• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



05.12.2018

Как воспитать театрального зрителя?

Ежегодно Ассоциация музыкальных театров России проводит конференцию, посвящённую различным актуальным вопросам музыкально-театрального искусства, обсудить которые в столицу съезжаются руководители оперных домов со всей страны. В нынешнем году конференция была посвящена теме воспитания зрителя нового поколения. Обсуждалось, как привлечь детей и юношество в театр и какими должны быть семейные постановки и на встрече с молодыми режиссёрами. И мало того, что сам состав участников этого круглого стола был столь представительным, что позволил журналистам и театральным менеджерам встретиться и узнать из первых уст о перспективах детского театра от наиболее успешных режиссёров нового поколения, но, и это главное, в их выступлениях прозвучало немало важного и неожиданного на пути решения этой, важнейшей для всех театров, задачи.

Екатерина Василёва (до 2018 года служила главным режиссёром в Челябинском оперном театре, а сейчас работающая над проектом «Кооперация» в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко) подчеркнула, что в любом театре работа главного режиссёра связана с множеством навыков и сложных задач. А при работе с детским и юношеским репертуаром сложность повышается. Но главный режиссёр должен уметь мыслить завтрашним днём, а развитие музыкально-театрального искусства для детской, юношеской и семейной аудитории как раз формирует публику завтрашнего дня – нового поколения. Поэтому, обращаясь к детскому репертуару, режиссёр должен создавать команду и уметь приглашать специалистов, углублённо изучать аудиторию и привлекать новую, разрабатывать репертуарную политику, причём как традиционную, так и редкую, привлекать коучей, организовывать тренинги, открывать новые пути восприятия и сокращать расстояние между зрителями и артистами, выстраивать связи между поколениями, продвигать нестандартные идеи. Такой объем работы требует огромной отдачи, к которой, конечно, готов не каждый.

Анна Осипенко (до 2018 работавшая главным режиссёром в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии) считает, что главная проблема в процессе развития музыкально-театрального искусства для детской, юношеской и семейной аудитории находится вовсе не в «осязаемой» сфере. А в том, что театр, особенно детский, ошибочно следует по пути массовой культуры, пытаясь следовать эстетике развлечений и новомодных технологий. Это сближает театр с индустрией развлечений, но свидетельствует о кризисе театра как художественного учреждения. Пока важнейшими показателями остаются экономические, пока остаётся ориентирование только на кассу, будет теряться духовная составляющая, а в результате произойдёт выхолащивание самого понятия режиссёра. Разумеется, экономические показатели важны, но театр должен отвоёвывать свои духовные позиции, и приучать новую аудиторию к тому, что в его стенах живёт пища для ума, что театральные подмостки учат мыслить и сопереживать. Именно по этому пути должно идти развитие музыкально-театрального искусства для детей и юношества.

Константин Яковлев (главный режиссёр Алтайского музыкального театра, показавший на предшествующем конференции фестивале «Видеть музыку»-2018 постановки мюзиклов «Человек из Ламанчи» и «Маугли») подчеркнул, что важнейшей чертой театральной эстетики является праздничность. Особенно явственно ощущение праздника должен дарить театр для детей и юношества. Но масса кадровых и экономических проблем убивают эту праздничную атмосферу. А найти способы восстановить и сохранить этот, праздничный, театральный настрой - тоже забота главного режиссёра. Однако, к таким задачам вчерашниевыпускники ГИТИСа оказываются не готовы, этому нигде не учат.

Филипп Разенков (главный режиссёр Башкирского театра оперы и балета) продолжил мысль К.Яковлева, повторив, что всё, о чём говорится на лаборатории, полезно послушать выпускникам. «Выходя из ГИТИСа, выпускник получает диплом режиссёра, но не главного режиссёра, а это – разные профессии», - подчеркнул Разенков и привёл массу примеров должностных обязанностей, которые ему приходится взваливать на свои плечи, будучи главным режиссёром. А занимаясь развитием и продвижением театрально-музыкального искусства для детской, юношеской и семейной аудитории, режиссёр к тому же ещё и должен заботиться о поиске репертуара, который должен быть и новым, и в то же время привычным, как хотят и директора театров, и зрители.

Анна Фекета (главный режиссёр Иркутского музыкального театра имени Загурского, на прошлогоднем фестивале «Видеть музыку» был показан её спектакль «Анна и адмирал» на музыку Т.Шатковской) остро подняла вопрос воспитания «своего» артиста режиссёром. «Труппы часто не имеют главного режиссёра и не готовы к его появлению, к тому, что им будут рассказывать, как играть, как и что делать. Становясь главным режиссёром, ты становишься еще и педагогом, который должен вырастить своих артистов. Это всё, разумеется, трудно. Режиссёром-гастролёром быть удобнее – ты приехал и тебя не интересует ни творческий рост артистов, ни дальнейшая судьба спектакля. Но когда ты главный режиссёр, нужно думать о дальнейшем росте труппы, может иногда даже давать роли, которые артист пока не может сыграть, но надо тянуть его на определённую высоту. Только когда ты постоянно преодолеваешь и рискуешь – потом происходит взятие новых высот, приходят и красивые фестивальные проекты, и гранты. Но сначала надо делать рискованные шаги».

Павел Сорокин (выпускник мастерской Дмитрия Бертмана, режиссёр Музыкального театра Ростова-на-Дону, постановщик оперы П.Чайковского «Пиковая дама», показанной в рамках фестиваля «Видеть музыку» - 2018) продолжил мысль о преимуществах молодых постановщиков в деле продвижения музыкально-театрального искусства среди детско-юношеской аудитории. Но этот режиссёр считает, что отталкиваться от традиционных концепций в постановках для детей и юношества совсем не стоит. Наоборот, это должны быть новые, смелые, авангардные театральные формы и сценические решения. Именно такие, необычные спектакли станут наилучшими формами в продвижении музыкально-театрального искусства для детей и юношества.

Николай Покотыло (главный режиссёр Красноярского музыкального театра) рассказал о разработанной совместно с директором театра системе премий и поощрений артистам, стимулирующей именно молодое поколение исполнителей. А чем больше молодёжи будет на сцене – тем больше и в зале. «Я обращаюсь ко всем директорам, берите молодых режиссёров, пока горят глаза и есть энергия к действию, только тогда может что-то произойти в вашем театре!» И подчеркнул, что молодой специалист гораздо лучше понимает вкусы и желания новых поколений и гораздо успешнее будет способен продвигать музыкально-театральное искусство для детей, юношества и семейной аудитории, чем его коллега, старший по возрасту.

Павел Сорокин (выпускник мастерской Дмитрия Бертмана, режиссёр Музыкального театра Ростова-на-Дону, постановщик оперы П.Чайковского «Пиковая дама», показанной в рамках фестиваля «Видеть музыку» - 2018) продолжил мысль о преимуществах молодых постановщиков в деле продвижения музыкально-театрального искусства среди детско-юношеской аудитории. Но этот режиссёр считает, что отталкиваться от традиционных концепций в постановках для детей и юношества совсем не стоит. Наоборот, это должны быть новые, смелые, авангардные театральные формы и сценические решения. Именно такие, необычные спектакли станут наилучшими формами в продвижении музыкально-театрального искусства для детей и юношества.

Возможно, рассчитывая именно на такие высказывания, организаторы круглого стола задумывали встречу руководителей оперных театров с молодыми режиссёрами, думая вывести разговор в остро дискуссионное русло. Однако, театральные менеджеры в высшей степени лояльно встречали радикальные суждения режиссёров нового поколения. И это стало отнюдь не разочарованием, а наоборот, свидетельством того единодушия и согласия в творческом и административном сообществах музыкального театра, которое в итоге послужит важнейшей конструктивной основой для многих процессов развития отечественного театрального дела. А ответом на поставленный в заголовке статьи вопрос, вполне мог стать вывод от этой встречи: чтобы привлечь в театр зрителя нового поколения стоит пригласить молодого режиссёра и позволить ему раскрыться.

 

Надежда ДАРАГАН

05.12.2018



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей