• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Исключение из правил

Эвелина Березовская

Пианистка Эвелина Березовская, дочь всемирно известного пианиста Бориса Березовского, выступила на сцене МССМШ им. Гнесиных. Молодую исполнительницу знают на Западе, где она живёт с детства, а вот в России она дала сольный концерт впервые.

Каждый вечер в Доме на Знаменке – так меломаны именуют теперь Органный зал в музыкальной школе им. Гнесиных – выступают сегодняшние ученики и звёздные выпускники прославленной школы. Непременно дважды в год играет в родной альма-матер и Борис Березовский, а 6 марта дала рецитал его старшая дочь Эвелина Березовская, которая в раннем детстве начала учиться в гнесинской школе, а затем уехала в Англию, где продолжила обучение в Purcell School of Music, затем училась у Хэмиша Милна в Королевской академии музыки в Лондоне, потом у Элисо Вирсаладзе и Рены Шерешевской. Борис Березовский всегда рассказывает об успехах дочери с таким нескрываемым восхищением, что было действительно интересно услышать двадцатишестилетнюю пианистку, чтобы понять: он восхищается ею как любящий отец или как доцент Российской музыкальной академии им. Гнесиных?

В программе прозвучали произведения: Д. Скарлатти Соната ре минор, К 9; Ф. Лист Большой этюд по Паганини № 6, ля минор; А. Скрябин Этюд до-диез минор, op. 42 № 5; А. Скрябин Фантазия си минор, op. 28; Р. Шуман «Танцы давидсбюндлеров», op. 6. Одни лишь названия говорят о высоком уровне сложности выбранных сочинений, которые Эвелина сыграла уверенно и достойно. Сложную программу исполнила легко, словно бы играючи. Главное, видно было, что от собственной игры она получает огромное удовольствие, что неизбежно передавалось и слушателю. Уже через несколько минут после начала концерта я благополучно забыла, какую фамилию носит молодая пианистка и кто её отец, потому что полностью погрузилась в музыку.

Звуковая колористика пианистки разнообразна, богата выразительными оттенками и обертонами. Она тонко чувствует и передаёт смену настроений, точно транслирует характер произведения, владеет отчётливым полифоническим голосоведением то в правой, то в левой руке. Все гармонические изыски, резкие или плавные переходы из мажора в минор звучат у неё так отчётливо, выразительно и проникновенно, что слушать это безучастно невозможно: исполнительница увлекает публику и буквально ведёт её по лабиринтам композиторской фантазии. Уместные и продуманные изменения темпа – то ускорения, то замедления, люфт-паузы, подобные замираниям и вздохам, выдают в ней человека чувствительного и гиперэмоционального. Её сильный темперамент ярко проявляется в музыке через каждое прикосновение к клавишам. Порой она музицирует изящно и грациозно, как барышня в светском салоне: рассыпает по всей клавиатуре воздушные и мимолётные арпеджированные аккорды, плетёт прозрачное кружево пассажей на пианиссимо. И вдруг через мгновение эта барышня являет такую мощь, страсть и силу воли, такой глубокий и фундаментальный бас в левой руке, что можно подумать, закрыв глаза, что играет мужчина, причём сильный и опытный. Потому что её бас звучит внушительно, но не грубо, без форсирования звука. Она умеет играть по-мужски. И это, пожалуй, главная отличительная черта пианистки Эвелины Березовской.

Один час, в течение которого звучала программа, оказался мимолётным, потому что слушать было интересно. Наиболее ярко, на мой взгляд, в концерте прозвучали первое и заключительное произведения – Скарлатти и Шуман. «Танцы давидсбюндлеров», которые, кстати, исполняет и Борис Березовский – благодатный материал, позволяющий продемонстрировать многогранность исполнителя, и Эвелина предстала здесь импульсивной и задумчивой, трепетно взволнованной и дерзкой, взрывной и печальной… Казалось, пианистка готова сыграть ещё один такой же часовой концерт и продемонстрировала тем самым высокий потенциал активно концертирующей исполнительницы. В 2015 году на XV Международном конкурсе им. Чайковского мне доводилось слышать крепких и, казалось бы, хорошо подготовленных юношей, которые на первом туре сдувались, как воздушный шарик, не доиграв и половины своей пятидесятиминутной программы. Сразу было очевидно, что такой исполнитель быстро сойдёт с дистанции: как у бегуна сбивается дыхание, так у неопытного пианиста не хватает энергетического ресурса, чтобы дать полноценный часовой концерт. Здесь не тот случай: в Эвелине чувствуются олимпийские резервы.

Она сыграла «на бис» ещё одно сочинение Скарлатти, а вдобавок ещё и предстала в качестве концертмейстера, сыграв вместе со своей младшей сестрой, восьмилетней Марией Березовской, которая первый год учится в школе им. Гнесиных в классе ударных инструментов, зато уже играет пьесы, исполняемые в обычных музыкальных школах на четвёртом году обучения.

Эвелине Березовской крупно повезло с педагогами. Требовательная Элисо Константиновна Вирсаладзе оснащает своих учеников такой технической базой, которая становится их профессиональным фундаментом на всю оставшуюся жизнь. Рена Шерешевская способна научить не просто точно воспроизводить нотный текст, но и чувствовать, понимать и главное – передавать посредством звуков мысли и чувства, слёзы и радости, восторги и страдания, зашифрованные композитором нотными знаками. Здесь уместно припомнить вечно актуальное признание Сирано де Бержерака: «Ведь я же не слова… я то, что за словами…» Вот и ученики Шерешевской, самый знаменитый из которых сегодня Люка Дебарг, способны играть не ноты, а то, что за нотами! Не только текст, но и сверх текста. И всё-таки главный учитель Эвелины – это её отец. Самое важное она у него уже переняла и поняла, к чему надо стремиться – это симфоническая по разнообразию палитра звуков, бескрайний диапазон динамических оттенков, способность передавать перепады настроений, характеры и образы, умение рисовать нотами портреты и пейзажи. Впереди у девушки – концерты, конкурсы и накопление профессионального опыта.

Известное высказывание «На детях великих людей природа отдыхает» справедливо далеко не всегда. Исключения из этого правила есть, и пианистка Эвелина Березовская – одно из них.

Лилия ЯЩЕНКО

Фото из личного архива Эвелины Березовской


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей