• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


Gusli_mysli_moi_pesnya_dumka_moja

01.02.2014 МАРИИ БАРАНКИНОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ...

Мария Евгеньевна Баранкина

31 января 2014 нас постигла тяжелая невосполнимая утрата.

На 46-м году жизни скоропостижно скончалась Мария Баранкина, президент Гильдии пианистов-концертмейстеров России, пианистка и продюсер. Наш друг и коллега. Удивительно теплый, искренний, чуткий человек. Нет слов, чтобы выразить всю боль и горечь случившегося. Скорбим с близкими, родными, друзьями….

Совсем недавно, накануне 10-летия Гильдии концертмейстеров, мы встречались с Машей.

Это последнее интервью, оно было напечатано в декабрьском номере…

Светлая память! 

Гильдии концертмейстеров России – 10 лет

Профессия концертмейстера -  профессия особая. Для нее недостаточно простого владения инструментом, музыкального чутья и желания сотрудничества. Нужен особый дар, который позволяет не только раскрываться самому, но и помочь тому, с кем ты в ансамбле, чтобы создать в итоге плод совместного творчества, в котором будут максимально реализованы лучшие качества всех участников процесса. Кажется удивительным, что до сих пор эта профессия недостаточно оценена как коллегами по цеху (музыкантами), так и государственными мужами. Для того, чтобы повысить творческий и социальный статус, создать дополнительный стимул для профессионального роста и была создана 10 лет назад Гильдия пианистов-концертмейстеров России. В декабре 2013 года организация отмечает свой первый юбилей.

Об этом и о многом другом мы говорили с Марией Баранкиной, генеральным директором Гильдии, музыкальным продюсером, и Ольгой Бер, исполнительным директором Гильдии, концертмейстером МГК им. П.И. Чайковского.

- Как возникла Гильдия концертмейстеров, и кто был автором идеи?

Мария Баранкина и Гильдия концертмейстеров

Мария Баранкина - Вы будете смеяться, но мы придумали это в буфете, прямо как у Станиславского… 10 лет назад, сидя за чашкой чая, мы вдруг поняли, что – если не мы, то кто же?  Мы обе концертмейстеры, это наша основная профессия. Я окончила училище (ныне колледж) при Московской Консерватории и Академию Гнесиных, а Оля – училище имени Ипполитова-Иванова и Академию Маймонида. Мы познакомились в стенах Колледжа при Консерватории, оказавшись на одной работе. Вот  так, сидя и обсуждая наши творческие проблемы, мы подумали, что надо создать что-то такое объединяющее, некий профсоюз творческих людей, занимающихся одним делом. Мы пригласили в соучредители Тамару Паршину – вице-президента Рахманиновского общества вместе, на энтузиазме, придумали организацию, назвав ее Гильдией пианистов-концертмейстеров.

-Кто может стать членом Гильдии?

- Действующие концертмейстеры. Желающие присылают нам заполненную анкету, в которой, кроме  имени, образования и места работы кандидаты указывают цели и задачи своего членства в Гильдии. Их профессиональный уровень мы не проверяем. Достаточно искреннего желания. Сейчас у нас около 300 членов, по всей России, от Белгорода до Петропавловска-Камчатского, из ближнего и дальнего зарубежья: из Беларуси, Украины, Германии.

-Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности Гильдии.

- Для того, чтобы привлечь дополнительный интерес к профессии, повысить ее значимость, мы даем возможность музыкантам не только участвовать в наших мероприятиях, но и поделиться наболевшими вопросами. Конечно, всем помочь не можем, но какие-то проблемы, например, с трудоустройством, решаем по мере сил.

Поддерживаем детские конкурсы, например, «Юный концертмейстер», проводимые в Кисловодске и Дзержинске Нижегородской области. Сами понимаем, и прошли через это, что, главное направление обучения в нашей системе – это сольная игра. Но солистами становятся единицы. Часто пианисты – выпускники ВУЗов, начиная работать концертмейстерами, к этому морально не готовыНо если с детства у юных музыкантов есть какой-то стимул, поддержка, и они знают, что совместное музицирование – это яркий, интереснейший творческий процесс, они приходят в нашу профессию более сознательно. Мы также поддерживаем конкурсы в разных городах, где выступают взрослые концертмейстеры. Например, давно работаем с благотворительным фондом «Наше будущее», который находится в Волгограде и организует конкурсы в Санкт-Петербурге, Минске, Сочи и других городах. Но, конечно, главный наш образовательный проект – это Школа концертмейстерского мастерства.

-Когда в этом сезоне планируете проводить Школу?

- В этом году уже в восьмой раз Школа будет проходить с 17 по 23 января 2014 года, в Концертном зале им. Н.Я.  Мясковского Московской консерватории. Это цикл из недельных занятий, которые проходят ежедневно, их проводят корифеи: профессора из консерватории, Гнесинки, ведущие педагоги, в том числе и приезжающие из-за рубежа. Каждое занятие посвящено одной из тем концертмейстерского искусства. На самом старте нас поддержал Фонд «Русское исполнительское искусство», а потом мы перешли на самоокупаемость. Посещение нашей Школы для членов Гильдии и студентов бесплатное, для остальных – за небольшие деньги (одно занятие – 300 рублей). При покупке абонемента действуют скидки. Впервые в этом году мы выделяем один день для конференции. К нам приезжает много успешных концертмейстеров  из регионов, которым есть о чем поговорить  и чем поделиться. Главное, делаем общее дело и радуемся, когда это всем интересно. На Школах всегда создаётся особая творческая атмосфера, о чём свидетельствуют отзывы слушателей и участников.

Важа Чачава, Школа концертмейстеров

Первым почетным членом Гильдии мы с гордостью считаем Важу Николаевича Чачаву. Он ежегодно давал на нашей Школе незабываемые, потрясающие мастер-классы. Надо заметить, что каждое занятие (мастер-класс или лекция) длится не менее 3-4 часов. Но насыщенных, эмоционально ярких уроков, какие были у Важи Николаевича, никто не пропускал. «Только что люди на люстрах не висели», мы делали иногда даже по две встречи с Мастером за одну Школу. К счастью, это все снимали на видео, есть диски, и их можно приобрести в Гильдии. Также записаны и мастер-классы других профессоров.

По окончании Школы мы вручаем свидетельства об участии тем, кто  активно работал на сцене, и о прослушивании лекций и мастер-классов тем, кто посетил не менее 5 занятий из 7. Количество часов в Свидетельствах мы принципиально не записываемНам кажется, если наше свидетельство подписано Важей Чачавой, Александром Бондурянским, Александром Майкапаром, Марией Бер, ведущими зарубежными и российскими профессорами, количество часов тут уже вторично. Все-таки это мероприятие другого уровня. И темы совершенно разные: работа в классе вокальном, дирижерско-хоровом, оперно-симфоническом, хореографическом, джазовой импровизации, народных инструментов. Каждый раз мы пытаемся найти что-то новое. Например, тему «Совместная работа дирижер  и концертмейстера при подготовке оперного или балетного спектакля» интереснейшим образом раскрыл главный дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов. Он привел своих солистов и провел открытый урок.  Все участники Школы увидели, как они репетируют, как наглядно происходит этот процесс.

Александр Бондурянский, Школа концертмейстеров

Традиционно у нас выступает Александр Зиновьевич Бондурянский с темой «Пианист-концертмейстер в ансамбле с солистом-инструменталистом». На участие в его мастер-классах всегда выстраивается очередь из желающих. Похожая ситуация происходит и с мастер-классами «работа концертмейстера с камерно-вокальным репертуаром» Марии Наумовны Бер. Часто бывает, что для концертмейстеров из других городов мы находим солиста-иллюстратора. И были такие случаи, что возникшие дуэты продолжали и в дальнейшем творческое сотрудничество.  На мастер-классах Школы концертмейстерского мастерства обычно присутствует около 100 человек, и нам кажется, что за эту зимнюю неделю происходит много интересного, полезного и запоминающегося.

Второй проект, который мы придумали – концертный цикл «Концертмейстер приглашает солиста». Именно в такой последовательности –  концертмейстер имеет абсолютный карт-бланш: играть соло, в фортепианных ансамблях и, конечно, с певцами и инструменталистами.. У нас даже не концерты, а целые марафоны,  но мы никому не отказываем, просто определяем конкретный срок подачи заявки и временной лимит. Концерты традиционно проводим два раза в год, в декабре и в мае. Учитывая, что в этом году в декабре  наш юбилей, готовим сразу два праздничных концерта.

-С  мая этого года на Радио Орфей стала выходить интересная передача – «Концертмейстер – мастер концертов».

-Да, это очень важный момент. С Радио Орфей мы начали цикл передач, который называется «Концертмейстер. Мастер концерта». Ведет его Лилия Виноградова, поэтесса, она сама из известной музыкальной семьи. Лилия нашла интересный ход в программах – не узкоспециальный разговор, а именно беседа «как бывает» – она спрашивает простые, но интересные вещи. Как артисты начинают вместе работать, кто главный, кто второстепенный, как спорят, как отбирают материал, как взаимодействуют, нужно ли детей учить музыке… И «красной нитью» в каждой передаче звучит идея значимости профессии Концертмейстера. Каждую пятницу в 15-30 эти беседы выходят в эфир. Но мы пошли дальше и сделали их «живыми» – из эфира перенесли в Камерный зал Московской Филармонии,  и с сентября такие концерты-встречи проходят ежемесячно.

9 декабря приглашаем всех на Гала-концерт, посвящённый 10-летию Гильдии пианистов-концертмейстеров, в котором будут участвовать  члены Гильдии из разных городов с разнообразными интересными программами. В качестве специальных гостей выступит Екатерина Мечетина с  мужем, скрипачом Евгением Стембольским.  Поздравить нас придут и маститый Левон Оганезов, и юные концертмейстеры. Второй юбилейный вечер состоится 15 декабря  в Мерзляковке (Колледже при консерватории), где пройдёт наш традиционный концерт цикла «Концертмейстер приглашает солиста»,  и где у нас всегда свободный вход.

-Что-нибудь изменилось за 10 лет в лучшую сторону для концертмейстеров?

-Хочется верить, что да. Гильдия ли помогла, жизнь ли изменилась… Появилось больше информационных возможностей, ярче проявилась конкуренция. А это означает, что приходят не те, кто не состоялся как солист, а те, кто в этой профессии развиваются сознательно, стараются соответствовать уровню. Раньше на концертмейстеров вообще мало обращали внимание. «У рояля то же, что и раньше…» - как в «Необыкновенном концерте». Однако солисты без нас не могут, педагоги без нас не могут, мы полноправные участники процесса.

Но проблемы есть и остаются, социального и юридического характера. И государственная оплата никак не соответствует, и необходимые домашние занятия никто не учитывает...

 Гильдия концертмейстеров

Ольга Бер– Есть и хорошие моменты, не зря десять лет прошли. Изнутри вижу, что у нас что-то происходит. Каким-то косвенным влиянием нашей концертмейстерской школы стало то, что организуются курсы повышения квалификации концертмейстеров в разных регионах. Так, например, недавно прошла огромная Школа в Перми. Концертмейстер, член нашей Гильдии Ольга Перетягина, которая много лет ездила на нашу Школу, «пропиталась» атмосферой, увидела, что профессионализм слушателей и участников растет как на дрожжах, смогла на месте организовать людей. Более 80 концертмейстеров со всего пермского края присутствовали на курсах. Только что прошли мастер-классы для концертмейстеров в Улан-Удэ. И это– следствие нашей Школы. Дело в том, что у нас есть группа активно приезжающих из Улан-Удэ концертмейстеров. Они смогли заинтересовать своих коллег, и по нашей  рекомендации пригласить пианиста и педагога Максима Пурыжинского провести мастер-классы по работе концертмейстера с инструменталистами. Если я не ошибаюсь, в этом крае это беспрецедентный случай, такого рода курсы проводились в первый раз. Причем был охвачен весь регион.

А социальные проблемы – это то, что сложно сдвинуть. С этим надо работать. На государственном уровне мало что изменилось. И многое зависит от конкретных руководителей на местах, которые распределяют нагрузки, зарплаты,  от того, понимает ли руководитель, насколько концертмейстер важен. Где-то, к сожалению, опять по школам, по регионам есть ухудшение положения, неравные права с педагогами по количеству часов на ставку. Этот вопрос мы пытаемся поднимать, пока больше на разговорном уровне. Александр Зиновьевич Бондурянский, замечательный пианист, ансамблист, профессор Московской консерватории, яркая творческая личность, сказал в передаче «Концертмейстер. Мастер концерта», что статус концертмейстера должен быть совсем другим. Он его определил  как «педагог-репетитор», или, как на западе называют, «коуч». Учитывая, что Александр Зиновьевич ещё и проректор консерватории, от которого все-таки многое зависит в творческом мире, надеемся, что его мнение кто-то услышит «наверху». Но суть вопроса в чем? В том, что наши руководители, имею в виду министерских работников, не могут категорически понять, как это – в классе на одного ученика должно быть два педагога? Это недоступно их сознанию никак! Скажем, в классе на одного педагога – 30 учеников, это нормально, а вот на одного ученика – два педагога, это непонятно. Этот вопрос конечно, сложный.

-Гильдия концертмейстеров с первого года проведения конкурса «Дети играют старинную музыку» в московском Музее-Усадьбе Останкино поддержала конкурс и учредила специальные дипломы для концертмейстеров. Почему решили присоединиться к нашему проекту?

Мария Баранкина – Мы давно являемся партнерами «Арт-Центра» и газеты «Музыкальный Клондайк», и с удовольствием поддерживаем это начинание. У конкурса высокий уровень и в последнее время он широко разросся и по количеству участников,  и по географическому охвату. Мы стараемся поощрять концертмейстеров, награждая их Дипломами, а в прошлом году наш Диплом получил и юный пианист, который прекрасно выступил как концертмейстер.

-Будет ли пополняться коллекция записей мастер-классов, список которой представлен на сайте Гильдии accomp.ru?

Ольга Бер –Да, конечно. На ближайшей Школе мы планируем записать все занятия и затем распространять их среди желающих. У нас большая подборка DVD, на сегодняшний день 48 мастер-классов записано! Нам звонят, пишут, покупают. Есть темы, которые особенно интересуют концертмейстеров.  К примеру, явно не хватает информации и материалов по работе концертмейстера в хореографии.  Этому практически нигде не учат. Многие, приходя в профессию, учатся во время работы. Нас часто спрашивают, будет ли еще мастер-класс по хореографии. И мы решили сделать такое занятие на ближайшей Школе. Расписание предстоящей Школы уже утверждено и его также можно прочитать на нашем сайте.

-О чем мечтаете на следующие 10 лет?

Ольга Бер -Мечта совершенно определенная. Нужно как-то пытаться менять социальный статус профессии. Поднять на министерском уровне, чтобы не было этого недооценивания, принижения и в материальном, и в моральном плане. Чтобы были равные права и отношения. Суть проблемы в том, что концертмейстер по-прежнему не включен в перечень музыкальных профессий. Мы так называемый «учебно-вспомогательный состав», к которому отнесены также нянечки, уборщицы, гардеробщицы. И этого закона никто не отменял, кажется, с  1934 года… Этот «шлейф» идет и у педагогов. Раньше считалось почти нормой, когда объявлялся концерт, например, Лемешева: «Романсы Чайковского поет Сергей Лемешев».  Что? Один, соло?  И таких примеров много. И на афишах не писали. Сейчас все-таки меньше стало таких случаев.. Но, бывает, до сих пор проскальзывают такие вещи. Пишут – солист. А он – не солист. Он – часть дуэта. Профессия Концертмейстер должна стать престижной!

Мария Баранкина – Мы принципиально в Гильдии сначала указываем в программках имя концертмейстера, а потом уже имя солиста. И поэтому на наших концертах концертмейстеры себя чувствуют по-другому. Они знают, что их слушают. И их самооценка повышается, и профессиональное мастерство растет. А это и есть та цель, к которой мы все вместе стремимся. И верим, что всё у нас ещё впереди...

Ирина ШЫМЧАК

ДЕКАБРЬ 2013

ФЕВРАЛЬСКИЙ  ВЫПУСК №2 (135)

ВКЛАДКА ФЕВРАЛЬСКИЙ  ВЫПУСК  №2 (135)

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА

 


← избранные материалы

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей