• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Флейта Пана, и не только

Михаил Пидручный

О Михаиле Пидручном говорят, что филигранно играет практически на всем, что может звучать. На флейте, волынке, сопилке, электрическом саксофоне и не только. Но своим любимым инструментом он считает флейту Пана. По древнегреческой легенде флейту создал бог Пан из камыша, в который превратилась убегающая от него нимфа Сиринкс. Даже если не считать мифы убедительным свидетельством, то, что флейта Пана является одним из самых древних музыкальных инструментов, сохранившихся до наших дней, - факт неоспоримый. И сегодня она звучит свежо и современно, особенно, если к ней обращаются такие  мастера, как Михаил Пидручный. Юбилейный творческий вечер выдающегося музыканта прошел в Большом зале Белгородской государственной филармонии и стал настоящим событием.

В концерте приняли участие лауреат международных конкурсов оркестр русских народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры России, профессора Евгения Алешникова, а также солисты Карен Вирабян (дудук) и Виктория Безуглая (альт), программу вела Ирина Точитская.

Михаил Пидручный относится к тому удивительному типу музыкантов, которых называют «мультиинструменталистами». В его аресенале - разнообразные народные духовые инструменты (пан-флейта, волынка-гайта, сопилка, хулуси). «Сегодня уникальное виртуозное исполнительское мастерство Михаила Пидручного, несомненно, является украшением, настоящей жемчужиной Белгородской государственной филармонии», - сказал, поздравляя артиста, художественный руководитель филармонии Евгений Алешников.

Евгений Алешников

Михаил Пидручный – потомственный музыкант, его профессиональное обучение происходило в специализированной музыкальной школе-десятилетке Львова, а затем Харькова. Продолжил образование в Харьковской консерватории, которую закончил по классу флейты в 1997 году.  Пан-флейта, на которой играет музыкант – инструмент уникальный, он сделан руками отца Михаила Пидручного из куска цельного дерева, а не собран из отдельных секций, поэтому его обертоновый ряд богаче.

Пан-флейта – любимый инструмент М.Пидручного, именно ее богатый красками тембр царил на сцене в этот вечер. Образ этого инструмента в академической музыке возник еще в конце XIX века, благодаря К. Дебюсси и его произведениям для флейты: «Сиринкс» и «Флейта Пана» из цикла «Песни Билитис». Тембр этого инструмента  - словно вылившаяся в звуках несбыточная любовь Пана к прекрасной нимфе.

Михаил Пидручный

Духовые инструменты из тростинок различной величины сходной конструкции в древности возникали в самых различных музыкальных культурах – от древних славян до индейцев Южной Америки. Поэтому сегодня звучание пан-флейты в первую очередь несет этнический колорит. На сегодняшний день этот инструмент является титульным в латиноамериканской индейской музыкальной культуре, а также в музыкальной культуре Молдавии, Румынии и Закарпатья. Небывалую популярность инструменту в 70-е годы XX века принесло исполнение румынским пан-флейтистом Георге Замфира  перуанской народной мелодии в аранжировке композитора Д.Ласта «Одинокий пастух». В юбилейном концерте Михаила Пидручного этот знаковый номер стал одним из ключевых.

Сегодня пан-флейта очень востребована, Широкое распространение этот инструмент получил в современной киномузыке. Именно сюитой из музыки к кинофильму «Тарас Бульба» Игоря Корнелюка открылась концертная программа вечера. Сюита (в инструментовке для ОРНИ С. Бондаренко) проиллюстрировала богатые образные и тембровые возможности пан-флейты, а также красочность и симфоническую мощь звучания оркестра русских народных инструментов. Перед слушателями развернулась трагедия истории семьи, народа, целой страны. Так тема Родины звучала у солиста пронзительно-щемяще, тема поляков - грозно-маршево у оркестра. Тема Панночки и Андрея сперва у балалайки и гитары, затем у пан-флейты прозвучала трогательно и задушевно.

Песню В. Верменича «Чорнобривцi» (в инструментовке А. Бутурлакина) музыкант посвятил своим родителям. Нежно и трепетно звучащая на пан-флейте мелодия превратилась в поэму любви и признательности.

Особое место в творческой биографии Михаила занимает пьеса румынского композитора и скрипача Г. Динику «Жаворонок» (переложение для пан-флейты), которая прозвучала в концерте. С этим произведением связан очень интересный случай. Однажды в харьковском парке Михаил Пидручный слушал «Жаворонка» в исполнении одного из музыкантов и стал свидетелем того, как во время исполнения каденции солиста подлетевший скворец вступил с ним в соревнование. Сама природа откликнулась на звуки пан-флейты. Этот случай  и стал посылом для того, чтобы Пидручный обратился к этому инструменту.

«Мелодия» М. Скорика (в инструментовке В. Токаевой), исполненная оркестром народных инструментов с солирующей пан-флейтой, дополнила лирическую палитру концерта.

Яркую краску зажигательной танцевальной этно-музыки  составили номера, в которых М. Пидручный солировал на сопилке: «Ватра» В. Матвейчука с закарпатскими мотивами и наигрышами, «Весенняя хора» Сербана Раду (в инструметовке С. Бодякова) – с мотивами Молдавии.

Оркестровая музыка была представлена «Веснянкой» И. Шамо. Пьеса, созданная на темы украинских фольклорных песен - веснянок, прозвучала легко, игриво, как сама весна. Также была исполнена композиция «Мюзик-холл» И. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята», в этом популярном произведении народные инструменты подражают джаз-бэнду 30-40 годов. Очаровала слушателей своим добрым юмором «Семейская круговая» А. Прибылова из сюиты «Забайкалье мое» танцевально-хороводного характера, остроумно инсценированная музыкантами. В эстрадной манере музыки советского кинематографа 60-70 годов минувшего столетия прозвучала пьеса А. Прибылова «Весенний город».

Особо трогательное впечатление произвело сочинение «Карагоды весны» Артема Нижника - современного композитора из Донецка, живущего ныне в Белгороде.  В этом произведении посредством звуковой палитры тембров народных инструментов изображены пасторальная весенняя зарисовка, танцевальный эпизод с темой у гобоя и остро-современной ритмической пульсацией. Кульминацией произведения стала задушевная тема широкого дыхания, прозвучавшая как само животворное дыхание весны. Творчество этого молодого композитора особенно полюбилось белгородцам, так как в нем органично сочетаются приемы симфонического развития с тембральностью народного оркестра; близкий фольклору тематизм - с современными гармониями и ритмами.

Совершенно уникальное трио солистов существует в Белгородской государственной филармонии. Это Михаил Пидручный (пан-флейта), Карен Вирабян (дудук), Виктория Безуглая (альт). Дудук – распространен в народных музыкальных культурах Закавказья, Балкан, Азии. В Армении он имеет высочайший культурно-символический статус. Именно армянский дудук, сделанный из абрикосового дерева обладает густым выразительным вибрирующим голосом, близким кларнету и саксофону, который создает ощущение покоя и одухотворенности. Солисты в сопровождении оркестра исполнили пьесу с утонченным восточным колоритом «В мире цветов». Оркестрованная в манере симфо-джаза песня «Чаривна скрипка» И. Поклада превратилась в исполнении трио в лирическую инструментальную поэму о несбывшейся любви. Дуэт Михаила Пидручного (пан-флейта) и Виктории Безуглой (альт) исполнил инструментальную версию лирической украинской эстрадной песни «Два кольори» О. Билаша

Настоящим открытием для публики стало знакомство с китайской флейтой хулуси, которую Михаил Пидручный приобрел во время гастролей в Китае и, покоренный голосом экзотического инструмента, самостоятельно овладел игрой на ней. Ее тембр отличает лиризм и медитативность, на востоке этот инструмент используют для объяснения в любви женщине. На хулуси была исполнена импровизация на тему Б. Бартока «Вечер в деревне».

Финалом концерта стала яркая этническая краска «Ирландских напевов» с характерными повторяющимися ритмами и натуральными ладами, композиция, в которой М. Пидручный выступил с солирующими волынкой и сопилкой.

Михаил Пидручный, Оркестр русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии

Роскошный калейдоскоп народных мелодий и наигрышей, бесконечно изменяющийся исполнительский стилистический имидж оркестра русских народных инструментов, поражающего восприятие слушателей своей оригинальностью и колоссальным творческим потенциалом – вот те непередаваемые впечатления, которые получили в этот вечер поклонники оркестра народных инструментов и героя вечера – музыканта-мультиинструменталиста Михаила Пидручного.

Музыковед Елена ОСТЕР

Фото К.КОШКИНА
предоставлены Белгородской государственной филармонией.

 

← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей