• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



16.01.2019

И образ Чарли зазвучал...

Оркестр баянистов-аккордеонистов РАМ имени Гнесиных

Российскую академию музыки имени Гнесиных не случайно называют цитаделью народников за всеобъемлющую деятельность по сохранению и развитию национальных музыкальных традиций. Более полувека факультет народных инструментов академии образовывает высокопрофессиональных специалистов, проводит фестивали, конкурсы, концерты, мастер-классы, стимулируя повышение квалификации и концертно-исполнительскую деятельность педагогов и артистов. Не менее значимой задачей руководители и преподаватели академии и факультета считают необходимость создания и развития оригинального репертуара, в том числе для оркестров народных инструментов, для баяна, балалайки, домры, гуслей. Целая плеяда талантливых гнесинцев – преподавателей - композиторов занимается этим, создавая произведения, составляющие современный репертуар, используемый не только в учебной, но и в концертной практике. В конце ушедшего года в Академии состоялся концерт из сочинений А. Цыганкова, К. Волкова, Г. Чернова, В. Беляева, В. Малярова и Н. Хондо. Исполняли их солисты–инструменталисты и оркестр баянистов–аккордеонистов РАМ имени Гнесиных под управлением профессора Олега Тарасова.

Имя Александра Цыганкова, домриста, педагога и композитора, давно получило широкую известность и популярность. Александр Андреевич уже полвека преподаёт, концертирует и сочиняет оригинальные произведения для домры, оркестра народных инструментов, аранжирует и делает музыкальные обработки народных песен. Среди них такие, как «Белолица-круглолица», «Перевоз Дуня держала», «Травушка-муравушка» и другие. В названном концерте прозвучала его патриотико-героическая «Поэма памяти Д.Д. Шостаковича», которая первоначально имела другое название - «Поэма павших героев». Однако с истечением времени композитор, углубившись в наследие Д.Д. Шостаковича, посчитал возможным внести некоторые изменения, найти новые краски, закрепив сплав народных интонаций и философии современного музыкального языка, и переназвал сочинение. Теперь его исполняют солисты-инструменталисты, оркестры, в том числе и симфонические. Оркестранты РАМ с позволения автора тоже внесли частицу своего творчества и включили в партитуру новые эпизоды и домровую каденцию, вследствие чего «Поэма» приобрела грандиозность и величие, ещё большую выразительность и красочность, открыв первым номером концертную программу гнесинцев. Солировала Анастасия Захарова, ученица Александра Андреевича.

Анастасия Захарова

Анастасия Захарова

А бенефициантом концертного вечера стал заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РФ, профессор Кирилл Волков, чьё композиторское творчество безгранично, в котором трудно найти жанр, где оно ни было бы отмечено. Лауреат всероссийских и международных конкурсов Майя Михайлова с оркестром баянистов-аккордеонистов блистательно исполнила его «Концерт для домры». Ранее он предназначался для домры и камерного симфонического оркестра и вот теперь прозвучал не менее органично в другом составе.

«Концерт» экспрессивен и энергичен и представляет исполнителю возможность демонстрировать виртуозное владение инструментом, чем и воспользовалась домристка, вызвав одобрение слушателей. Наиболее ярко это проявилось в каденциях первой и третьей частей. Примечательно, что 3-я часть сочинения посвящена основоположнику русской народной оркестровой музыки Николаю Павловичу Будашкину, и навеяна, как рассказал Кирилл Евгеньевич, встречей с ним и историей написания песни «А на зорьке…» на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Наверное, поэтому в ней «уживаются» и народные интонации, характерные для письма Будашкина, и современный музыкальный стиль автора «Концерта».

Другое сочинение - Сонату для фортепиано «Русский север» - инструментовала для оркестра баянистов-аккордеонистов Елена Квасова, студентка – ученица маэстро Олега Тарасова, завоевавшая на академическом конкурсе звание лауреата. А дирижировал «Русским севером» лауреат всероссийских и международных конкурсов Руслан Канеев. Руслан, кстати, один из авторов книги о творчестве Кирилла Волкова «Возвращаясь к истокам…», которая презентовалась после концерта и её получили в дар многие желающие. В книге представлены биографические данные и аналитические исследования, представляющие интерес не только для музыкантов, но и любителей.

Один из опытнейших композиторов–гнесинцев Геннадий Чернов многогранен в своём творчестве. Его композиторскому перу принадлежат сочинения для симфонического оркестра, камерная музыка, произведения для духового оркестра и оркестра народных инструментов. Геннадий Владимирович - один из тех композиторов, что пишут специально и для оркестра баянистов. Финальная часть его «Полифонической симфониетты» исполнялась на концерте. Современность и высокое мастерство, яркость и динамическая контрастность проявились в трактовке финала. Яркая, выразительная мелодика, синкопированная ритмика, мощное и богатое тембрами органное звучание, на что способен именно оркестр баянистов и аккордеонистов - прибавили нарядности и праздничности сочинению.

Ансамбль гусляров под руководством Дмитрия Кукушкина познакомил слушателей с трёхчастным «Русским концертом», специально написанным для звончатых гуслей Владимиром Беляевым, композитором, наиболее известным в области народной музыки. «Строгий напев», «Нечаянная радость», «Торжественный кант» прозвучали колоритно и красочно, подчеркнув характерную народность и традиционность, напевность и мелодичность музыкального материала. Одна из молодых, но уже известных композиторов-гнесинцев Наталья Хондо пишет музыку в различных жанрах. Её успехи в сочинениях для народных инструментов весьма заметны, а некоторые из них становятся классикой народного жанра, популярны и востребованны в программах конкурсов дирижёров. В концерте в исполнении оркестра прозвучала миниатюра «Великий немой», порадовав жизнерадостным звучанием легко и почти зримо узнаваемым образом. Синкопированный рэг-тайм, лёгкая, воздушная музыка (даже в исполнении оркестра, который сродни духовому), не позволили слушателям усомниться в имитации облика всем известного Чарли Чаплина и порадоваться его живучести в разных ипостасях искусств.

Хедлайнером в концертной программе гнесинцев–композиторов выступил артистичный гармонист, лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Москонцерта Александр Усков. На саратовской гармонике он исполнил «Саратовские напевы» Виктора Малярова, которого по праву можно назвать композитором–народником. Как и Александр Цыганков, и Владимир Беляев, Виктор Иванович приверженец фольклора, народной песенной культуры, а потому сочиняет произведения, делает аранжировки и обработки в этом жанре. Вместе с тем, известны и другие успешные изыскания композитора и в других жанрах. Например, «Иллюзии» для гуслей и оркестра гармоник признаны своеобразным, оригинальным сочинением, философия которого весьма отдалена от народного фольклора и традиционного письма композитора. А частушечно - плясовой характер известных волжских мотивов в «Саратовских напевах», разукрашенных виртуозными вариациями в исполнении настоящего мастера–гармониста и сопровождении оркестра РАМ, не оставили равнодушными зрителей и вызвали продолжительные аплодисменты. Этим и завершился оригинальный концерт гнесинцев-композиторов, создав радостное, приподнятое настроение.

Александр ГОЛУБИНСКИЙ

Фото автора

16.01.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей