• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Литературные шедевры в многоцветье нотного стана

18.06.2018

Открытие Собиновского фестиваля

Собиновский музыкальный фестиваль, прошедший в Саратовском театре оперы и балета, в нынешнем году был тридцать первым по счету. Давно почитаемый одним из ярких событий культурной жизни в масштабе страны этот фестиваль каждый раз неповторим по своей тематике и программе, в которой неизменно присутствуют премьерные постановки, а также редко исполняемые симфонические и ораториально-хоровые сочинения.

Тема нынешнего фестиваля - «Литературные шедевры в русской музыке» возникла не случайно. По признанию художественного руководителя фестиваля - художественного руководителя и главного дирижёра театра Юрия Кочнева, она подсказана тем, что ключевым событием фестиваля стала мировая премьера балета «Вешние воды» на сюжет одноименной повести Ивана Тургенева. Об этой премьере – в специальном материале.
А сейчас – о других знаковых событиях Собиновского фестиваля – 2018.

Музыкальный калейдоскоп

Своеобразной заставкой фестиваля, в которой, как в зеркале, отразилась его тематика, стал концерт открытия. В этот вечер были исполнены самые разные, можно сказать, даже несовместимые одно с другим по жанрам, но так или иначе связанные с литературными сюжетами произведения русских композиторов XIX – XX столетий. Наряду с популярными симфоническими и хоровыми фрагментами из опер «Руслан и Людмила» Глинки и «Мазепа» Чайковского прозвучали  сочинения, практически неизвестные широкой аудитории. Одно из них - погрузившая слушателей в лирико-эпическую ауру былинных событий кантата Римского-Корсакова «Песнь о вещем Олеге» для солистов, хора и оркестра, сочиненная композитором на слова одноименного стихотворения А. Пушкина к 100-летию со дня рождения поэта.

Фрагменты поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» легли в основу редко исполняемой «Весенней кантаты» Свиридова, в которой высокая одухотворенность сочетается с проникновенной лиричностью и задушевностью мелодических высказываний композитора. Совсем иная по характеру и современной гармонии музыка Альфреда Шнитке к кинофильму «Мастер и Маргарита». В ней в свойственной композитору острой авангардистской манере и с цитированием представших в откровенно жесткой оркестровке фрагментов равелевского «Болеро» воплощена фантасмагория булгаковских персонажей.

В концерте открытия фестиваля приняли участие солисты, хор и оркестр оперного театра под управлением Юрия Кочнева, а также ведущие творческие коллективы города: Губернский театр хоровой музыки, руководитель Людмила Лицова, и концертный оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд».

Парад дирижеров

Значительную часть фестивальной афиши как всегда составили спектакли текущего репертуара театра, отобранные в соответствии с заявленной темой фестиваля.

Показанные на фестивале эти спектакли обрели новые краски и эмоциональный тонус благодаря участию столичных гостей-гастролеров. Впрочем, даже именитым гастролерам не всегда удавалось с одной-двух репетиций органично войти в незнакомый спектакль: за каждым из них - шлейф того, что приходится делать в одноименной постановке у себя в театре. В этих условиях главными слагаемыми  успеха являлись качественное звучание голоса и убедительная актерская интерпретация исполняемых партий.

Сцена из спектакля «Князь Игорь»

Сцена из спектакля «Князь Игорь»

Нынешний фестиваль стал своеобразным парадом дирижеров. За пультом оперы Бородина «Князь Игорь» был патриарх отечественного дирижерского цеха Юрий Симонов, многие годы являвшийся главным дирижером Большого театра, а ныне возглавляющий симфонический оркестр Московской филармонии.

В саратовском «Князе Игоре» отсутствуют привычные для многих постановок этой оперы помпезность и эпический размах. По существу это камерный, но достаточно цельный и даже стильный спектакль с подчеркнуто аскетичной сценографией, содержащей лишь намеки на те или иные знаки древней эпохи.

Юрий Симонов добился сбалансированного, насыщенного и выразительного звучания оркестра и органичного ансамбля его музыкантов с солистами и хором Ведущие партии в спектакле исполнили столичные артисты Алексей Антонов – Князь Игорь и Ирина Морева – Ярославна из «Новой оперы». Наибольшее впечатление произвел в партии Кончака обладатель мощного, красивого по тембру баса Михаил Гужов из «Геликон-оперы».

Родившийся и выросший в России, являющийся воспитанником петербургской школы, но постоянно проживающий в Белоруссии Александр Анисимов продирижировал оперой Чайковского «Пиковая дама». В спектакль, поставленный в Саратове без малого три десятилетия назад, маэстро и приглашенные исполнители ведущих партий привнесли свежее дыхание. Сценическое действие, выглядевшее поначалу натянутым и аморфным, постепенно обрело нужные динамику и темпоритм. В своей трактовке партитуры «Пиковой дамы» Анисимов предстал глубоким и тонким интерпретатором музыки Чайковского. Тактично, без  экзальтации, звукового напора и не прибегая к излишне быстрым темпам он передает всю гамму заключенных в ней страстей и эмоциональных оттенков.

В партии Лизы как с вокальной стороны, так и по достоверности  сценического существования достойно проявила себя приглашенная солистка Самарской оперы Ирина Крикунова. Партию Германа исполнил солист Большого театра Роман Муравицкий, которому, правда, потребовалось время для обретения нужной вокальной свободы. Солистка Большого театра Марина Шутова, обладательница мощного меццо-сопрано, которым впору петь без микрофона на  Красной площади, представила нетрадиционную, не имеющую ничего общего с дряхлой старухой Графиню. В музыкальном отношении спектакль получился достаточно ярким и эмоциональным.

Сцена из спектакля «Щелкунчик»;

Сцена из спектакля «Щелкунчик»

Основная дирижерская нагрузка пришлась на маэстро Юрия Кочнева, который был за пультом большинства знаковых фестивальных акций. Это концерты открытия и закрытия, мировая премьера балета «Вешние воды», свиридовская «Метель», балет «Щелкунчик». Под управлением Кочнева прошла и опера Даргомыжского «Русалка». Осуществленную в 2003 году постановку этого некогда популярного, а в наши дни практически забытого театрами сочинения можно назвать саратовским раритетом. Оперу Даргомыжского ставят настолько редко, что для нее было непросто найти исполнителей-гастролеров.

Сцена из спектакля «Русалка»

Сцена из спектакля «Русалка»

В фестивальной «Русалке» были заняты солист «Новой оперы» Виталий Ефанов – Мельник и солисты Мариинского театра Ирина Матаева - Наташа и Сергей Семишкур – Князь. Спектакль, прошедший на очень достойном музыкальном уровне, получился исключительно душевным и произвел сильное впечатление. В этом немалая заслуга Юрия Кочнева, дирижировавшего как всегда уверенно, в присущем ему волевом ключе. Чутко аккомпанируя певцам, он добился эффектного звучания и оркестровых эпизодов, в том числе увертюры к опере, которая исполняется не во всех ее постановках.

Фейерверк жанров

Литературно-музыкальная композиция по повести Пушкина «Метель» с музыкой Георгия Свиридова, написанной для одноименного кинофильма, явила собой «нетрадиционное включение», украсившее фестивальную афишу фестиваля. В сопровождении оркестра под управлением маэстро Кочнева актёр Театра имени Вахтангова Евгений Князев блестяще прочитал пушкинский текст, и это по-новому раскрыло слушателям содержание повести и характеры ее персонажей.

Музыкально-литературная композиция «Метель»

Музыкально-литературная композиция «Метель»

В тематику фестиваля логично вписался гастрольный спектакль «Руслан и Людмила» столичной труппы «Кремлёвский балет». По большому счёту эта постановка, имеющая более чем четвертьвековую историю, представляет собой вчерашний день по хореографии. Но прекрасная музыка Глинки, красивое оформление и слаженный ансамбль исполнителей подарили публике немало ярких впечатлений.

Заявленная тематика существенно расширила аудиторию нынешнего фестиваля: русская музыка всё-таки ближе, роднее нашей публике. К тому же появилась возможность еще больше разнообразить жанровую палитру фестиваля: один из его вечеров был отдан музыкально-поэтической гостиной с участием поэтов и авторов бардовской песни, что привлекло молодёжную аудиторию.

И даже традиционная акция Собиновского фестиваля - сольный концерт старейшины российского вокального исполнительства народного артиста СССР Леонида Сметанникова на этот раз «прозвучал» по-особенному. Волны преувеличенно бурных страстей, о которых поётся в старинных русских романсах, народных песнях и оперных ариях, неизменно находят отклик у нашей публики. Почитатели артиста были счастливы окунуться в ретроатмосферу этого концерта, а знаменитый певец, давно разменявший восьмой десяток продемонстрировал великолепную вокальную форму и неувядаемое исполнительское мастерство, что присуще далеко не всем певцам даже в начале их карьеры.

Валерий ИВАНОВ

Фотографии Юрия КАБАНОВА предоставлены пресс-службой Саратовского театра оперы и балета


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей