• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



26.04.2021

Любовь, скорбь и встреча с Богом

Из чего рождается музыка? Таким вопросом, уходя на покой, задался Папа Римский Бенедикт XVI и предложил три ответа. Первый источник, по его словам, — это любовь как опыт пребывания в ином измерении. Второй причиной зарождения музыки для него стала скорбь, возникающая в момент соприкосновения со смертью. Третьим источником он назвал встречу с божественным началом, которое является неотъемлемой частью человеческой сущности. По мнению Бенедикта XVI, эти исходные точки позволяют прикоснуться к высшим сферам и подталкивают к поиску новых путей выражения. Любовь, скорбь и встреча с Богом — вот три «кита», на которых держится программа концерта ансамбля «Encarnacion», состоявшегося 4 апреля: в галерее Зураба Церетели коллектив представил мадригалы Клаудио Монтеверди, а также духовные сочинения Джованни Баттисты Бассани и Алессандро Скарлатти. За дирижерским пультом в тот вечер был художественный руководитель ансамбля — Вячеслав Половянов.

Ансамбль «Encarnacion» три года назад создали студенты, аспиранты и выпускники Московской консерватории. В свой репертуар они включают хоровую музыку, которая практически не исполняется в России. Каждый концерт ансамбля отмечается российской премьерой незаслуженно забытых ренессансных или барочных опусов. «Еncarnacion» по-испански означает «воплощение»: в названии коллектива, таким образом, отражается идея дарования сценической жизни необычным музыкальным программам. Так называлась и одна из месс итальянского композитора Джованни Баттисты Бассани (ок. 1657 – 1716), с которой начался творческий путь ансамбля. Ее отредактированную версию в начале нулевых обнаружил польский миссионер Петр Наврот в боливийских провинциях Чикитос и Мохос. 

Мессы в Латинскую Америку привезли иезуиты в XVII веке. Они основали там несколько миссий и начали учить индейцев исполнять и сочинять европейскую церковную музыку. Таким образом местное население приобщилось к христианской религии. Традиции Старого Света смешивались с индейской культурой и передавались из поколения в поколение. Этот процесс продолжался до тех пор, пока в XVIII веке иезуитов не изгнали из Боливии и миссии не закрылись.

На протяжении многих лет в архивах разных миссий оставались рукописи как местных жителей, так и авторов Старого Света. Среди них Петр Наврот обнаружил шесть месс под названием «Acroama missale». Как оказалось, их автором являлся Бассани. Однако это были не точные копии, а несколько упрощенные версии опусов Бассани. Так выглядел естественный процесс интеграции европейской музыки в новую культурную среду. 

Одно из сочинений «Acroama missale» ансамбль «Encarnacion» несколько лет назад представил как российскую премьеру и на последнем концерте снова показал московской публике. Это — месса «Воплощение», в которой раскрывается идея вочеловечивания Христа, воссоединения Божественной и человеческой природы. Как и для многих произведений венецианской школы для сочинения Бассани характерна пышность и яркость колорита. Благодаря вдумчивому стилистическому анализу полифонической ткани ансамблю удалось передать богатство красок этой мессы и при этом звучать ровно и собранно. 

Линию церковной музыки продолжило «Miserere mei Deus» («Помилуй меня, Боже») Алессандро Скарлатти — музыкальная обработка 50-го псалма царя Давида, скорбящего о совершенном убийстве и просящего помилования у Господа. Примечательно, что Скарлатти больше известен как автор опер и камерных кантат, в то время как его церковная музыка исчисляется сотнями опусов. И «Encarnacion» здесь не изменяет своей стратегии, стремясь восполнить этот пробел в современном музыкальном ландшафте — силами коллектива была осуществлена российская премьера «Miserere» c-moll Алессандро Скарлатти.

Кроме духовных сочинений Скарлатти и Бассани в программу концерта вошли мадригалы Монтеверди. В отличие от объективной, отвлеченной от земного начала культовой полифонии этот светский жанр обращен к личности человека. В нем максимально полно раскрывается мир лирических переживаний, в котором главное место занимает любовь. В мадригалах Монтеверди это чувство очень многогранно: в  нем могут  присутствовать оттенки иронии, пасторали, печали или героики, оно может быть наполнено светом или трагедийными нотами.

Тема трагической любви объединяет в программе концерта три мадригала: плач покинутой Ариадны «Lasciatemi morire…», его продолжение — обращение к возлюбленному «Dove, dove e la fede…» («Где, где твоя верность…») и печальную  исповедь одинокой девушки, знаменитое «Lamento della Ninfa».  Богатая тембровая палитра, «живые» хроматизмы и выразительные контрасты этих мадригалов создают неповторимые трогательные образы.  Особенно рельефно в исполнении «Encarnacion» выглядели щемящие малосекундовые ходы «Плача Ариадны», сопоставления активных эпизодов с распевными текучими фрагментами в «Dove, dove e la Fede…», выразительные интонации  нежного solo сопрано (Анастасия Артамонова) на фоне сдержанных реплик мужских голосов и застывшего остинато в инструментальной партии в «Жалобе нимфы».

Выверенность темпов, выстроенность баланса, тонкая работа со звуком даже в самых неудобных акустических условиях — моменты, которые подкупают в исполнении «Encarnacion». И эта ориентированность на качество — важное свойство молодого профессионального коллектива, видящего своей задачей обновить современный музыкальный ландшафт, представляя публике малоизвестные сочинения. Благодаря тесному сотрудничеству с музыковедами, участники ансамбля «Encarnation» демонстрируют подкованность в области репертуара и знание принципов исторически информированного исполнительства. Поэтому качество интерпретации и продуманность программ в этом новом коллективе может быть примером для тех, кто уже занял свое место под солнцем.

 

Алина МОИСЕЕВА

Фото Елизаветы ЗАХАРОВОЙ
предоставлены автором материала.

26.04.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей