• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Яна Бесядынская: Культура – язык мира!

Выпускница Московской консерватории Яна Бесядынская, хотя и живет вдалеке от Родины, но ежегодно дает свои сольные концерты в России. В интервью Яна рассказывает о жизни российской оперной певицы за рубежом, об ощущениях выступления на сцене перед российской и иностранной публикой, о том, как удается совмещать творческую деятельность, карьеру с семейными заботами и о многом другом.

Певица сотрудничала с такими выдающимися дирижёрами, как Е.Светланов, Г.Рождественский, В.Федосеев и многими другими мастерами. Блестяще выступает в различных странах мира, включая самые знаменитые сцены. в том числе Карнеги Холл, Линкольн-Центр, Токио Опера Сити Холл, Франкфурт Опера, Вербье Фестиваль и др. Яна Бесядынская - лауреат 12 международных конкурсов. Помимо обширного оперного репертуара, у Яны в активе более 200 камерных произведений, джазовые и бродвейские шедевры. К тому же, певица переняла организаторские способности от своей мамы, и является соавтором и организатором международных проектов «Век без войн» и «Гармония будущего».

- Вы закончили два факультета в Московской Консерватории: дирижерско-хоровой и вокальный. На Ваш взгляд, российское музыкальное образование до сих пор котируется как лучшее в мире?

- Хороший вопрос. Слава Богу, котируется. Другое дело, что сейчас настолько ускорилось время и событийность, что никто уже особо не спрашивает, что ты закончил. Ты либо показываешь высший пилотаж, либо нет. Разбираться в том, что мальчик из Джульярд начал заниматься в 14 лет, а не в 6, как у нас, - уже никто не будет. Да, мы пропитаны духом Консерватории, дышали Чайковским и Рахманиновым, но в жизни все немного иначе. Я бесконечно горжусь и свято отношусь к своей AlmaMater, и я буду не я без Московской Консерватории.

- Вопрос от будущих дирижеров: есть ли конкретный пример, когда образование выручило?

- Как-то мне позвонили и попросили спеть Свадебку Стравинского через 2 дня, и я согласилась, потому что её дирижировала. Иначе - произведение очень сложное. За счет дирижерского образования мне подвластно всё. (Улыбается)

- В голове была схема?

- Абсолютно! "Простой" вокалист за 2 дня этого не сделает. 

- Ваш репертуар достаточно разносторонен. Что Вам больше нравится исполнять: оперные арии, романсы? 

- Я уже нахожусь, Слава Богу, в той поре, когда могу исполнять что хочу. Хотя для исполнителя очень важно пройти стандартную консерваторскую программу. Недавно я пела концерт из романсов Чайковского и Рахманинова. Пианист был искренне удивлен тем, что я не стала петь шедевры. Привлекает вариантность и близость по духу. 

- Какие любимые композиторы, произведения?

- Конечно, Бах, Рахманинов! Я считаю, что хоть они и разные, но у них абсолютная связь с Космосом. Что касается оперных арий, это хорошо, когда на сцене с оркестром, а под рояль это не звучит. Но живя на Западе, я уже вижу, насколько смешались стили. 

- Вы работаете в каких-то смешанных стилях или только в академическом?

- Я сейчас занимаюсь проектом, где пою совершенно не оперным голосом.

- А каким же?

- Своим (смеётся). Это совмещение поп, рок-музыки, фольклора. Я считаю, что душа просит, то и надо делать.. 

- А как же джаз?

- Ну и соответственно, джаз... Я готова экспериментировать и искать свое.

- Все-таки в Америке больше воспринимают джаз, чем в Европе?

- Америка – родина джаза и вообще удивительная страна. Я выиграла первую премию на конкурсе в Италии, включив в программу «Summer time» Гершвина. В Америке это поют только афро-американцы. Я этого не знала на тот момент, мне просто нравилось. И вот, я - русская девочка, закончив английскую школу, прекрасно владея языком, исполнила эту арию. Случилось то, что на следующие концерты меня приглашали только с этим Гершвином! Все удивлялись, но говорили, что было в стиле (смеется).

Значит, убедили!

- А как же! С тех пор, правда, я сталкиваюсь с тем, что американцам всегда нужно шоу... 

- Должно быть, это непривычно для академического музыканта.

- Да, это очень тяжело психологически. Ты можешь представить Метнера и Танеева на свой страх и риск, но будь готов, что это никто не поймет и не оценит. Помню, я пела Виолетту, выкладываясь по полной, а в ответ ни отдачи, ни обратной энергетики. Я еще в детстве читала «Даму с камелиями», - это еще Верди нас пожалел (смеется). И я не в осуждение, они не плохие люди, это просто то, к чему они привыкли, так воспитаны, что все должно восприниматься легко…И с этим надо или соглашаться, или нет.

Просто на каждой территории свои правила.

- Абсолютно. Европа немного другая в этом смысле. Меня на фестивале в Вербье (Щвейцария) предупреждали о чопорной публике. Но все было прекрасно, у меня был контакт! Это люди понимающие или пытающиеся вникнуть. Им это позволяет их культурная и образовательная базы. 

- Вы являетесь обладателем Гран-При престижных конкурсов, Почетным гражданином штата Арканзас. Не забываете о Родине... Расскажите, пожалуйста, о проектах «За век без войн» и «Гармония будущего».

- Надо сказать, что душой и сердцем я в России, иммигрировать и выезжать не планировала. Когда меня мама отправляла, она говорила: «Ты понимаешь, что это в общем-то все?» Я говорю: «Как это все?! Не понравится -приеду обратно!» В одном чемодане были ноты, а в другом вещи. Я всегда люблю приезжать на Родину. Все эти проекты – давние, но давшие старт некоторым другим идеям и начинаниям. Проекты поддержал Черномырдин, Фонд Культуры и лично Н.С Михалков, администрация Волгоградской области и немало волонтёров и энтузиастов. Соответственно, это была политическая, общественная и культурная акция. Культура – язык мира! Моя мама – большой общественный деятель: директор I международного конкурса юных музыкантов на всех инструментах оркестра. Некоторые нынешние известные личности были лауреатами маминого конкурса. И т.к. мы с ней очень близки,естественно, это невольно делалось и разрабатывалось со мной и для меня. Идеи, вдохновение, воплощение, поддержка, продвижение - всё вместе. 

- Какие еще виды искусства Вас привлекали в жизни и какими бы Вы занялись так же профессионально?

- Вопрос очень интересный! Я никогда не понимала выражения: «Человек талантливый - талантлив во всем». Музыка для меня - это не профессия, это то, что во мне просто есть. Я другого не знаю. Выросла в училище искусств (мама была завом фортепианного отделения, отец - профессором в Кишинёвской консерватории). Когда встал вопрос в 14 лет, куда идти после 8 класса, я поняла, что только в музыку! Но я так не люблю заниматься (улыбается). Однажды мне надо было сдать на права: я закрыла дверь, и через пару часов мама испуганно заглянула в дверь и сказала: "Доченька, ты же никогда в жизни не занималась. Ты что там делаешь??» (смеется)

- Почему на некоторых Ваших афишах указана фамилия не Бесядынская, а Эминова? 

- В Америке фамилию Бесядынская никто выговорить не может, пришлось взять сценическую фамилию. Эминов - фамилия обожаемого дедушки.

- Считаете ли Вы, что надо обязательно обучать детей музыке, любому виду искусства, если родители – сами музыканты? Будете ли препятствовать, если Ваши дети не захотят заниматься музыкой?

- У меня 2 детей, моя мама живет с нами. Когда сыну исполнилось 5 лет, я обратилась к маме: "Ну что, учить будем?» На что она ответила: «Так уже поздно!», отвернулась и ушла. Она понимает, что на это надо положить жизнь, приготовиться к жертвам и страданиям. В Америке, например, музыка – это не профессия, в принципе, там приходится зарабатывать по-другому. Оркестровые или театральные дети в России живут с родителями на сцене. А у нас только одно занятие стоит 70-100$, это ж сколько надо зарабатывать? А еще нужен спорт, языки и т.д… В общем, на этот вопрос у меня ответа нет. Дети нам ничего не должны, и мы им, в общем, тоже. Просто, я считаю, надо наблюдать и направлять туда, где получается, туда, куда стремится их душа.

- Поделитесь секретом, как Вам удается совмещать творческую деятельность, карьеру с семейными заботами? Это же такая редкость!

- Я бесконечно счастливый человек (улыбается). Близкие любят и поддерживают. Дети сыты, обуты, здоровы и радостны.  Но со стороны всегда кажется, что это сказка; в чем-то есть правда, но не все просто: чем больше тебе дается, тем больше у тебя забирают. Я многое пережила в жизни. И только потому, что я слушала свой внутренний голос, я и живу, и детей родила, и занимаюсь любимым делом. Главное - найти себя!

Беседу вела Кристина Голубева

Автор фото Наташа Кертес 

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей