• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



07.11.2019

Как из города было из Казани

Программа IV фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку», проводимого Ассоциацией музыкальных театров и Министерством культуры России при поддержке Фонда президентских грантов, необыкновенно разнообразна – как по представленным жанрам, так и по составу участников. Среди трех десятков профессиональных музыкальных театров страны свое место в афише форума заняли в этом году и учебные музыкальные коллективы. Более того, заявлена целая «студенческая программа» фестиваля – «впервые в Москве зрители и критики смогут в одно время увидеть показы тех, кто завтра будет определять лицо российского музыкального театра, — спектакли студентов мастерских Георгия Исаакяна, Дмитрия Бертмана, Лики Руллы и Александра Бармака — из РАТИ-ГИТИС, Александра Петрова — из РГИСИ и Казанской Консерватории им. Н.Жиганова».

Особенно любопытным обещал быть последний участник. Во-первых, потому что не Москва и не Петербург – студенческий спектакль из провинции это всегда интересно, тем более, что Оперная студия Казанской консерватории, кажется, не так часто наведывалась в столицу прежде. Во-вторых, потому что полноценный оперный спектакль – а это всегда очень ответственно. В-третьих, потому что репертуар нетривиальный и раритетный – оперу татарского классика Назиба Жиганова просто так в любой момент не послушаешь – не посмотришь: и не только в Москве – например, в Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля в репертуаре сегодня значится только одна опера Жиганова, и это отнюдь не та, которую привезли казанские студенты в Москву. Наконец, в отличие от других студенческих работ, спектакль из Казани (наряду с «Алеко» Центра оперного пения Галины Вишневской) включен в официальную афишу фестиваля.

Показ эпической оперы «Тюляк» прошел на сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Знаменательно, что состоялся он в День народного единства, и хотя либретто Наки Исанбета не повествует о сложных взаимоотношениях русских и татар (как, например, современная национальная опера «Сююбике» Резеды Ахияровой, мировая премьера которой прошла год назад), а посвящена совсем другому историческому периоду (борьбе волжских булгар с монгольским нашествием), показ в столице России оперы, представляющей культуру второго по численности этноса нашей страны, безусловно, хороший знак, добрый вклад в копилку со старым, проверенным названием «дружба народов».

В «Тюляке» его авторы умело, по классическим лекалам сумели переплести несколько линий – любовную, патриотическую, социальную, фантастическую. Бедняк сватается к дочери хана Алимбека, правителя Волжской Булгарии, знатный сводный брат против такого союза, ибо сам рассчитывают породниться с правителем и в перспективе обрести трон. Царевне Аембике, напротив, такой союз по душе – она сразу полюбила отважного красавца Тюляка, и его безродность для нее не проблема. Ее неожиданная конкурентка – подводная красавица Су-Слу, в завороженные владения которой попадает волей случая Тюляк. Но нежиться в сказочных чертогах герой не может – на родину надвигается опасность, внешний враг, дорогу которому предательски показывает брат-соперник Сартлан. Народному герою удается отстоять родную землю, но любимую Аембике он теряет в битве.

Музыка оперы сочетает эпическую мощь и широту с проникновенной лирикой, в звукоизображении которой Жиганову особенно удалось достичь необыкновенной силы и выразительности. Она глубоко национальна – не просто обладает ориентальным колоритом (как то нередко бывает у европейских или русских композиторов), а вся проникнута народной музыкой древнего этноса. Вокальные партии ярки и мелодичны, это – благодатный материал для певцов. Классический симфонический оркестр дополнен баянами и домрами, что дает необычные краски звучанию уже с первых тактов партитуры.

Постановка Евгения Артамонова традиционна и классична по сути, по технологии же – достаточно проста и прямолинейна. Впрочем, ожидать большего от учебной работы, наверное, и неправильно. Богатые национальные костюмы Булата Ибрагимова и видеопроекции на заднике (видеорежиссер Вячеслав Гладких), рисующие то волжские природные красоты, то батальные сцены, - вот визуальная основа спектакля. Периодически действие оживлено небольшими танцевальными вставками работы Лауры Хисаншиной. Общее руководство постановкой осуществлено художественным руководителем Оперной студии Альфией Заппаровой.

Удовлетворение приносит музыкальное качество привезенной продукции. Выразительно и стройно играет оркестр под управлением маэстро Рината Халитова: хорошо поданы и лирика, и драматические сцены, аккомпанемент певцам обеспечен весьма чуткий. Молодые голоса казанской студии впечатляют, особенно женские – и Айгуль Гардисламова (Аембике), и Сюмбель Киямова (Су-Слу) обладают звонкими, звучными голосами, хорошей техникой. Отлично показался и тенор Ильгиз Мухутдинов в партии титульного героя – голос летящий, сильный; однако он, наряду с хорошими внешними данными артиста, пока не подкреплен достойным актерским мастерством – персонаж получается весьма анемичным и ходульным. Низкие мужские голоса понравились меньше: например, ярко характерный баритон Руслан Закиров (Сартлан) в принципе образу злодея весьма подходит, но сказать, что очень уж ласкает слух, было бы большим преувеличением.

Александр МАТУСЕВИЧ

Фото из архива Казанской государственной консерватории предоставлено пресс-службой фестиваля "Видеть музыку"

07.11.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей