• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



21.09.2019

XVI «Чайковский» - фортепианный Олимп

Постоянный автор «Музыкального Клондайка», один из ярких представителей профессиональной российской культурной журналистики, автор огромного количества замечательных публикаций, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой Валерий Семенович Иванов 21 сентября 2019 года отмечает знаменательный юбилей! Образованность и  эрудиция этого человека, его любовь к искусству, умение вдумчиво и точно анализировать, прекрасный и выразительный язык его материалов вызывают уважение и восхищение! От имени редакции и читателей «Музыкального Клондайка» мы поздравляем Валерия Семеновича с юбилеем, желаем ему крепкого здоровья, вдохновения и неиссякаемой энергии!

Предлагаем вниманию читателей впечатления Валерия Иванова от прослушиваний пианистов на прошедшем летом этого года XVI Международном конкурсе имени П.И.Чайковского. Заметим, что за событиями конкурса имени Чайковского Валерий Иванов пристально следит более четырех десятилетий!

Валерий Иванов на прослушиваниях XVI Международного конкурса им.П.И.Чайковского  в Большом зале Московской консерватории с профессором С.Л. Доренским.

XVI ЧАЙКОВСКИЙ – ФОРТЕПИАННЫЙ ОЛИМП

На впечатлениях от конкурсных выступлений не могло не сказаться то, что участники находились по существу в разных возрастных категориях: их возраст  – от 17 до 32 лет, и как следствие – за плечами каждого был порой несопоставимый по масштабу в сравнении с другими конкурсантами опыт публичных выступлений, в особенности в сопровождении оркестра. Некоторым юным пианистам при наличии феерической техники подчас не доставало элементарной жизненной зрелости для передачи философских глубин исполняемых произведений.

Слушая игру самого юного конкурсанта – 17-летнего Александра Малофеева, не мог отделаться от ощущения испытываемой им запредельной эмоциональной нагрузки. Успевший победить на множестве престижных конкурсов, в том числе на организованном Мацуевым Grand Piano Competition, и концертирующий на крупнейших мировых подмостках пианист на сей раз не прошел даже на второй тур. Не является ли это следствием излишней, чреватой серьезным психологическим срывом «конкурсной эксплуатации» юного музыканта. Судьбу Малофеева на этом конкурсе повторил не менее успешный 18-летний англичанин Джордж Харлионо - темпераментный крошка-виртуоз, которого подвели излишние самоуверенность и  позерство. В то же время любимец публики 20-летний японец Мао Фудзита, который, судя по конкурсному буклету, является воспитанником ученика Льва Оборина, , благодаря исключительной виртуозности, музыкальности и непосредственности исполнительской манеры получил вторую премию и серебряную медаль. Ровесник Мао Фудзиты китаец Тяньсю Ань, который в целом выступал менее ровно, покорил всех исполнением программы второго тура. Оказавшись в сложной психологической ситуации на третьем туре: по непонятной причине оркестр начал играть второе произведение программы, в то время как пианист настроился на первое, Тяньсю не потерял самообладания, с честью выдержал непростое испытание и в результате заслужил четвертую премию.

Многие «возрастные» участники пришли к конкурсу, как показалось, исчерпав свой соревновательный, бойцовский потенциал. Это сложившиеся музыканты, каждый из которых - яркая индивидуальность, что было по достоинству оценено и жюри, и публикой. Однако подлинные азарт, самоотдача и исполнительский драйв, свойственные более молодым, в чем-то, может быть, и уступающим им в мастерстве ребятам, отошли в их игре на второй план. Поэтому решение жюри, не пропустившего на третий тур Андрея Гугнина, Арсения Тарасевича-Николаева, Филиппа Копачевского и нескольких других достойных участников, показалось вполне логичным.

Безусловный лидер нынешнего фортепианного соревнования 22-летний Александр Канторов произвел на меня самое сильное впечатление. Он продолжает учиться в частной французской консерватории у той же Рены Шерешевской - выпускницы Московской консерватории по классу Льва Власенко, что и Люка Дебарг, являвшийся фаворитом слушателей прошлого конкурса. Канторов сразу взял в плен абсолютной раскрепощенностью своего сценического существования и ни на кого не похожей игрой, в которой тонкость и психологическая глубина интерпретации сочетается с простотой и внешним изяществом исполнительской манеры. Особенно поразило его совершенно изумительное исполнение Второго концерта Чайковского на третьем туре.

С выходом на сцену Константина Емельянова, выступившего первым из российских участников, у меня как будто раскрылась душа. Благородство и проникновенность лишенной внешних эффектов игры – то, что особенно привлекает в этом глубоко лиричном по своей природе пианисте. В противоположность Емельянову Дмитрий Шишкин подчеркнуто энергичен и напорист, порой даже несколько брутален, в его игре преобладают вызывающая виртуозность и экспрессия. Строгостью внешнего облика и исполнительской манеры покорил американец  Кеннет Броберг. Особенно тронул пиетет пианиста к русской музыке, который, впрочем, объясним:  Кеннет – студент Станислава Юденича, выпускника Московской консерватории по классу Дмитрия Башкирова.

На третьем туре конкурса пианистов в зале находились продюсеры со всего мира, так что можно не сомневаться в том, что лауреатов ожидают многочисленные приглашения и блестящая карьера в дальнейшем.

Валерий ИВАНОВ

Фото Ю.Покровского предоставлено автором.

 

 

21.09.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей