• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Государственный музей-заповедник Чайковского

Один день с «Геликоном» в Клину

Или Петр Ильич сердится…

Дом-музей П.И.Чайковского в Клину – территория для каждого музыканта священная, место паломничества, вызывающее благоговейный восторг. Об искренней любви художественного руководителя Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана к творчеству Петра Ильича Чайковского известно, пожалуй, каждому меломану. А к хранителям его наследия Дмитрий Александрович относится особенно трепетно и с огромным уважением. Не случайно «Геликон-оперу» и Государственный музей-заповедник Чайковского многие годы объединяют крепкие узы дружбы и партнерские отношения: это и участие театра в фестивале искусств «Подмосковные вечера с Чайковским», и выступления его солистов в филиале музея – усадьбе Демьяново, и помощь музея в подготовке премьеры воссозданного в этом сезоне спектакля «Евгений Онегин», и организация выставки перед премьерным показом «Онегина», и многое-многое другое.

В прошлом году в Клину впервые прошел Международный музыкальный фестиваль имени П.И. Чайковского, ставший выдающимся событием культурной жизни не только региона – в первом фестивале, посвященном 175-летию со дня рождения Чайковского, участвовали такие мировые знаменитости, как Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Валерий Гергиев и симфонический оркестр Мариинского театра, Риккардо Мути и Венский филармонический оркестр. Успех фестиваля, на площадках которого в год 175-летия Чайковского побывали тысячи зрителей, привел к тому, что организаторы решили сделать музыкальный форум постоянным. Нынешний же посвятили другому русскому гению – Сергею Прокофьеву, 125-летие которого в этом году отмечает весь мир.

«Мы все вместе должны двигаться к цели, чтобы из Клина сделать музыкальную столицу России, - заявил Дмитрий Бертман на пресс-конференции накануне открытия Второго музыкального фестиваля им.П.И.Чайковского. –  Я надеюсь, что когда-нибудь мы соберемся и отпразднуем открытие Клина, как музыкального центра с несколькими зрительными залами. С летним, осенним, зимним, весенним фестивалями. Куда будут собираться со всего мира исполнители, зрители». Пока же публику решили собирать на территории музейного парка, недалеко от домика Петра Ильича. Для фестивальных событий возвели временную сцену и поставили стулья для зрителей. Правда, не все концерты фестиваля проходили на открытом воздухе – часть из десяти программ состоялась в камерном концертном зале музея. Но «Геликон-опере» пришлось надеяться на благосклонность небес и личное благоволение Петра Ильича: обе постановки должны были состояться на открытой площадке в парке.

В качестве музыкального приношения двум гениям театр и его художественный руководитель выбрали, пожалуй, самые знаковые оперы из их творческого наследия – яркую фееричную «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (16 июня) и любимую всеми меломанами мира «Евгений Онегин» Чайковского (17 июня).

Размах подготовительных работ поражал: театр привез декорации, оборудование, костюмы, реквизиты в полном объеме! Все по-настоящему, никаких условно «концертных постановок». С учетом того, что каждую минуту мог разразиться ливень (забегая вперед, скажем, что именно это и произошло с «Тремя апельсинами»), затея достаточно рискованная.

Евгений Бражник

Впрочем, художественный руководитель «Геликон-оперы» и коллектив театра трудностей не боятся, с честью прошли через горнило затяжной реконструкции, строительных работ и экстремальных условий существования во временном помещении на Новом Арбате, поэтому природные катаклизмы после такой закалки им уже и не страшны.

Дмитрий Бертман

Правда, гнев Петра Ильича мы ощутили в полной мере («Надо было первым делать «Онегина», – мрачно шутил Бертман, укрывшись от ливня под тентом, где-то за час до начала спектакля), тем не менее, солнечная музыка Прокофьева, искрящаяся фирменным бертмановским юмором чудесная постановка, героические усилия маэстро Бражника, оркестра театра и труппы сделали свое дело – буря отступила, так и не разогнав публику, хотя в первом отделении Бражник прерывал спектакль четыре раза…В дождевиках, под зонтиками, и дети, и взрослые не покидали временный «зрительный зал», а стойкие артисты и оркестр, терпеливо пережидая особо бурные потоки воды с неба и шквальный ветер, доиграли-таки спектакль до конца.

Нармин Ширалиева

Временами у меня возникало опасение, что звукооборудование с его электронной начинкой вдруг не выдержит и заискрит от попадания воды. К счастью, этого не произошло (спасибо постановочной части, звукорежиссерам, осветителям, все было на высоте!).  И, хотя перед началом спектакля Нармин Ширалиева, советник губернатора Московской области по культуре заметила, что «Рождение нового замечательного проекта, Второго международного музыкального фестиваля П.И. Чайковского, происходит на Клинской земле, освященной именем великого композитора. Сегодня сам дух Петра Ильича Чайковского радуется вместе с нами», дух Петра Ильича, судя по грозным молниям и потокам с неба, не «радовался» – не понравилось ему быть вторым в программе, уступив первенство Прокофьеву…

Журналисты, да и сам Дмитрий Александрович, предположили, что на «Онегине» дождя не будет, и солнце воссияет на весь день. Так оно, конечно же, и произошло. Возвращаясь к «Апельсинам», замечу, что в итоге получилось совершенно по-прокофьевски: наперекор всему, ярко, солнечно, задорно, смело, с невероятным драйвом и энергетикой.

«Любовь к трем апельсинам» - «легко-веселое» творение Прокофьева, аллегорическаяя опера-сказка, опера-шутка. Возможно, из-за своей вневременной актуальности она так любима режиссерами, которые неутомимо ставят и ставят ее в Москве: 1997 год –  Большой театр, Питер Устинов (музыкальный руководитель Петер Феранец), 2009 год – «Геликон-опера», Дмитрий Бертман (музыкальный руководитель Владимир Понькин), 2011 год – Детский Музыкальный театр им.Н.И.Сац, Георгий Исаакян (музыкальный руководитель Евгений Бражник), 2016 год – Музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко, Александр Титель  (музыкальный руководитель Александр Лазарев).

Правда, Большой театр перенес свою постановку в архив, тем не менее, в Москве остались еще три, а геликоновская, несмотря на солидный для спектакля возраст, живее всех живых и по-прежнему обожаема публикой. Не будем проводить параллели между работами различных московских театров, добавим только, что в клинской версии «Геликона» музыкальным руководителем стал маэстро Евгений Бражник, который уже ставил «Апельсинов» вместе с Георгием Исаакяном в Театре им.Н.И.Сац.

Об этой бертмановской работе в свое время написано немало – постановка удивительно подошла театру: легкая ироничность, игривый эпатаж, безудержная яркость и смелость идеально вписались в «геликоновский» стиль (лично для меня «Геликон» до сих пор ассоциируется именно со звуками знаменитого Марша из «Любви к трем апельсинам», которые раньше использовались как звонки в театре). И сейчас постановка эта более чем актуальна: и новостные блоки на телеэкранах, с их драками парламентариев, калейдоскопом гламурных звезд и моделей, и вечная борьба добра со злом, и интриги придворных – вызывают такую же реакцию публики.

Для участия в клинской постановке театр командировал отменный состав: в партии ипохондрика Принца блистал Василий Ефимов, его нежная апельсиновая принцесса Нинетта в исполнении Анны Гречишкиной была очаровательна и отчаянно смела (попробуйте-ка, при температуре воздуха ближе к плюс 10 и льющимся потокам воды с неба радостно и с вожделением зайти в сундук с водой!), злобная Фата Моргана в исполнении бесподобной Елены Михайленко уверенно залезала на самую верхотуру (и в прямом, и в переносном смысле).

Маг Челий (потрясающий Дмитрий Скориков) влюбил в себя всю женскую часть публики ярким образом и гибкими травольтовскими па, величественный Король Треф (Станислав Швец) с достоинством и мудростью монарха сносил капризы сынули и интриги придворных, ловкий и простодушный Труффальдино (Вадим Летунов) действовал и на Принца, и на публику, как бальзам на душу, а его забавные выкрутасы и робкие заигрывания с грозной Кухаркой (о, бесподобный Михаил Гужов!) заставили промокших зрителей хохотать.

Дмитрий Скориков

Парочке придворных злодеев – Принцессе Клариче (Ксения Вязникова) и Леандру (Дмитрий Янковский) вершить свои темные дела постоянно мешали громовые раскаты и усиливающийся ливень (как будто сама природа дописывала сценарий), но опытные актеры не терялись и вступали заново ровно с того места, на котором их прерывала стихия.

Ксения Вязникова

Хуже всего, конечно, пришлось дирижеру за пультом. Так получилось, что как раз над головой маэстро Бражника не было спасительного навеса, и, как только дождь усиливался, и маэстро, и партитуру заливало. Евгений Александрович отчаянно пытался вести спектакль дальше, но в таких условиях приходилось останавливать действие.

Оркестровая ткань «Апельсинов» знакома Бражнику отлично, да и на открытом воздухе Евгений Владимирович с оркестром «Геликон-оперы» уже работал, но вряд ли он выступал раньше в условиях проливного дождя…Тем не менее, расхождений с солистами и хором у оркестра не было, все звучало, как и положено у Прокофьева, раскованно и смело, с яркими всплесками ударных и меди, хотя именно им, пожалуй, больше всего и досталось от стихии, но самоотдача музыкантов достойна восхищения.

Потом уже, в комментариях к постам в социальных сетях мне писали: «На Западе, если такие условия, оркестр встает и уходит. Жаль инструменты». Безусловно, не будем спорить. Но, помилуйте, а как же уважение к зрителю, который к тому же заплатил за билеты немалую сумму? Мне кажется, для геликоновцев это было бы немыслимо: уважение к своей публике у них «в крови». Это воспитано Бертманом, это поддерживается с самого начала существования театра.

Невозможно не восхититься работой хора в сложнейших для пения и сценического движения условиях. «Это же Бентли», - не устает повторять Бертман про хор «Геликона». И ведь не поспоришь: несмотря на проникающую абсолютно везде влагу и стылый воздух, хор-миманс был безупречен, сохранил стройность интонации, стремительность и отточенность пластики, прекрасно исполнил все мизансцены и сорвал заслуженные аплодисменты. Аплодисменты действительно были бурными и долгими – зрители горячо благодарили артистов и оркестр за профессионализм, героизм и выдержку.

Когда на сцену поднялись художественный руководитель театра Дмитрий Бертман, советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева и Глава Клинского района Алена Сокольская, дождь наконец-то прекратился, а на площадке окончательно стемнело (в результате всех задержек спектакль завершился на час позже).

«Хочется сказать большое спасибо творческой команде Московского театра «Геликон-опера» и его художественному руководителю Дмитрию Бертману за возможность увидеть и услышать прекрасный спектакль в авторской сценографии, - обратилась к артистам и оркестру Алена Сокольская. – Ни гроза, ни другие капризы погоды не помешали насладиться мастерством артистов. Мы уверены, что фестиваль продолжится и состоится при любой погоде». 

Впрочем, на второй день геликоновского фестивального тура погода оказалась великолепной – 17 июня Клин принимал гостей ласковым теплом и сияющим солнцем. Местные жители увидели бертмановскую постановку оперы «Евгений Онегин» 1997 года, ставшую уже эксклюзивной для москвичей (с этого года в театре идет воссозданная версия Станиславского).

Второй Международный фестиваль имени П.И.Чайковского с огромным успехом завершился 23 июня, а «Геликон-опера» и дальше принимает участие в фестивальном проекте в рамках Губернаторской программы «Наше Подмосковье». 26 июня в Коломне более тысячи зрителей увидят на Соборной площади «Царскую невесту» Н.А. Римского-Корсакова.

Ирина Шымчак

Фото автора

Фоторепортаж 16.06.2016, Клин

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей