• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Царская невеста Геликон-опера Коломенское

«Драма Шекспирова» на пленэре

Спектакль «Царская невеста» театра «Геликон» у храма Вознесения Господня в Коломенском 31 июля и 1 августа.

Красивый термин, обычно относящийся к области изобразительного искусства, очень захотелось употребить применительно к этому событию.  Ведь таким словом обозначается живописная техника, которая предполагает изображение в естественных условиях и при естественном свете.    Впрочем, что касается освещения, оно было полностью естественным только до антракта, потом, ввиду того, что надвинулись сначала сумерки, а потом и темнота, было задействовано световое оборудование.

Однако, самым впечатляющим световым эффектом все же был естественный – появление и исчезновение необычайно яркой и полной луны, которое происходило в строгом соответствии с музыкальной партитурой и драматургией оперы. Так что даже здесь приоритет оказался за естественностью.  То же можно сказать и об очень удачной подзвучке, ни малейшего эффекта «микрофонного» звучания! Пожалуй, при мероприятиях на открытом воздухе впечатления естественного звука добиться бывает сложнее всего. Сразу надо сказать, что оркестром «Геликона» дирижировал Евгений Бражник, с блеском решив сложнейшую задачу баланса в столь сложных условиях.

Так что при условности самого жанра оперы и еще большей условности включения оперного спектакля в реальную среду состоялось почти невероятное  - все, что происходило на площадке перед Храмом Вознесения Господня, на его лестницах и галереях, - казалось не просто предельно естественным, но единственно возможным. Как тут не вспомнить прописную истину о том, что самая лучшая режиссура – это та, о которой ты во время спектакля не задумываешься!

Тем не менее, это было именно включение в естественную среду режиссерского спектакля Дмитрия Бертмана. История о невинно загубленной царской невесте Марфе Собакиной, попавшей в круговорот, в котором так переплелись человеческие страсти с роковой подавляющей мощью власти царя, для Бертмана -  это история шекспировского масштаба. Ему важно, что время действия оперы Римского-Корсакова совпадает с эпохой Шекспира. Он выводит эту драму в абсолютно космические пределы даже в условиях небольшой сцены, для которой эта постановка создавалась.

И заложенный в спектакле масштаб как нельзя лучше воплотился, когда дальним планом декораций послужили открывающиеся за Москвой-рекой просторы, а над действием воспарила белоснежная красавица – Вознесенская церковь.  Рисунок мизансцен практически не претерпел значительных изменений, просто вписался в новые условия. И все-все было понятно, до мельчайших деталей, что достаточно удивительно, поскольку зрителей было тысячи две, соответственно, большинство из них воспринимало драму на значительном удалении от ее персонажей.

Геликон-опера, Царская невеста, Коломенское

Но все равно все было понятно – и что Малюта Скуратов (Дмитрий Скориков) пьян не от хмельного меда, а от крови, и что подруга Марфы, тоже красавица, Дуняша (Ирина Рейнард) ох как метила в невесты государю, и что несчастную Любашу (Лариса Костюк) и Григория Грязного (Петр Морозов)  действительно связывала нешуточная страсть,  и что царский лекарь Бомелий (Дмитрий Хромов) наверняка не только лекарь, а лицо, особо государю приближенное, а может быть, одновременно и кто-то вроде резидента иноземной разведки (уж слишком крупная персона для просто лекаря), и что сам Грязной с засученными рукавами появляется в финальной сцене не из царских палат, а из пыточных застенков…

И очень пронзительно ощутилась инаковость «белого цветика» Марфы (Лидия Светозарова) в этом мире жестоких и темных страстей – никто, ни жених Иван Сергеич Лыков (Вадим Летунов), ни любящий отец Василий Собакин (Александр Киселев), ни подружка Дуняша, ни ее мамаша, наверняка героиню с детства пестовавшая (Елена Михайленко) словно не видят, как начинает действовать роковой напиток, никак не реагируют на такое видимое ухудшение ее состояния в сцене величания жениха и невесты… То, что она чувствует, что переживает, оказывается всем безразличным…

Изменения, которые претерпела «театральная» версия спектакля, также оказались предельно естественными. В версии Бертмана присутствует еще один персонаж, без слов – обозначенный в программке как Звонарь, - на самом деле он скорее Христа ради юродивый (Андрей Орехов). Он свидетель всего происходящего, он появляется в переломные моменты действия, звоня на сцене театра в воображаемые колокола.

Но в Коломенском колокола были самые настоящие (звонарь –Евгений Фокин), и сочетание колокольного звона с музыкой оперы произвело фантастическое впечатление. Поэтому на  первый план вышел именно образ юродивого как зримый образ совести и нравственного начала, которое подвергается жестокому поруганию. И – что всем безумно понравилось – сам царь Иван Васильевич, в отличие от «театральной» версии, предстал собственной персоной, и не просто так, а верхом, да еще с ловчей птицей на руке. Что же, возможности площадки были использованы в полной мере!

Надежда КУЗЯКОВА

Фото Антон Дубровский


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей