• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


Gusli_mysli_moi_pesnya_dumka_moja

04.02.2014 МАСТЕР-КЛАССЫ МУЗЫКАЛЬНОГО КОНКУРСА "ДЕТИ ИГРАЮТ СТАРИННУЮ МУЗЫКУ" В ОСТАНКИНО

Открытый музыкальный конкурс «Дети играют старинную музыку» в Московском Музее-усадьбе Останкино в 2014 году отмечает юбилей – конкурс пройдет в пятый раз. Первый, отборочный, тур стартует уже 1 февраля, и продлится до конца марта, а 1 марта в Архиповском музыкальном салоне состоятся мастер-классы, организованные компанией «Арт-Центр Плюс», с участием ведущих специалистов и музыкантов в области старинной музыки и музыкальной психологии.

"Дети играют старинную музыку" в Останкино

Темы мастер-классов – «Вопросы барочной интерпретации» и «Бесстрашная публичная игра. Важнейшие составляющие успеха», безусловно, вызовут живой интерес как у педагогов, так и у родителей детей, занимающихся старинным исполнительством, а также дадут прекрасную возможность подготовиться к успешному участию в конкурсе.

Старинная музыка – это особый дар человеческого наследия, музыка, которая была создана и шла к нам из пространства храмов, музыка про основу мира и человека... Она позволяет нам прикоснуться к прекрасному, возродиться и очиститься. Она удивительно проста и сложна одновременно. Как понимать ее и чувствовать, как исполнять, расскажет Мария Максимчук, руководитель барочного консорта «Tempo restauro», дирижер Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, вместе с иллюстраторами Ольгой Луцив-Терновской (барочное сопрано), Сергеем Власовым (контртенор) и Сергеем Лукашуком (орган-клавесин). На основе «Stabat Mater»  Джованни Баттиста Перголези Мария и ее коллеги представят барочную интерпретацию произведения и обсудят с участниками  нюансы и особенности старинного исполнительства.

Мария МаксимчукМария Максимчук - руководитель барочного консорта «Tempo restauro», дирижер Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Приглашенный дирижер Большого театра России. Выпускница (класс проф. Г.Н. Рождественского),  преподаватель Московской Государственной Консерватории им. П.И.Чайковского. Принимала участие в создании барочной капеллы «Золотой век», сотрудничала с «Bach-orchestra», Коллегией старинной музыки Московской Консерватории, «Оркестром Царской Башни». Организатор  и автор спецкурса «Оперная мастерская» МГК (с 2011г.).

-Мария, расскажите, пожалуйста, о барочном консорте «Tempo Restauro», который Вы создали?

- Мы с певцами уже давно работаем над старинной музыкой. Но, когда мы только начинали заниматься работой  над звуком, манерой, не представляли, во что это может вылиться, четких планов не было. Летом 2012 года мы поехали в Санкт-Петербург на вторую Академию оперы барокко, в которой участвовали итальянский тенор Марко Бисли и британец Эндрю Лоуренс-Кинг. Марк Бисли – известный певец, участвовал в озвучивании фильма «Фаринелли». Концертирует по всей Европе, но при этом сам про себя говорит, что «самоучка».  Большой любитель старинной музыки, он пришел к этому сам. Бисли был в полном восторге от наших музыкантов. Когда он спросил, «где вы в России этому научились?», мы ответили – «ну вот, занимаемся сами...» И я продолжила свои занятия с певцами, поняв, что мы движемся в правильном направлении.

- Почему выбрали для своего абонементного концерта в Московской Консерватории  «Stabat Mater» Перголези?

- Внутренне так у всех совпало, что мы хотели сделать именно «Stabat Mater». Почему так получилось? Наверно, с одной стороны, это сочинение сверхпопулярное. Оно стало таким уже в советские годы, когда «Stabat Mater»  активно взяли в репертуар абсолютно все детские и юношеские коллективы всех музыкальных школ. Оно входит в хрестоматии и сборники репертуаров детских хоров. При этом меня сразу спрашивают, какой детский хор у тебя поет? А у меня нет детского хора, и все очень удивляются... «Как же Stabat Mater петь без детского хора?» И я отвечаю, что это надо делать так, как написал Перголези. А Перголези на самом деле написал его  – а due voci, то есть на два голоса. Верхний голос – это сопрано, а нижний  – альт. Во времена Вивальди, в эпоху барокко альт мог быть как мужской, так и женский. Это была эпоха кастратов, все записи указывают на то, что эти партии должны исполняться мужским голосом, а не женским. И это натолкнуло меня на мысль, что мы должны это петь именно так, как никто в России еще не пел. Мы не стремились к сенсации, просто очень много работали. И тут пошла цепочка совпадений. В марте этого года  скончался  дирижер нашего театра Вольф Михайлович Горелик. А «Stabat Mater» – это богослужение страстной пятницы, связанное с кончиной, состраданием… Наши ощущения, боль утраты - это все переплелось, и мы поняли, что должны наконец собраться, доделать работу и посвятить ее этому Человеку.

Мастер-классы "Вопросы барочной интерпретации" от Марии Максимчук

Мы приступили к работе, собрав ансамбль солистов оркестра  театра Станиславского, который совсем не избалован общением с барочной музыкой, в силу специфики нашего театра и вообще репертуарных театров. Все  отнеслись к работе с большим интересом. Этот концерт, посвященный памяти В.М.Горелика, и тот результат, который мы получили, укрепили нас в решении создать барочный консорт “Tempo Restauro”, в котором будут сотрудничать музыканты  из разных коллективов, объединенные любовью к старинной музыке и желанием совместно творить. У меня есть на примете еще несколько певцов и инструменталистов-солистов, из Московской  Филармонии, выпускники аспирантуры московской Консерватории. Вот и 7 января они будут принимать участие в нашем следующем концерте. Есть инструменталисты, которые играют на исторических инструментах, они пока разрознены, не входят еще ни в один из коллективов, но хотят играть вместе. Кроме того, понятие «консорт» предполагает не детерминированное количество участников: в него может входить от нескольких вокалистов до полного состава с хором, солистами, оркестром, можно исполнить произведение любой сложности.

Мастер-класс Марии Максимчук

Мы решили назвать наш консорт «Tempo Restauro», что в переводе с итальянского обозначает «Время реставрации». Нам интересно докапываться до истоков, и с позиций сегодняшнего исполнителя идти в противоход истории к оригиналу, но не просто находить старинные партитуры, рукописи, а грамотно их исполнить. Между прочим, даже найти редкие партитуры в правильном издании трудно. Это стоит больших денег, но приходится идти на эти траты именно по профессиональным соображениям, потому что практически все сочинения были изменены последующими редакциями и редакторами, которые вносили свои традиции, штрихи, оттенки, нюансы. И бестолковые обозначения, особенно в эпоху либо романтизма, либо в постсоветскую эпоху. Скажем, в издательстве «Музыка» нельзя искать старинную музыку… Нужно работать с уртекстом, то есть иметь перед глазами только ноты. Я, например, изучаю трактаты, выписываю  массу литературы, езжу на специальные мастер-классы и, как сказал в свое время Николаус Арнонкур, – «вот дверь, а вот ключ». И ноты – это конструктор, из которого надо что-то собрать, но для этого нужно знать, что, когда и где обозначает. Например, что «форте» эпохи  Баха – это не «форте» Шостаковича...И что такое акцент – 300 лет назад? Что такое итальянский орнамент, а что такое –  французский...Какой эталон звука? Получается, что мы занимаемся реставрацией, то есть восстановлением звучания. Книг об этом написано достаточно много и теоретиками, и музыковедами,  но до сих пор в России еще недостаточно знают, как надо играть, чтобы была историческая достоверность. И идея конкурса «Дети играют старинную музыку» заключается в том, чтобы юные музыканты знали – как играть. Недостаточно просто  выйти на концерт и указать в программке, что будут Бах, Букстехуде, Шутц, Монтеверди. Такие вот фамилии… Недостаточно просто сыграть обычными штрихами, пусть даже на современной скрипке. Так, как они бы играли, скажем, любого другого автора XIX или XX века. Это совсем другая музыка. И здесь, как мне кажется, именно идея проведения мастер-класса в России – очень актуальна, тем более для молодежи, потому что они должны это  получать уже в юном возрасте, чтобы могли дальше развиваться.

-Каким будет контекст Вашего мастер-класса?

-Скорее всего, мы используем форму, напоминающую открытый урок. Я приведу певцов, клавесинистов. Будем отталкиваться от Перголези, исполним какой-то фрагмент «Stabat Mater», потому что это очень известная музыка и будет интересно услышать то, что ты  знаешь, но вдруг в таком необычном виде. Необычном – пока не узнаешь,  почему он такой. Споем какой-то фрагмент, остановимся, потом вступим в дискуссию с аудиторией, расскажем – «то, что вы сейчас слышали, представляет собой то-то и то-то.  Украшение исполняется так, а каденции – так... Если вы встречаете в нотах вот такое обозначение, это означает следующее... Хотите, мы споем вам еще раз». И мы можем детально, как если бы можно было мышкой  остановить  на компьютере какую-то запись и еще раз ее промотать, в живой манере, если что-то заинтересовало, повторить. Спеть еще раз, чтобы все было понятно, чтобы дети осознали  эту логику и услышали результат. И пройтись так по ключевым фрагментам сочинения. Эта модель мастер-класса уже протестирована в Европе, именно так там все и происходит.

-А если кто-то захочет попробовать исполнение, то есть не только слушать, но и поучаствовать активно?

-Конечно, это предусмотрено, у нас будет и активное участие. Только надо будет заранее подготовить произведение для исполнения, возможно, что-то на конкурс.

Ирина ШЫМЧАК

Фото автора

Мастер-классы состоятся 1 марта 2014 года

в Фонде Ирины Архиповой по адресу:

г. Москва, Брюсов пер. д. 2/14, стр 8

Подробная информация

art-center.ru/education/deti_igrayt_starinnuy_myzuky/

ФЕВРАЛЬСКИЙ  ВЫПУСК №2 (135)

ВКЛАДКА ФЕВРАЛЬСКИЙ  ВЫПУСК  №2 (135)

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА

 


← избранные материалы

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей