• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



24.12.2018

На волне пуччиниевских эмоций

Гала-концерт фестиваля Пуччини. Поклоны.

22 декабря нынешнего года исполнилось 160 лет со дня рождения Джакомо Пуччини. К этой дате был приурочен фестиваль, посвященный выдающемуся итальянскому композитору, который прошел в Самарском академическом театре оперы и балета. Идея фестиваля принадлежит главному дирижеру театра Евгению Хохлову.

Афишу фестиваля составили оперы «Мадам Баттерфляй» и «Флория Тоска» (авторское название «Тоска») из текущего репертуара театра, театрально-концертное представление сцен из оперы «Богема», а также премьера одноактной оперы «Джанни Скикки», показанная в один вечер с гала-концертом - ариями и сценами из опер Пуччини. Все четыре фестивальные вечера за пультом был Евгений Хохлов.

Самарские меломаны давно соскучились по пуччиниевской «Богеме». В памяти сохранилась последняя постановка этой оперы на самарской сцене, которую в 1996 году осуществили режиссер Георгий Исаакян и художник Вячеслав Окунев. Об этой постановке Исаакян и сегодня вспоминает с большой теплотой: «То был мой юношеский спектакль, который мне по-прежнему очень дорог. Пересмотрев его недавно, вновь поразился тому, как тонко работали в нем самарские актеры».

Сцена из оперы «Богема»

Сцена из оперы «Богема»

Полноценная постановка «Богемы» не значилась в планах театра, но и обойтись без этого шедевра в именном фестивале Пуччини было невозможно. Публике представили театрально-концертное исполнение сцен из «Богемы», которым и открылся фестиваль. Во всем мире популярны концертные исполнения опер, но в самарском театре предпочтение отдается исполнению опер в театрально-концертном варианте, максимально приближенном к «настоящему» спектаклю - с мизансценами и элементами оформления. К сожалению, ни один из подобных опытов, включая исполнения «Паяцев» Леонкавалло в 2014 и «Иоланты» в 2017 годах, не увенчался успехом - в первую очередь ввиду отсутствия высокопрофессиональной режиссуры, а также полноценных декораций и костюмов.

Подобная ситуация повторилась и на нынешнем фестивале. К тому же Евгений Хохлов, стремясь дать слушателям наиболее полное представление о музыке «Богемы», но находясь в тисках театрально-концертного исполнения, был вынужден ограничиться самыми популярными сольными номерами и ансамблями и отказаться практически от всех массовых сцен и оркестровых фрагментов. Вследствие этого в фестивальной «Богеме» отсутствовал ряд эпизодов, чрезвычайно важных с точки зрения целостности музыкальной драматургии оперы, логики сценического действия и характеристики персонажей. Это усугубило постановочные издержки того, что происходило на сцене на фоне невыразительного, почти абстрактного оформления. Всего этого можно было избежать при полноценном концертном исполнении оперы.

Несмотря на отмеченные издержки театрально-концертного варианта, исполнение «Богемы» произвело большое впечатление. Ведомые Евгением Хохловым солисты, хор и оркестр театра явили впечатляющий уровень музыкальной интерпретации оперы. Это было единственное фестивальное представление, в котором все партии исполняли артисты самарской труппы. К таковым причисляю и состоявшего в ней до недавнего времени Владислава Куприянова, который в 2017 году оказался единственным представителем мужских голосов, выигравшим всероссийский конкурс в Молодежную оперную труппу Мариинского театра. Обладающий прекрасным баритоном и незаурядными драматическими способностями артист сразу стал фаворитом маэстро Валерия Гергиева и уже принял участие в гастролях Мариинского театра в Америке. В фестивальной «Богеме» Владислав Куприянов впервые в своей карьере исполнил партию Марселя. Творческие связи молодого певца с Самарским театром наверняка будут успешно продолжаться и в будущем.

Особый успех выпал на долю Татьяны Лариной, создавшей впечатляющий вокально-сценический образ нежной, любящей и страдающей Мими. Полетное, красивого тембра сопрано певицы звучало полнокровно и свободно во всем диапазоне, подкупая искренностью передачи переживаний героини.

Мягкий, приятного тембра тенор Дмитрия Крыжского наиболее выигрышен в лирическом репертуаре. Он обладает достаточной полетностью и кантиленой, что особенно важно для бесконечно льющихся мелодических потоков пуччиниевской оперы. В партии Рудольфа Крыжскому порой недоставало драматических акцентов - ведь его персонаж далеко не бесстрастен, зато голос певца хорошо сочетался с голосом Татьяны Лариной – Мими. Нельзя не назвать также молодых солистов театра Александра Урманова и Георгия Шагалова, исполнивших партии Шонара и Колена.

Сцена из оперы «Мадам Баттерфляй». Чио-Чио сан – Гульнора Гатина, Пинкертон - Артем Голубев

Сцена из оперы «Мадам Баттерфляй». Чио-Чио сан – Гульнора Гатина, Пинкертон - Артем Голубев.

«Мадам Баттерфляй» и «Флория Тоска» - спектакли, поставленные под музыкальным руководством Александра Анисимова соответственно в 2012 и 2014 годах в обновленном после капитального ремонта стационаре театра и до настоящего времени являющиеся украшением его репертуара. Постановку «Мадам Баттерфляй» осуществили режиссер из Швейцарии Дитер Мартин Кеги и художник Елена Соловьева, постановку «Флории Тоски» - режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев из Санкт-Петербурга.

В обеих постановках режиссеры избежали модных постмодернистских изысков, сосредоточившись на раскрытии внутреннего мира персонажей. По-прежнему радует глаз и прекрасное оформление спектаклей – изящное, тонко передающее восточный колорит в «Мадам Баттерфляй» и поражающее масштабом и монументальностью во «Флории Тоске».

Одной из главных составляющей успеха фестивальных показов этих спектаклей явился их высокий музыкально-исполнительский уровень. Евгений Хохлов сумел добиться исключительно полнокровного и выразительного звучания оркестра. Под его управлением партитура «Мадам Баттерфляй», в которой трогательные лирические излияния, душевность и теплота соседствуют с экспрессивными крещендо, предвосхищающими неумолимую трагическую развязку, предстала во всех своих красотах и очаровании. Особенно проникновенно прозвучало оркестровое интермеццо с буквально истаивающим в пространстве прозрачным звучанием хора, которым завершается второе действие.

Сцена из оперы «Флория Тоска». Скарпиа - Станислав Трифонов;

Сцена из оперы «Флория Тоска». Скарпиа - Станислав Трифонов.

Во «Флории Тоске» на первый план вышли музыкальные картины бушующих страстей и мощные, рисующие тревожную атмосферу грядущей беды кульминации. Все это способствовало созданию необходимого эмоционального тонуса действия, передаче порой зашкаливающих по своей экспрессии переживаний персонажей.

В фестивальных спектаклях приняли участие приглашенные артисты. Молодая солистка Казанской оперы Гульнора Гатина у себя на родине почитается лучшей исполнительницей партии Чио-Чио сан. Проникновенным звучанием своего чистого, серебристого тембра лирического сопрано и выразительной игрой в этой насыщенной эмоциями и тончайшими психологическими нюансами партии певица покорила и самарскую публику. В партии Пинкертона успешно выступил солист Новой оперы Артем Голубев, обладатель сильного, с «металлическим» блеском лирико-драматического тенора, красота которого компенсировала некоторую сценическую зажатость артиста.

Во «Флории Тоске» на высоте была исполнительница заглавной партии Татьяна Гайворонская, для которой не представляло труда преодолевать подводные камни чрезвычайно сложной вокальной партии. Мощное сопрано певицы во всем диапазоне звучало свободно и выразительно, с редкостной эмоциональной распахнутостью.

Гостям, принявшим участие в фестивальной «Флории Тоске», самарская постановка знакома досконально. В партии Каварадосси выступил один из ведущих исполнителей лирико-драматического тенорового репертуара на отечественных подмостках солист Мариинского театра Ахмед Агади, неоднократно участвовавший в самарском спектакле. Артист и на сей раз продемонстрировал редкостное сочетание блестящего по красоте тембра голоса и актерского мастерства. Что касается солиста Национальной оперы Республики Беларусь Станислава Трифонова, то он вообще является единственным исполнителем партии Скарпиа в самарском спектакле. Благодаря прекрасной вокальной школе, незаурядному драматическому таланту и неуемному темпераменту певец создал исключительно полноценный вокально-сценический образ, во многом определив эмоциональное воздействие на слушателей первых двух актов спектакля.

 Сцена из оперы «Джанни Скикки»

 Сцена из оперы «Джанни Скикки»

Фестиваль завершился полноценной премьерой. Это никогда не шедшая на самарской сцене одноактная опера Пуччини «Джанни Скикки» - единственное комическое оперное сочинение композитора. В компании с дирижером-постановщиком Евгением Хохловым над спектаклем работали москвичи – режиссер-постановщик Надежда Бахшиева и художник-постановщик, художник по костюмам, свету и автор видеоконтента Василиса Кутузова. Новый спектакль примечателен во многих отношениях. В нем самарский оперный театр, на протяжении всей своей истории не чурающийся экспериментов, но все-таки отдающий предпочтение традиционной, реалистической постановочной манере, в очередной раз заглянул в пространство постмодерна.

Режиссер-постановщик и сценограф как бы приподнялись над конкретикой разворачивающегося в XIII веке во Флоренции комедийного сюжета, дополнив визуальный ряд спектакля, к сожалению, не вполне понятными большинству зрителей деталями, связанными со средневековыми традициями и с тем, что мошенник и плут - заглавный герой оперы был реальной персоной, которую Данте Алигьери упомянул в своей «Божественной комедии». К тому же и сценический интерьер, и внешний вид персонажей, облаченных в полуцирковые буффонадные одеяния, не имеют ничего общего с эпохой XIII века.

Место действия спектакля обозначено скупыми абстрактными деталями на практически не меняющемся и лишь изредка оживляемом черно-белыми видеопроекциями общем сценографическом фоне. Гротесковые мизансцены в сочетании с мрачноватым колоритом оформления и световой партитуры создают некую фантасмагорическую, порой загадочную атмосферу с явственно проступающими элементами черного юмора: шутка сказать, в течение всего действия персонажи оперы манипулируют телом усопшего родственника, который надул их, лишив наследства.

Премьерный спектакль прошел с особым драйвом. Прекрасно звучал оркестр под управлением Евгения Хохлова, практически у каждого из исполнителей нашлась особая краска для обрисовки своего острохарактерного персонажа. В слаженном ансамбле певцов-актеров можно особо выделить Василия Святкина - хитрого, неунывающего, знающего себе цену Джанни Скикки, Ирину Янцеву – Лауретту, его дочь, ради бракосочетания которой он и пошел на мошенничество, присвоив обманным путем большую часть наследства покойника. Именно Лауретте композитор подарил драгоценную жемчужину - единственную в этой опере изумительную по красоте арию O mio babbino care. Запомнился и Ринуччо, возлюбленный Лауретты, партию которого исполнил солист Белорусской оперы Александр Михнюк.

 Гала-концерт. Фрагмент из оперы «Турандот». Турандот – Лия Габриэлян, Лю – Татьяна Гайворонская

 Гала-концерт. Фрагмент из оперы «Турандот». Турандот – Лия Габриэлян, Лю – Татьяна Гайворонская.

В гала-концерте второго отделения заключительного фестивального вечера были представлены фрагменты из редко исполняемых и не шедших на самарских подмостках опер Пуччини. Наиболее яркое впечатление произвели сцены из заключительного, четвертого акта оперы «Манон Леско», в которых в ансамбле с Ахмедом Агади незаурядным вокальным мастерством и эмоциональной насыщенностью исполнения вновь блеснула Татьяна Ларина, а также своеобразная сюита, составленная из коронных арий ведущих персонажей оперы «Турандот». Лия Габриэлян с редкостными экспрессией и темпераментом исполнила арию жестокой и неприступной принцессы Турандот. Безупречной кантиленой и искренностью переживаний тронула Татьяна Гайворонская в арии рабыни Лю, которая убивает себя из любви к Калафу. Заключительным аккордом программы вечера и всего фестиваля явилась неизменно воспринимаемая слушателями как гимн всепобеждающей любви ария принца Калафа, которую вдохновенно исполнил Ахмед Агади.

Традиция проведения оперных фестивалей в Самаре восходит к середине 80-х годов прошлого столетия. С начала 2000-х годов у самарского оперного фестиваля появилась своя «метка», связанная с весенней датой его проведения. Нарушение этой традиции в нынешнем, 2018 году, вполне оправданно: Самарский театр стал одним из немногих в стране, где прошел монографический оперный фестиваль-приношение знаменитому итальянскому композитору Джакомо Пуччини в канун 160-летия со дня его рождения.

Валерий ИВАНОВ

Фото Антона Сенько представлены пресс-службой Самарского оперного театра

24.12.2018



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей