• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



28.11.2019

Фестиваль «Видеть музыку»: уникальный спектакль Саратовского театра оперы и балета

В Москве завершился фестиваль «Видеть музыку», который в четвёртый раз проводился Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов. Одним из самых примечательных спектаклей этого форума музыкально-театральных жанров со всей России стал необычный балет «Вешние воды» Саратовского академического театра оперы и балета. У русского человека название сразу ассоциируется с Тургеневым. Повесть о том, что «счастье  было так возможно, так близко», но ускользнуло по вине самого героя, поддавшегося  ложному чувству, менее всего представляется подходящей для балетной сцены. И все же, такую смелую попытку Саратовский  театр предпринял в год юбилея со дня рождения писателя (2018), заказав музыку балета «Вешние воды» Владимиру Кобекину. Композитора уже хорошо знали в Саратове - там с огромным успехом была поставлена его опера «Маргарита», за которую автор получил «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа композитора» (2008).

Либретто, держась уважительно близко к первоисточнику, написали вместе сам Владимир Кобекин и хореограф-постановщик спектакля Кирилл Симонов. Мировая премьера «Вешних вод» в Саратове  стала главным событием ежегодного Собиновского фестиваля. И вот – премьера в Москве, на фестивале «Видеть музыку».  Зал заполнили не только москвичи. В столице-мегаполисе, где находятся посольства, аккредитованные корреспонденты, международные школы, иностранные фирмы присутствует большое сообщество граждан других стран, и иноязычная речь в оперных театрах – явление обыкновенное. Московский англичанин журналист Питер Феллоу, которого каждый день можно было видеть в зале того или иного театра-площадки фестиваля «Видеть музыку»,  с восторгом отзывается о самой идее всероссийского музыкально-театрального фестиваля: «Это восхитительно, что мы, никуда не выезжая из Москвы, можем целых два месяца видеть постановки из Саратова, Ростова, Омска, Красноярска и еще десятков городов России. Просто уникальная возможность!».

В Англии Тургенева читают на родном языке уже около ста пятидесяти лет, он стал первым иностранным языком, на который переводились произведения русского писателя. А Джон Голсуорси, британский  лауреат нобелевской премии по литературе,  даже почувствовал дух языка, насколько это возможно иностранцу: «Тургенев - самый утончённый поэт, который когда-либо писал романы».

Именно поэтический, музыкальный – это особо исследуется  и подчеркивается литературоведами - язык писателя и вдохновил Кобекина и Симонова и вызвал к жизни изящную саратовскую балетную версию повести «Вешние воды».

По словам Кирилла Симонова, никто по существу не знает, о чем повесть, как будто и действия особого нет. «Это чувства, воспоминания героя», - говорит балетмейстер. – «Я решил сохранить дух того времени, поэтому хореография, хоть и достаточно современная, в большой степени опирается на классику, а новаторские изыски я сознательно сразу оставил в стороне, работая над этим спектаклем. Мне хотелось сделать его более традиционным.  Да и музыка Владимира Кобекина - совершенно классическая».

Кобекин, действительно, в этом случае оказался традиционалистом  - обратился к дивертисментной форме классических балетных номеров. По стилю русский композитор, современный мелодист,  он иногда перекликается с Прокофьевым и Шостаковичем, и в некоторых страницах партитуры «Вешних вод» взаимопроникновение того и другого вполне ощущается. Как бы то ни было, результатом труда двух больших мастеров композитора Владимира Кобекина и хореографа-постановщика  Кирилла Симонова явилось гармоничное, целостное художественное произведение.

Дирижер-постановщик спектакля - Юрий Кочнев, художественный руководитель и главный дирижер Саратовского театра оперы и балета.  «Вешние воды» - это его вторая работа с хореографом Кириллом Симоновым  (первой был балет С.Прокофьева «Стальной скок, 2016). Международный Собиновский музыкально-театральный фестиваль в Саратове – тоже детище Юрия Леонидовича, организовавшего его более 30 лет назад. Несколько лет подряд он назывался лучшим музыкальным фестивалем в России.

 Художники-постановщики балета «Вешние воды» Екатерина Злая и Александр Барменков, художник по свету Екатерина Чернощекова создали стройную драматургию красок, где все в меру и со смыслом. «Мотив березы» - стволы берез и окна белого особняка с черными бликами – изумительная находка.  Костюмы, сценография, свет – все подчеркивает характер образов и главную идею: в памяти героя вновь и вновь оживают «утраченные иллюзии», которые могли бы быть реальным счастьем, не поддайся он обольщению искушенной  «Одиллии» Полозовой. Хрестоматийную ассоциацию Одетта-Одиллия из «Лебединого озера», «бином» добра и зла, вызывают костюмы и пластика светлой чистой Джеммы (Кристина Кочетова) и яркой, коварной Полозовой (Татьяна Князюкова). Убедителен и ее надокучивший муж Ипполит (Александр Седов). А в оформлении сценического пространства прослеживается смысловая арка, отсылающая к форме самой повести Тургенева, когда его постаревший Санин (Алексей Михеев) в меланхолии погружается в воспоминания о потерянной любви. Тут есть и намек на автобиографичность, учитывая обстоятельства жизни самого писателя, проведшего ее, как он сам говорил, «на краю чужого гнезда» из любви к замужней певице Полине Виардо.

«Вешние воды» Кобекина-Симонова - несомненная большая удача всего коллектива саратовского театра оперы и балета, в первую очередь,  прекрасных артистов. Московская публика четвертого  фестиваля «Видеть музыку» долгими  аплодисментами и криками «Браво!» по достоинству оценила первоклассную работу всех, кто причастен к созданию и исполнению нового русского балетного спектакля.

Ольга НОВИКОВА 

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля "Видеть музыку"

28.11.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей