• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Иван Почекин Большой фестиваль РНО

Иван Почекин:

Когда играешь на скрипке Паганини, на ней должна звучать Музыка Паганини…

Скрипача Ивана Почекина я впервые услышала в апреле нынешнего года в Оружейной палате Кремля. В концерте, проходившем в рамках фестиваля «Кремль музыкальный», он исполнял трио для скрипки, виолончели и фортепиано Ре мажор, соч. 70 Людвига ван Бетховена в ансамбле со знаменитым виолончелистом Александром Князевым и известным пианистом Андреем Коробейниковым. Тогда я не знала, что молодой музыкант – сын известного скрипичного мастера Юрия Почекина. А мама его, Елена Почекина, будучи преподавателем по скрипке, занималась с ним и его младшим братом, Мишей, с детства. Примечательно, что дебют музыканта состоялся в 2002 году, когда ему было 15 лет, в Большом зале Московской консерватории, где он исполнял Второй скрипичный концерт Прокофьева со студенческим оркестром Московской консерватории под управлением дирижёра Анатолия Левина. С тех пор его концерты с разными оркестрами с успехом проходят в России и за рубежом. Так, он играл на XIII Пасхальном фестивале с оркестром Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева; с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского во главе с Владимиром Федосеевым. У него давнее сотрудничество с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова.

Иван Почекин Михаил Плетнев Большой фестиваль РНО

А недавно Иван Почекин блестяще выступил на VI Большом фестивале РНО в Концертном зале имени П.И. Чайковского вместе с Российским национальным оркестром под руководством Михаила Плетнева. В первом отделении вечера «Паганини-гала» он солировал в Концерте № 2 для скрипки с оркестром, который Никколо Паганини (1782-1840) написал в 1826 году.  И, что самое удивительное, играл на скрипке Паганини работы Карло Бергонци (1683-1747), созданной итальянским скрипичным мастером в 1720 году. В руках виртуозного музыканта она издавала такие чудные, ласковые, нежно льющиеся звуки, что невольно захотелось высказать ему слова благодарности и заодно  узнать, как уникальная скрипка оказалась у него.

- Скрипка работы Карло Бергонци, принадлежавшая Никколо Паганини, была предоставлена мне на один концерт. В 2005 году Максим Викторов приобрел ее на аукционе «Сотбис». Будучи меценатом и ценителем скрипок, он является обладателем  большой частной коллекции музыкальных инструментов известных мастеров, включая Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери дель Джезу. Скрипка Карло Бергонци особенная, так как на ней играл сам Паганини и свой первый опус - 24 каприса для скрипки соло (1802—1817 гг.) писал, играя на этом инструменте.

 - Скрипка замечательная, но нужно еще мастерски владеть ею. Помимо виртуозной техники, что Вы чувствуете, когда играете на ней?

- Когда играешь на скрипке Паганини, на ней должна звучать музыка Паганини. Для этого нужно любить ее и жить с нею. И не потому, что Паганини стоит особняком среди других композиторов. Когда я выступаю с какой-то программой и исполняю чей-то концерт, у меня ко всем проявляется разное отношение. В том числе и к музыке Паганини. Но общение с этим инструментом - особый случай! Его скрипка как будто излучает необыкновенную энергию!

- Она вдохновляла Вас?

- Она вдохновляла и окрыляла меня. При этом второй концерт Паганини, в отличие от его первого, имеет большую эмоциональную палитру. В нем много лирических тем, в том числе нежности, ласки. Особенно богата ими его первая часть, которую сложно исполнять, поскольку там практически нет спецэффектов, а есть такой внутренне наполненный эмоциональный сгусток.

- Зато третья часть, часто исполняемая в концертах нашими именитыми скрипачами, отличается от нее. Кстати, на кого из музыкантов Вы равняетесь и есть ли у Вас кумир?

Михаил Плетнев Большой фестиваль РНО

- Я не создаю себе кумиров. Есть музыканты, которые мне интересны, причем в разный период их творческой деятельности. Что же касается третьей части Концерта № 2 для скрипки с оркестром – «Кампанеллы», то ее, действительно, многие играют отдельно. Причем, и в обработке для других инструментов. Для скрипки тоже пишут транскрипции. Но меня во всей музыке Паганини вдохновляет только оригинал, который я исполняю.

- Скажите, пожалуйста, Вы - музыкант Паганини? В опере, например, бывает когорта «вагнеровских» певцов!

- Я исполняю произведения разных композиторов. Но музыка Паганини для меня что-то особенное. История моих взаимоотношений с его именем началась с моей победы на III Московском международном конкурсе скрипачей имени Никколо Паганини в 2005 году. Его учредил как раз Максим Валерьевич Викторов, любезно предоставивший мне свой коллекционный инструмент. Он хорошо разбирается в музыке, и сегодня слушал мою игру.

- Вы на самом деле сегодня играли очень тонко и эмоционально. Это дар от Бога, или все-таки трудолюбие?

- Дар от Бога в нашем искусстве – это процентов десять.   Профессионализм заключается в том, чтобы техническое мастерство позволяло  музыканту выражать свои эмоции.

- А кто Ваши учителя?

- Их было много. Я всем им благодарен. А начинал заниматься у Галины Степановны Турчаниновой: она первая дала мне в руки скрипку. Потом учился в Центральной музыкальной школе и училище при Московской государственной консерватории у Майи Самуиловны Глезаровой. Позже пять лет обучался в классе Виктора Третьякова в Высшей школе музыки в Кельне, в Германии. Затем окончил Базельскую аспирантуру у Райнера Шмидта, скрипача австрийского «Хаген-квартета».

- Когда началось Ваше содружество с оркестром Михаила Плетнева?

- Два года назад. В рамках гастрольного тура Российского национального оркестра по городам России, в Перми, я исполнял с оркестром Михаила Васильевича Концерт № 3 для скрипки с оркестром Сен-Санса.

- А почему на бис Вы играли вместе с гитаристом Артемом Дервоедом?

- Паганини был также и гитарист. И «Паганини-гала» - это как бы музыкальный портрет Паганини. В концерте были представлены те инструменты, на которых играл сам музыкант-виртуоз. Поэтому и в программу второго отделения вечера была включена мировая премьера концерта Никколо Паганини-Стивена Госса для гитары с оркестром…

Алла БУЛОВИНОВА

Фото пресс-служба РНО


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей