• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



11.11.2019

Героические дончане

IV фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», который проводится Ассоциацией музыкальных театров и Министерством культуры России при поддержке Фонда президентских грантов – настоящий театральный марафон длинной в два месяца, на котором свои постановки показали более тридцати музыкальных театров. Он завершился выступлением гостей из Донецка – на сцене «Новой оперы» свою версию оперы «Турандот» Джакомо Пуччини показал театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко. В Ассоциацию в разные годы входили и входят сегодня коллективы, базирующиеся вне пределов России.

Оперный театр в прифронтовом городе, где линия соприкосновения вооруженных сил Украины и ДНР проходит совсем рядом: там сегодня нет активных боевых действий, но по-прежнему неспокойно, и периодически возникают какие-то нештатные ситуации. Одно то, что в таких условиях продолжает все годы функционировать полноценный оперный стационар – уже чудо и героизм, и на этом в принципе рецензию можно было бы и закончить: вне зависимости от того, что привезли дончане и какого это привезенное сорта. Но еще в большей степени удивительно то, что показанный продукт – полноценный спектакль, исполненный по всем параметрам очень качественно, на достойном уровне.

«Турандот» - постановка 2011 года, созданная еще до войны, но возрожденная в 2017-м, поскольку в 2014-м прямое попадание снаряда в склад декораций полностью уничтожило сценографию этого спектакля. Как и многих других – например, замечательной украинско-немецкой постановки «Летучего голландца» 2013 года, которая была весьма резонансной, и ее успели показать на гастролях в разных частях Украины. Несмотря на это, что-то удалось сохранить, что-то восстановить, и сегодняшний репертуар донецкого театра впечатляет широтой и разнообразием. Непостижимо, но удалось сохранить труппу, коллективы театра – все функционирует, жизнеспособно: ставятся премьеры, проводятся концерты. За эти годы дончане показали всему миру свой несгибаемый характер – по-настоящему «молодогвардейский».

Работа петербургского режиссера Александра Лебедева достаточно традиционна: это спектакль-праздник, решенный так, как публика привыкла видеть это произведение, каким она его полюбила – ярким, красочным шоу, в котором сказочный Китай предстает во всем своем блеске и пышности. Звездное небо, разинувший огромную пасть дракон, из чрева которого выходит жестокосердная принцесса, пестрые попугаичьи костюмы что знати, что простолюдинов, много золота и вообще всего блестящего. Несмотря на визуальную приторность, сценографию Надежды Швец и костюмы Сергея Чепура (оба мастера из Харькова) не назовешь безвкусными: их ориентальная избыточность прекрасно сочетается со столь же колоритной музыкой Пуччини, полной контрастов, выпуклой мелодики и пряных гармоний. Авторы спектакля не предлагают никакой экстравагантной концепции: они добротно следуют за идеями создателя партитуры, не стесняясь иллюстративности и полностью доверяя таланту великого маэстро из Лукки. И, надо сказать, они не прогадали – все в их действо ожидаемо и узнаваемо, но поскольку гармонично с музыкой, в итоге производит не меньшее впечатление, чем любое нетривиальное высказывание, претендующее на нечто диковинное.

Музыкальный уровень спектакля оказался невероятно хорош. Здесь сошлось буквально все, благодаря чему у показа получился грандиозный драйв, тонус исполнения был так высок, что московская публика была буквально опалена энергетическими токами, лившимися со сцены и из ямы. И надо ей отдать должное, она их оценила и приветствовала гастролеров шквальными овациями.

У спектакля отличная основа – оркестр и хор. Первый – не просто ладно и стройно играющий, но необыкновенно певучий, с тембристым, наполненным, маслянистым звуком, уже одно это делает прочтение партитуры очень убедительным – она звучит по-итальянски сочно. Маэстро Юрию Парамоненко удались все задачи, какие здесь ставит композитор – и сила контрастов, и острота акцентов, и лирическая проникновенность, и туттийная мощь, а кроме того, форма произведения собрана, оно звучит как захватывающая звуковая фреска, стремительно развивающаяся от первой до последней ноты. Прекрасен хор под управлением Людмилы Стрельцовой: свежие и сильные голоса поют и ярко, и аккуратно одновременно.

Обязывающие сольные партии этой непростой оперы озвучены достойно. На Калафа позвали Виталия Козина из Ростова – пару лет назад я слышал там его Германа, который особого впечатления не произвел. Итальянская же партия пришлась ему гораздо больше по размеру: хороший, стабильный верх, твердая вокальная техника, убедительность в кантилене и масштаб голоса, адекватный относительно небольшому залу колобовского театра – все это сыграло на то, что у оперы был настоящий тенор-герой, а хитовая ария «Nessun dorma» даже сорвала овации зала.

Татьяна Плеханова спела титульную героиню злым, железным, очень ярким звуком – абсолютно в характере персонажа. Мощи хватало, в то же время, пережима нигде не было: иногда хотелось бы больше стабильности в звукообразовании и меньше видимой для зрителя подготовки к штурму сложных в вокальном отношении мест. Как правило, эту партию поют певицы с опытом, и это абсолютно правильно: Плеханова не старается молодиться на сцене, свою зрелость она преподносит с достоинством, при этом минимальными средствами (говорящим взглядом, скупым, но точным и выпуклым жестом) ей удается быть убедительной актерски.

В целом удался – и вокально, и артистически – образ Лю Светлане Малеевой: ее голос, быть может, не обладает уникальными индивидуальными характеристиками, но ровность кантилены, верная экспрессия, стабильность высоких нот помогают создать образ притягательный и цельный, особенно артистке удалась финальная ария героини. Ровным и выразительным оказалось и пение баса Юрия Алексейчука (Тимур): его голос скорее не масштабный, а культурный, интеллигентный, что в данной партии дает образу дополнительные бонусы.

Качественным ансамблем порадовали исполнители трио министров (Сергей Дубницкий, Александр Бакулин и Григорий Шафир) – что было приятно, поскольку нередко эти игровые партии поют по остаточному принципу, полагая, что главное в них – не пение, а комедийный кураж. Хороший уровень показали и исполнители небольших партий Константин Бочаров (Альтоум) и Вадим Воловчук (Мандарин).

Итог гастролей более, чем позитивный: трудно было ожидать от театра, развивающегося в столь не простых условиях, художественного откровения. И, тем не менее, выступление оказалось сюрпризом со знаком плюс.

Александр Матусевич

фото Елена Лапина

11.11.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей