• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



05.11.2020

В режиме реального времени –
Интерактив на оперной сцене

На V фестивале «Видеть музыку», который успешно проходит в Москве, несмотря на все сложности современной ситуации, Государственный театр оперы и балета Республики Коми показал  «Любовный напиток» Доницетти в постановке главного режиссера театра Ильи Можайского, главного дирижера Романа Денисова и художника из Костромы Бориса Голодницкого. Спектакль вызвал настоящий восторг московской аудитории. «Музыкальный Клондайк» в марте писал о премьере этого спектакля в Сыктывкаре. Мы рады, что наши впечатления от этого «Любовного напитка» после московского показа только укрепились – ПРАЗДНИК! Хотим напомнить наш рассказ о премьере.

В своем рецепте «Любовного напитка» создатели «смешали» немало ингредиентов, так что волшебное зелье получилось настоящим коктейлем, однако с тонким вкусом и изысканным ароматом истинной комической и истинно итальянской оперы. Поток увлекательного действа захватывал, на сцене все искрилось, струилось, играло яркими красками, переходило от буффа к лирике, от мелодрамы к эксцентрике. И весь этот фейерверк логично и естественно рождался из музыкального потока, иллюстрируя, воплощая, визуализируя прекрасные мелодии. О визуализации мы упоминаем не случайно. Режиссер Илья Можайский, бережно сохранив все перипетии нехитрого сюжета, «усложнил» его интересным приемом: все происходящее – это даже не киносъемка, как можно предположить поначалу, а настоящая web-трансляция в режиме реального времени. И на экраны транслируется все действо крупным планом, который снимает камера прямо на сцене. Зрители даже последних рядов видят все детали, жесты, мимику артистов. Пожалуй, только визуализация вступления была совсем откровенно «киношной», не связанной с реалиями на сцене, снятой в духе «готических» фантазий. Некий страшноватый старец в заброшенном замке таки варит фантастическое зелье – любовный напиток, уж не тот ли, который выпьет потом прекрасная Изольда из рыцарской легенды, о чем с таким увлечением будет читать очаровательная героиня оперы Адина? А далее действие разворачивается в точном соответствии с оригиналом – любовь простодушного Неморино (Борис Калашников), кокетство и капризы Адины (Анастасия Морараш), бравое фанфаронство сержанта Белькоре (Андрей Ковалев), шарлатанство бродящего лекаря Дулькамары (Дмитрий Степанович), «впаривающего», как мы бы сейчас сказали, свой, якобы чудесный, «любовный напиток». Только сосредоточено оно на съемочной площадке. Весь красивый итальянский условно деревенский антураж ушел в декорации – точнее, на живописный пейзажный задник, отсылающий своей картинкой к задним планам картин итальянских мастеров. А вот буйство красок, силуэтов и фасонов костюмов – причем не только солистов, но и хора, - было таким же фееричным, как действие. Эпохи, силуэты, моды смешались причудливо, словно в основу легли картинки из модных журналов разных десятилетий прошлого века – что ж, эта история актуальна для всех времен! Персонажей можно было разглядывать бесконечно, и спектакль был столь же отрадным для глаз, как и для ушей. Закономерный результат, когда присутствует настоящее сотворчество дирижера, режиссера и художника. Прибавим к этом триумвирату хормейстера – Ольга Рочева добилась от звучания хора замечательной легкости, музыкальности и точности, при этом в сочетании с настоящим, так и хочется сказать, «итальянским» брио. Артисты хора порадовали и свободой своего сценического существования, не формальным выполнением непростого сценического рисунка, а реальной вовлеченностью в действо. Дирижер Роман Денисов спектакль провел с блеском, обеспечив цельность его архитектоники, фееричную бравурность и настоящий лиризм, был очень чуток к солистам. И они по-настоящему раскрылись в этой прекрасной музыке. Виртуозная колоратура Анастасия Морараш нашла и теплые лирические краски, и драматическую выразительность, очень органичным и естественным был Борис Калашников (Неморино), «благородный баритон» Коми-оперы Андрей Ковалев предстал прекрасным комическим актером и достойнейшим образом озвучил партию Белькоре. Театр выставил в этом спектакле отличный ровный ансамбль. К чести коллектива надо заметить, что «Любовный напиток» оказался обеспечен двумя, а на некоторые партии и тремя составами, что говорит об уровне труппы.

И, конечно же, приглашенный солист (впрочем, он постоянно участвует в спектаклях театра) Дмитрий Степанович блеснул в партии Дулькамары, и его и вокальные, и актерские «гэги» пришлись как нельзя более кстати.   

Постановщики сознательно отказались от исполнения оперы полностью на языке оригинала, за что, вероятно, могут услышать упреки от ревнителей чистоты жанра. Считаю, что в данном случае они абсолютно правы – особенно в комической опере зрители должны хорошо разбираться в перипетиях сюжета и иметь возможность реагировать на смешные реплики, не отвлекаясь на необходимость следить за титрами. Тем более, что перевод по-настоящему художественный и «музыкальный», ведь его автор Сергей Юрьевич Левик не только известнейший переводчик стихотворных текстов вокальных произведений, итальянских, французских и немецких композиторов (только либретто опер и оперетт около семидесяти, а еще камерные произведения, тексты ораторий), автор интересных книг по истории оперы и вокального искусства, но и сам – замечательный певец-баритон, творчество которого высоко ценили современники (среди них композитор Глазунов и знаменитый тенор Иван Ершов). В театре пошли на очень разумный компромисс – отдельные и очень органичные переходы певцов на итальянский язык (как неожиданные, после «русского» начала арии или ансамбля, так и ожидаемые, как в хите «Una furtiva lagrima») дали аудитории почувствовать «вкус» оригинала, во-первых, а во-вторых, явились сами по себе постановочными приемами – словно напоминанием увлекшимся визуализацией зрителям:  «Эй, вы в опере!» J.

Кстати, на поклонах после спектакля камеры развернулись в зал, и зрители увидели на экранах себя – радостно аплодирующих артистам. В режиме реального времени.

V фестиваль «Видеть музыку» организован Ассоциацией музыкальных театров и проходит при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и субъектов Российской Федерации, с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

Надежда КУЗЯКОВА

Фото Ю. Ефимца предоставлены Государственным театром оперы и балета Республики Коми.

 

05.11.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей