Новости


Подписаться на новости



Эпоха Валентины Левко

Она сидела в первом ряду и внимательно слушала выступление каждого артиста. Такая же, как и в годы расцвета её карьеры: чарующая, статная, одухотворённая. Произведения Баха, Шуберта, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова – в тот вечер всё звучало в её честь. Каждое спетое слово, каждая интонация были наделены любовью и уважением к самой главной слушательнице, сидящей в зале, к той, что покорила своим талантом миллионы сердец по всему миру. Это был вечер, посвящённый народной артистке РСФСР, солистке Большого театра Валентине Николаевне Левко.

Программу «Приношение великой певице» открыла её знаменитая видеозапись арии Любаши из оперы «Царская невеста» – любимая партия артистки. Творчество Н.А. Римского-Корсакова очень близко Валентине Николаевне, и в связи с этим организаторы подготовили для неё сюрприз – одноактную оперу-пролог к музыкальной драме Льва Мея «Псковитянка» «Боярыня Вера Шелога» (постановка Оперного театра-музея п/р Андрея Цветкова-Толбина). При минимальном использовании декораций на сцене Онегинского зала дома-музея Станиславского зрителям удалось погрузиться во времена царствования Ивана Грозного. Полупрозрачное полотно с изображением иконостаса разделяло оркестровую зону от зрительной площадки. Даже ионические колонны были адаптированы под стиль русского средневековья.

Опера-пролог «Боярыня Вера Шелога»

Показ одноактной оперы предварял главную и торжественную часть вечера – открытие выставки к 60-летию творческой деятельности Валентины Левко. Экспозиция заняла три зала на первом этаже Дома Станиславского, каждый из которых посвящён определённым периодам биографии великой артистки. Первый – играет роль «введения». На чёрном кабинетном рояле представлены десятки грамзаписей с участием Валентины Левко: романсы и песни, арии, оперные спектакли.

На отдельном стеллаже расположена эксклюзивная коллекция записей певицы с 1959 по 1991 год из 11 дисков, выпущенная компанией «Brilliant Classics» в 2013 году. Рядом с ними - газеты со статьями и рецензиями, методические очерки и, пожалуй, наиболее ценный печатный экспонат – книга-монография оперной артистки «Моя судьба в Большом театре». Всё это можно взять в руки, посмотреть поближе и почитать.

Мало, кто знает, что Валентина Николаевна начинала свою карьеру совершенно в другой музыкальной ипостаси. Об этом рассказывает Владимир Жданов, доктор искусствоведения, профессор МГК имени П.И. Чайковского: «Валентина Левко – уникальная личность в искусстве. Несомненная артистическая одарённость юной скрипачки-альтистки ещё в 1940-е годы обратила на себя внимание В.В. Борисовского и его ассистента А.В. Багринцева, по классу которого она окончила оркестровый факультет МГПИ имени Гнесиных…».

Своего профессора поздравляет Яна Иванилова (партия фортепиано – Мария Скуратовская)

О раннем и многогранном периоде творческой биографии повествуют детские и юношеские фотографии, школьные грамоты, нотные тетради. Любопытно рассматривать и изучать замечания и рекомендации молодой певице, написанные рукой её легендарной наставницы Марии Петровны Максаковой во время концерта на программке: «Надо поработать над соединением или, лучше сказать, разъединением высокого регистра от среднего…  Лучше всего или, просто говоря, правильно прозвучала Далила. Осмысленное пелось камерными красками…». Валентину Левко обожали многие. Подтверждение тому – десятки тысяч писем и записок, которые долгие годы хранит артистка. Одно из них – «от двух влюбленных композиторов» – Нины Макаровой и Арама Хачатуряна.

Для Валентины Левко поют солисты Большого театра: Станислав Мостовой, Ольга Селиверстова, Вячеслав Почапский и Ирина Долженко

Стены второго зала, словно пёстрый коллаж, украшают развешенные по периметру афиши выступлений (с 1960-х по 1980-е годы), собранные со всех уголков мира, от Советского Союза до Европы, США, Японии: здесь и концерт в Карнеги холле, и выступления в ФРГ, в Токио. На фоне афиш представлены роскошные эксклюзивные наряды, в которых пела артистка. Тщательно продуманная цветовая гамма, шикарные кружева, изящные пуговицы, словно ювелирные шедевры – удивительно сложные и красивые работы, абсолютно разные по своему стилю, мимо которых невозможно пройти и не рассмотреть всё вплоть до малейших деталей.

Отдельная витрина во втором зале посвящена Георгию Свиридову. Западная публика открыла для себя музыку этого композитора именно благодаря выступлениям Валентины Левко. Ещё в начале 60-х годов, восхищённый оригинальной трактовкой его произведений, он подарил артистке два тома своих вокальных сочинений. С альтом и смычком в руках, перебрав десятки номеров, Валентина Николаевна составила цикл на стихи А. Исаакяна, с которым впоследствии много гастролировала.

Поздравления от солистов МАМТ: Лариса Андреева, Антон Зараев и Наталья Зимина

В третьем зале собраны фотографии, рассказывающие о тех ролях, которые Валентина Левко пела в Большом театре: на них она запечатлена в образах Княгини из «Русалки» Даргомыжского, Нежаты из «Садко» Римского-Корсакова, Ратмира из «Руслана и Людмилы» Глинки. Здесь же - афиши гастролей в «La Scala», где звучал весь «русский» репертуар, от Бородина до Прокофьева. Фотографии с выдающимися музыкантами – запечатлённая эпоха общения певицы с Дмитрием Кабалевским, Робертом Рождественским, Галиной Вишневской, Людмилой Зыкиной и другими масштабными фигурами в искусстве.

В 1974 году началась преподавательская деятельность Валентины Николаевны, которая впоследствии воплотилась в создание Центра вокального искусства. Его солисты (Анна Глазкова, Александра Гришкина, Олеся Демакова), а также солисты Большого театра (Яна Иванилова, Ирина Долженко, Вячеслав Почапский, Ольга Селиверстова, Станислав Мостовой) и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (Лариса Андреева, Антон Зараев, Наталья Зимина) выступили на завершающем концерте, ставшем прекрасным обрамлением знаменательного события этого вечера.

Солистки Центра вокального искусства Валентины Левко: Александра Гришкина, Анна Глазкова и Олеся Демакова

Наследие Валентины Левко – это не только пластинки и фильмы с записями, фотографии, афиши, прекрасные наряды, представленные на выставке, но и целая школа, которая воспитала немало профессионалов. Это деятельность, которая обрела своих преемников и активно продолжается учениками знаменитой певицы. Пожалуй, в этом и заключается главная задача в искусстве – создать то, что будет жить вечно.

 

Маргарита БЕДНЯКОВА

Фото: Дина ЖУК


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей