереотипов, от ярлыков, которые в мире давно навесили на семью Штраусов и конечно, это – одно из правил игры. Это – картинка, но не очень правильная картинка, а только часть образа моей семьи и той музыки, которая была написана нашими предками. Но для того, чтобы понять всё наследие и его оценить, мы должны посмотреть на музыку Штраусов и с другой стороны.

- Есть ли, на Ваш взгляд, музыкальный коллектив, чьё исполнение произведений Иоганна Штрауса можно считать эталонным?

- Это очень сложный вопрос, в нём замешан и политический момент, так как если я скажу, что Венский филармонический оркестр - не самый лучший исполнитель музыки Штраусов, у меня будут большие проблемы. Да, конечно, исполнение музыки Штраусов Венским филармоническим оркестром принято считать эталонным. Тем не менее, Венский филармонический оркестр исполняет музыку так, как того требует дирижёр. А дирижёр всегда говорит, что зависит от оркестра. Получается замкнутый круг. Конечно, дирижёр готовит программу, самые напряжённые репетиции проходят перед рождественским концертом, на него отводится три репетиции, и это много для оркестра такого уровня. Дирижёр должен до репетиций прийти в Институт, посмотреть ноты, подумать о той интерпретации, которая будет на концерте, и Венский филармонический оркестр сыграет именно в той трактовке.

 - Не могу не спросить Вас о прошедшем концерте…

- Незабываемые впечатления от концерта Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана. Блестящее исполнение! Браво, оркестр, браво, маэстро! И, надо сказать, часть программы для меня самого стала полной неожиданностью…

Беседовали Елена АЛЕКСАНДРОВА, Светлана МУРСИ

На фото Светланы МУРСИ – Эдуард и Томас Штраусы, семья Штраусов

 

Благодарим отель Double Tree by Hilton MoscowMarina за помощь в проведении интервью. 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей