• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Юлиана Донская

Юлиана Донская: мечта побывать в «Артеке» еще осталась...

Лето начинается с замечательного праздника - Дня защиты детей. Именно в июньском номере хочется рассказать о замечательном и талантливейшем композиторе, авторе детских мюзиклов и методики преподавания для детей – о Юлиане Александровне Донской.

Будучи членом Союза композиторов России, Юлиана уже успела получить множество заслуженных наград за свое творчество и носит звание Лауреата известных фестивалей, таких как "Песня года", «Новые песни о главном», «Золотой Граммофон», Всесоюзного конкурса композиторов имени Андрея Петрова и др.

В 2011 году Юлиана получила премии «Муз-ТВ» и «Ru-tv» за лучший саундтрек. Российской Академии музыки им. Гнесиных есть, чем гордиться, ведь её выпускники оправдывают надежды! Юлиана Донская окончила историко – теоретико – композиторский факультет по специальности «Музыковедение». И её песни поют известнейшие звёзды российской эстрады: Ф. Киркоров, С. Михайлов, В. Леонтьев, Н. Басков, И. Аллегрова, Лолита, С. Пенкин, Т. Гвердцители и Д. Дюжев, А. Апина, М. Хлебникова, А. Малинин и др. Мелодичные и характерные темы, сочинённые к фильмам и сериалам, легко запоминаются и проникают в душу слушателя, как бы угадывая его настроение.

Творчество композитора Юлианы Донской не ограничено песнями (к некоторым из них, кстати, были сняты клипы) и музыкой к фильмам. Она также работает с крупными формами, например, сочинила 2 детских мюзикла «Маленькая принцесса» и «Перро-Мюзикл», которые в скором времени можно будет увидеть в театрах России. Юлиана не раз участвовала в российских и международных конкурсах в качестве члена жюри: конкурс им. Кальмана в Венгрии, «Дети солнца» в Болгарии, «Вятская карусель», «Браво, дети!», «Золотое сечение» и др. Юлиана Александровна еще и талантливый педагог! Сейчас преподаёт по своей авторской методике в прославленном Детском музыкальном театре «Домисолька», является автором учебного пособия «100 советов, как написать песню». Награждена медалью «За заслуги перед отечественной культурой».  Корреспондент «Музыкального Клондайка» пообщался с Юлианой, чтобы узнать о новых работах композитора.

- Юлиана, Вы не только автор многих известных песен, которые исполняют звёзды российской эстрады, но и автор книги и детских мюзиклов. Расскажите, пожалуйста, о последних проектах.

- Да, действительно, в последнее время я переключилась с песен на большие формы. Пока что я написала два детских мюзикла. Надо сказать, что мне эта работа принесла необыкновенную и неожиданную радость! Было ощущение детства: виниловые пластинки с музыкальными сказками, на которых воспитывали нас мамы; музыкальные фильмы, которые тогда были очень популярны; просто хорошая, красивая музыка! Именно это настроение я и постаралась передать в своих мюзиклах, надеясь, что зритель обязательно оценит и получит то же удовольствие, что и я, при сочинении.

- В Вашей книге «100 советов, как написать песню» доступным языком даны термины, помогающие понять структуру песни и ее разновидности. Особенно это помогает начинающим. Как пришла в голову идея создания подобного пособия?

- Дело в том, что в этой книге даны не только сведения о структуре песни и разновидностях формы, но ещё много интересного и нового, особенно для начинающих или, так сказать, «продолжающих» авторов... Например, мое ноу-хау: раздел о том, как именно можно написать несколько разных мелодий на один текст, меняя ударения и распевая определенные слоги текста. Ведь нам, композиторам, часто приходится делать что-то на заказ, независимо от желания. Именно этот метод, описанный мною в книге, помогает в таких случаях. Также интересны разделы об устоявшихся гармонических последовательностях, на которых построены сотни песен и на которых не грех поучиться любому из нас. А еще схематично но, как мне кажется, интересно даны знания об основных элементах аранжировки, о том, как записать и редактировать голос, немного слов о сведении… В общем, в этой книге даны базовые ценные сведения, хотя сейчас уже многое дополнила бы в ней.

- Многие начинающие композиторы хотят, чтобы их песни исполняли звёзды. Как Вам удалось начать этот путь?

- Понимаю. Я, наверное, тоже этого хотела. Да всякий автор хочет быть услышанным! Я начала писать песни лет с 12, позже, в родном Таганроге, выступала на конкурсах и фестивалях с группой «Леди», исполняя свои песни. Но я и подумать не могла, что написание песен и музыки может стать моей профессией! Мне всегда казалось, что композиторы - это какие-то другие, особые люди. После поступления в Российскую Академию музыки им. Гнесиных, я, по объявлению, попала к продюсеру группы «Мона Лиза», спев ему несколько своих песен. Помню, как я тогда волновалась: руки и голос дрожали. В общем, эта группа стала первой, исполнившей мою первую песню, и даже сняла клип на неё. Так всё и пошло. Теперь я точно знаю, что каждая новая встреча очень часто таит в себе новые перспективы!

- Работая в знаменитой “Домисольке”, на какую методику опираетесь?

- На свою же, которую и описала в моей книге, попутно дополняя её.

- Какие дисциплины там преподаёте?

- Основы композиции и аранжировки. И по-моему, неплохо получается! Во всяком случае, за этот год мои девчонки научились тому, чего точно не умели. И главное, что получилось их сподвигнуть на творчество: написание стихов и музыки. Немногие детские театры могут похвастаться подобным предметом… А у нас в «Домисольке» он есть!

Юлиана Донская- Вы пишете и для кино, получили премию «Муз–ТВ» за лучший саундтрек. Что всё-таки ближе: мюзиклы, песни или саундтреки для фильмов?

- Мне всё близко, что связано с музыкой, с воплощением характеров и образов… Правда, в последнее время мне, действительно, ближе большие мюзикловые формы. Я давно об этом думала, но решилась только сейчас.

- Как находите тему к образу в фильме: опираетесь на сценарий или на готовое снятое видео?

- Фильмов пока было не много, но надеюсь, это изменится, так как мне очень интересна работа для кино. Сам процесс протекает по-разному… Например, для сериалов я сочиняла без просмотра видео, просто учитывала пожелания режиссёра. Конечно, гораздо интереснее делать музыку под видео, ощущая характеры и особенности героев, передавая их отличительные черты, даже походку! Так было в советском кино и должно быть сейчас! К сожалению, все чаще встречаюсь с непониманием такой «нешаблонно-западной» музыки. Но надеюсь, что все изменится и вернется к качественной, самобытной музыке, которая до сих пор любима нами в советском кинонаследии.

- Сколько времени Вам требуется для сочинения одной песни или темы для сериала?

- Всё зависит от задач, сроков и настроения.

- Бывали ли экстремальные моменты?

- Мне почему-то запомнилось сочинение песни «Струны» для Филиппа Киркорова. В ту ночь мне надо было написать ещё пару тем для какого-то кинокастинга. Несмотря на то, что в моей голове уже была понятна тема «Струн», приходилось параллельно думать о темах к кастингу. Так всю ночь и переключались мои «проигрыватели» в голове: то на песню, то на тему дедов, которых за 50 секунд надо было показать ковыляющими, посмеивающимися друг над другом, с их военным прошлым и временем действия в колхозе 80-х гг. Таково было задание. Всё получилось, а песня даже стала популярной, и люди её любят. 

- На чём делаете акцент при сочинении песни – на словах или на музыке?

- Мне больше нравится отталкиваться от текста, который сам диктует характер, стиль и исполнителя. И только в отдельных случаях я делаю наоборот, хотя сейчас так уже не модно: композиторы предпочитают писать мелодии, а потом их уже «подтекстовывают» поэты.

- Аранжировки тоже сами делаете?

- Я делаю, в основном, демо, а потом уже кто-то дорабатывает на моей основе или, вообще, делает что-то своё.

- Ваша песня «Иди и смотри», которую Лолита исполняла на «Голубом огоньке 2011», была выбрана в диск к 90-летию «Артека» из большого количества других детских песен. Ощущаете себя победителем?

- Было, конечно, приятно, что позвонили и сказали, что наша песня с соавтором и известным продюсером Еленой Кипер войдет в сборник. Но было бы ещё приятней побывать в «Артеке», предположим, на каком-нибудь конкурсе в качестве члена жюри, например, или как- то ещё! Ведь для детей моего поколения - это несбывшаяся мечта! Я столько о нём читала: например, в моей любимой книге из детства о Гуле Королёвой «Четвёртая высота» Елены Ильиной. Конечно, мечта побывать в «Артеке» ещё осталась…

- По Вашей инициативе недавно стартовал Фестиваль - конкурс композиторов песенников и авторов слов. Расскажите подробнее об условиях участия.

- Я давно уже придумала этот конкурс с целью научить чему-то людей в нашей сложной, но интересной профессии, пригласить на мастер-классы известных, опытных композиторов и поэтов-песенников, которые могли бы передать знания о подтекстовке мелодии, правильной расстановке ударений на заданную мелодию, правильном построении музыкальных фраз, поиске хит-строки и другим премудростям. И, конечно, хотелось бы познакомить людей друг с другом: композиторов - с авторами слов, участников - с исполнителями и продюсерами, по возможности; ведь я знаю, как сложно начинающим! Сейчас уже стартовал этот конкурс «Хит Музон», и я всех приглашаю принять в нем участие. Подробная информация - в группе «В Контакте».

- Организаторскую деятельность сложно совмещать с творческой. Вас отягощает эта административная рутина?

- Да! Именно поэтому я мечтаю о помощнике или продюсере. Жаль, что его так трудно найти.

- Достижения, которых Вы добились, - большой труд, уважение и удача! Но все равно так сложилось, что композитор и продюсер всегда остается за кулисами. Вам не бывает обидно за эту несправедливость?

- Наверное, нет. Единственное, хотелось бы, чтобы авторов почаще приглашали в различные проекты, а в идеале – я бы хотела сделать цикл передач о современных авторах: композиторах и поэтах. Если, конечно, это могло быть интересно какому-то каналу.

Беседу вела Кристина Голубева

Фото Елены Миненковой

из архива Ю.Донской

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей