Новости


Подписаться на новости



02.07.2021

Чувствовать

Фильм «Чувствовать», показанный на днях в основной конкурсной программе легендарного Шанхайского кинофестиваля, скоро выйдет в прокат. Одна из двух новелл киноленты рассказывает о судьбе пианиста Алексея Султанова.

кадр из фильма "Чувствовать"

Алексея Султанова хорошо помнят меломаны 1980-1990-х годов. Он появился неожиданно и сразу же завоевал наши сердца своими нетипичными, нестандартными трактовками, своим личностным началом в фортепианном исполнительстве.  Все мировые музыкальные энциклопедии называют Султанова пианистом-виртуозом романтического склада, продолжателем традиций Рахманинова и Горовица. К сожалению, вокруг его имени на двух конкурсах Чайковского развивались скандальные ситуации со шлейфами: по разным причинам оба раза – в 1986 г. и 1998 г. – Султанов не был допущен в третий тур. Хотя игры в финале он, безусловно, заслуживал. И символом XI Конкурса имени Чайковского стала Седьмая соната С. С. Прокофьева в экстатичном исполнении А. Султанова, которой завершились конкурсные прослушивания второго тура.

Всемирная слава пришла к Султанову в США. После оглушительной победы в 1989 г. на конкурсе Van Cliburn International Piano Competition Алексей уехал вместе со своей женой Даце в Форт-Уэрт, где счастливо стала складываться его пианистическая карьера. Однако после очередного несправедливого поражения на последнем в жизни Султанова Конкурсе Чайковского в 1998 г. всё в его судьбе пошло наперекосяк. В итоге – инсульт, долгая борьба за жизнь, и увы, в этой схватке победила смерть.

Пару лет назад кинорежиссёр Виталий Салтыков нашёл меня в интернете и попросил посмотреть черновик его фильма «Чувствовать». Ему нужно было мнение музыканта-профессионала. Тем более, я знала Алёшу с детства. Получив ссылку на скачивание, я удобно устроилась на диване, включила ноутбук и начала смотреть кино. И – вижу и слышу, что моё радиоинтервью, которое я брала у Алексея 20 лет назад, буквально разыграно по ролям в этом фильме. С одной стороны приятно, что тебя цитируют, но почему меня об этом не спросили? Это интервью действительно я считаю своей журналистской удачей: Алексей Султанов прилетел в Москву, его родители позвонили мне, я сразу же приехала к ним, Алёша был в прекрасном расположении духа, он не нервничал, уже успокоился после событий XI Конкурса Чайковского, у него было много ангажементов, он был как никогда востребован во всём мире, и говорил он так смело, даже дерзко, и после эфира программа «Богема» («Радио России») стала гулять по интернету, никого уже не интересовало авторство. Главным в этом материале был Султанов, потому что никто до него не осмеливался говорить так открыто вещи, которые всегда были под запретом. Интервью перекочевало в фильм.

Виталий Салтыков, кинорежиссёр: «В основу нашего фильма легли реальные события, одна история произошла с петербургской журналисткой Маргаритой Кондратьевой и её мужем Денисом, вторая – с Алексеем Султановым и его женой Даце. Когда я вдруг прочитал о судьбе Алексея, о его личности, мне стало чрезвычайно обидно, что так несправедливо его жизнь оборвалась, прямо на взлёте карьеры, и что широкий зритель с ним совсем не знаком. Мне захотелось это исправить».

В фильме Алексей Султанов во избежание нежелательных последствий назван Евгением Королёвым (это абсолютно случайный выбор имени), поскольку съёмочной группе не удалось наладить прямой контакт с его семьёй. Евгений – высокий худощавый блондин (актёр Евгений Серзин), не имеющий ничего общего с образом нашего любимого Алёши Султанова. «Не было задачи играть Алексея Султанова, – говорит Е. Серзин. – Рассказать историю о неравнодушном человеке, который хотел реализовывать себя через своё творчество. Очень надеюсь, мне удалось уловить и передать в образе своего героя главные черты его характера – честность, прямолинейность и неравнодушие к происходящему вокруг».

Создатели фильма «Чувствовать» рассказали историю о всепобеждающей силе любви.

Виктор Салтыков: История Алексея Султанова как пианиста трагична. Человек в расцвете сил и таланта, в момент абсолютного мирового признания вдруг сходит с орбиты из-за странных жизненных обстоятельств, невовремя, несправедливо. Но если посмотреть на его историю с точки зрения человеческой, то история удивительная, уникальная, потому что человек преодолел невозможные обстоятельства и снова заиграл. Конечно же, он с этим справился не в одиночку, а вместе с людьми, которые были рядом, и в первую очередь благодаря своей супруге, которая его по-настоящему любила и которая вывела его на «голгофу», когда он, несмотря на трагические обстоятельства, вновь вернулся к инструменту. Он вернулся, он победил себя. Когда произошла трагедия, он вычеркнул инструмент из своей жизни, но он вернулся. Неважно, как и что он играл, – важно, что он вернулся».

Кинорежиссёр Виталий Салтыков работает в авторском кино, узнаваемом по почерку. Главный инструмент режиссёра, его почерк – лирическая интонация.  Она и в фильме «Чувствовать». Характер изложения здесь – неспешное, несуетливое повествование, и у зрителей достаточно времени разобраться в собственных переживаниях, и в переживаниях героев картины. У режиссёра и его команды не было цели снять коммерческое кино, Салтыков приглашает зрителя просто порассуждать, поговорить, вместе подумать над темами, которые сейчас «неактуальны» – возникновение жизни, почему человек рождается, почему умирает, о том, что достаточно просто, но всегда окружается множеством вопросов и загадок.

Язык картины – язык ощущений, полунамёков, полутонов, он нужен для того, чтобы посредством музыки, звуков передать вещи, о которых не говорится напрямую, которые зритель должен домыслить.

Музыка в фильме «Чувствовать» – программная, очень текстурная, естественно вписанная в общее звуковое полотно. Ну вот, например, «Голгофа» из саундтрека фильма – совсем не та страшная Голгофа, которую готовится услышать зритель – она как музыка будущего, в которое отправляется и в пространстве которого растворяется герой. А вот ещё музыкальная композиция – минималистическая, в чём-то перекликающаяся с «Музыкой аэропорта» Брайана Ино – и в композиционной технике, и в том, что она рисует космический пейзаж бесконечности, вечности. Дмитрий Селипанов и Андрей Суротдинов. Два композитора, музыка которых в саундтреке фильма «Чувствовать» органична и цельна. Музыкальная ткань, созданная ими, – это атмосфера, воздух, без которого нет жизни. Музыка как атмосфера скрябинского «Прометея», окутывающая слушателя. В киноленте нет фотографических точностей деталей и исторических фактов и кадров музыкальной документалистики. Здесь важна атмосфера, – наши герои слышат музыку своего подсознания, и она глубоко личная. Кому-то фильм «Чувствовать» покажется скучным и не таким занятным, как светская хроника. Да, абсолютно точно, что это кино не для всех, а для подготовленного зрителя. Но это не значит, что перед просмотром фильма необходимо изучить биографию Султанова, переслушать его записи. Подготовленный зритель – тот, который способен и согласен на размышления, на интеллектуальный диалог с режиссёром. В своё время Андрей Тарковский, которым восторгается весь мир, призывал к дифференциации зрителей, т. е. определению, конкретизации той самой аудитории, для которой ты снимаешь свою киноисторию. Виталий Салтыков, как мне кажется, нашёл свою аудиторию, и теперь «избранный» зритель должен откликнуться на своё, глубоко личное кино.

Вряд ли фильм «Чувствовать» будет показан на большом экране. Скорее, его площадками станут узкие творческие объединения и миниатюрные кинозалы. В любом случае, для нас выход фильма в открытый космос – выдающееся событие торжества справедливости.

 

Автор текста: Людмила Осипова

02.07.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Август »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
       1 
 2345678 
 9101112131415 
 16171819202122 
 23242526272829 
 3031      

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей