• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Размышления о гастролях Эстонской национальной оперы в Москве.
 
Встречу давних добрых друзей напоминала пресс-конференция в информагентстве ТАСС, посвященная началу обменных гастролей Эстонской национальной оперы в Москве и «Геликон-оперы» в Таллине. Все официально, четко и по делу, но при этом празднично, тепло и приветливо. В Москве встречали друзей. Их ждали с огромным нетерпением – уж, больно долгой была разлука, целых три десятка лет! Но удивительно, прошло три дня – именно столько длились московские гастроли Эстонской национальной оперы – и чувство расставания растворилось без следа.
 
Гастрольный график был напряженным: 14 октября – опера, 16 октября – балет, а между ними – гала-концерт. В общем, трехчастная форма. Были и жанровые модуляции: живопись Тийю Вильясаар и скульптурные работы Тауно Кангро в фойе Зимина органично дополнили музыкальную часть программы. Что касается смысловых точек, ими, безусловно, стали оперный и балетный спектакли – «Фауст» Гуно и «Гоблин» (известный также как «Кратт») Тубина. Спектакли абсолютно разные, о сходстве говорить не приходится, и все же... попробуем.
 
 
Первое, что хочется отметить, исключительный профессионализм исполнителей. В таких случаях принято говорить о крепком составе и достойном уровне. А вот оркестр Эстонской национальной оперы заслужил слова особой благодарности. Оба вечера за дирижерским пультом провел Велло Пяхн, художественный руководитель и главный дирижер театра. Блистательный музыкант давно заслужил признание мирового театрального сообщества и репутацию мастера экстра-класса. Стоит ли удивляться, что и на этот раз оркестр под его управлением звучал превосходно. Сознание фиксировало безупречное качество сольных оркестровых голосов, тембровую ясность, выверенный баланс, ансамблевую слитность. Оркестр задавал тон! Если в концертных версиях чаще всего именно так и бывает, то в стенах театра столь высокий уровень исполнения встречается редко. Причем, если партитуру Гуно можно причислить к разряду популярной классики, то «Гоблин» Эдуарда Тубина стал своего рода радостным открытием. И хотя первый эстонский балет был написан в начале 40-х годов ХХ века, в самой Эстонской национальной опере его впервые показали совсем недавно – в сентябре 2015 года.
 
Но вернемся к поиску объединяющего начала. Что же роднит «Фауст» Гуно и «Гоблин» Тубина? Сама мистическая тема, неизменно возбуждающая зрительский интерес и провоцирующая на экстравагантность трактовки. Хореограф-постановщик «Гоблина» Марина Кеслер смогла избежать искушения: ни тебе гомосексуального влечения Гоблина к Хозяину, ни Pole Dance в казино. Все в рамках приличий, при этом динамично и с фантазией. Богатство обращается в пепел, любовь торжествует. В жизни есть черное и белое, и последнее, как правило, побеждает.

Для Дмитрия Бертмана все не так однозначно. О победе светлых сил в его постановке даже речь не идет. Да и где они, эти светлые силы? Похотливый Фауст, Маргарита, оказавшаяся весьма падкой на дорогие побрякушки, пьяные солдаты и проститутки – симпатий не вызывает никто. Разве что Зибель – влюбленный клоун, шут гороховый, сбрасывающий маску лишь в тот момент, когда сердце вконец разбито. А Сатана? Он даже не хозяин бала, ему отводится скромная роль наблюдателя. И без его помощи люди запутались окончательно, бросаются из одной крайности в другую в мире, «где ни церковь, ни кабак, ничего не свято». Апокалипсис? Наша привычная жизнь. Беда в том, что выход искать все равно придется. Авторы спектакля оставляют вопрос без ответа. И хотя глас с небес в нужный момент раздается, обещанное спасенье кажется призрачным. Только музыка не перестает удивлять и радовать. В общем, можно сомневаться в том, спасет ли мир любовь, но музыка спасти нас, пожалуй, может.
 
Татьяна Цветковская
 
Фото предоставлены пресс-службой театра "Геликон-опера"

← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей