Новости |
Исключение из правил
Пианистка Эвелина Березовская, дочь всемирно известного пианиста Бориса Березовского, выступила на сцене МССМШ им. Гнесиных. Молодую исполнительницу знают на Западе, где она живёт с детства, а вот в России она дала сольный концерт впервые.
Каждый вечер в Доме на Знаменке – так меломаны именуют теперь Органный зал в музыкальной школе им. Гнесиных – выступают сегодняшние ученики и звёздные выпускники прославленной школы. Непременно дважды в год играет в родной альма-матер и Борис Березовский, а 6 марта дала рецитал его старшая дочь Эвелина Березовская, которая в раннем детстве начала учиться в гнесинской школе, а затем уехала в Англию, где продолжила обучение в Purcell School of Music, затем училась у Хэмиша Милна в Королевской академии музыки в Лондоне, потом у Элисо Вирсаладзе и Рены Шерешевской. Борис Березовский всегда рассказывает об успехах дочери с таким нескрываемым восхищением, что было действительно интересно услышать двадцатишестилетнюю пианистку, чтобы понять: он восхищается ею как любящий отец или как доцент Российской музыкальной академии им. Гнесиных?
В программе прозвучали произведения: Д. Скарлатти Соната ре минор, К 9; Ф. Лист Большой этюд по Паганини № 6, ля минор; А. Скрябин Этюд до-диез минор, op. 42 № 5; А. Скрябин Фантазия си минор, op. 28; Р. Шуман «Танцы давидсбюндлеров», op. 6. Одни лишь названия говорят о высоком уровне сложности выбранных сочинений, которые Эвелина сыграла уверенно и достойно. Сложную программу исполнила легко, словно бы играючи. Главное, видно было, что от собственной игры она получает огромное удовольствие, что неизбежно передавалось и слушателю. Уже через несколько минут после начала концерта я благополучно забыла, какую фамилию носит молодая пианистка и кто её отец, потому что полностью погрузилась в музыку.
Звуковая колористика пианистки разнообразна, богата выразительными оттенками и обертонами. Она тонко чувствует и передаёт смену настроений, точно транслирует характер произведения, владеет отчётливым полифоническим голосоведением то в правой, то в левой руке. Все гармонические изыски, резкие или плавные переходы из мажора в минор звучат у неё так отчётливо, выразительно и проникновенно, что слушать это безучастно невозможно: исполнительница увлекает публику и буквально ведёт её по лабиринтам композиторской фантазии. Уместные и продуманные изменения темпа – то ускорения, то замедления, люфт-паузы, подобные замираниям и вздохам, выдают в ней человека чувствительного и гиперэмоционального. Её сильный темперамент ярко проявляется в музыке через каждое прикосновение к клавишам. Порой она музицирует изящно и грациозно, как барышня в светском салоне: рассыпает по всей клавиатуре воздушные и мимолётные арпеджированные аккорды, плетёт прозрачное кружево пассажей на пианиссимо. И вдруг через мгновение эта барышня являет такую мощь, страсть и силу воли, такой глубокий и фундаментальный бас в левой руке, что можно подумать, закрыв глаза, что играет мужчина, причём сильный и опытный. Потому что её бас звучит внушительно, но не грубо, без форсирования звука. Она умеет играть по-мужски. И это, пожалуй, главная отличительная черта пианистки Эвелины Березовской.
Один час, в течение которого звучала программа, оказался мимолётным, потому что слушать было интересно. Наиболее ярко, на мой взгляд, в концерте прозвучали первое и заключительное произведения – Скарлатти и Шуман. «Танцы давидсбюндлеров», которые, кстати, исполняет и Борис Березовский – благодатный материал, позволяющий продемонстрировать многогранность исполнителя, и Эвелина предстала здесь импульсивной и задумчивой, трепетно взволнованной и дерзкой, взрывной и печальной… Казалось, пианистка готова сыграть ещё один такой же часовой концерт и продемонстрировала тем самым высокий потенциал активно концертирующей исполнительницы. В 2015 году на XV Международном конкурсе им. Чайковского мне доводилось слышать крепких и, казалось бы, хорошо подготовленных юношей, которые на первом туре сдувались, как воздушный шарик, не доиграв и половины своей пятидесятиминутной программы. Сразу было очевидно, что такой исполнитель быстро сойдёт с дистанции: как у бегуна сбивается дыхание, так у неопытного пианиста не хватает энергетического ресурса, чтобы дать полноценный часовой концерт. Здесь не тот случай: в Эвелине чувствуются олимпийские резервы.
Она сыграла «на бис» ещё одно сочинение Скарлатти, а вдобавок ещё и предстала в качестве концертмейстера, сыграв вместе со своей младшей сестрой, восьмилетней Марией Березовской, которая первый год учится в школе им. Гнесиных в классе ударных инструментов, зато уже играет пьесы, исполняемые в обычных музыкальных школах на четвёртом году обучения.
Эвелине Березовской крупно повезло с педагогами. Требовательная Элисо Константиновна Вирсаладзе оснащает своих учеников такой технической базой, которая становится их профессиональным фундаментом на всю оставшуюся жизнь. Рена Шерешевская способна научить не просто точно воспроизводить нотный текст, но и чувствовать, понимать и главное – передавать посредством звуков мысли и чувства, слёзы и радости, восторги и страдания, зашифрованные композитором нотными знаками. Здесь уместно припомнить вечно актуальное признание Сирано де Бержерака: «Ведь я же не слова… я то, что за словами…» Вот и ученики Шерешевской, самый знаменитый из которых сегодня Люка Дебарг, способны играть не ноты, а то, что за нотами! Не только текст, но и сверх текста. И всё-таки главный учитель Эвелины – это её отец. Самое важное она у него уже переняла и поняла, к чему надо стремиться – это симфоническая по разнообразию палитра звуков, бескрайний диапазон динамических оттенков, способность передавать перепады настроений, характеры и образы, умение рисовать нотами портреты и пейзажи. Впереди у девушки – концерты, конкурсы и накопление профессионального опыта.
Известное высказывание «На детях великих людей природа отдыхает» справедливо далеко не всегда. Исключения из этого правила есть, и пианистка Эвелина Березовская – одно из них.
Лилия ЯЩЕНКО
Фото из личного архива Эвелины Березовской
Анонсы |
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-