• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



25.11.2020

Калининградский дуплет

Пятый фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» проходил в этом году в сложнейших условиях пандемийно-эмидемиологических реалий. Несмотря на них, форум получился более, чем представительный: он длился почти два месяца, десятки коллективов приехали в Москву и десятки спектаклей со всех концов большой России и даже из-за рубежа были показаны за этот период на столичных площадках, а некоторые участники присоединялись к всероссийскому музыкально-театральному празднику в онлайн-формате. Более того, ряд театров умудрились привезти на него даже не по одному спектаклю, а по паре: среди таких героев, например, «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрия Александрова или Театр оперы и балета Республики Коми. Этот героический список под финал фестиваля, проводимого Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке федерального Министерства культуры и Фонда президентских грантов, пополнил Калининградский музыкальный театр.

Первоначально участие этого театра в юбилейном смотре не было запланировано — в списке участников, который анонсировался на пресс-конференции 1 октября, коллектив из самого западного областного центра страны не значился. Однако, афиша претерпевала заметные изменения уже по ходу фестиваля: какие-то театры побоялись ехать в это сложное время в Москву, какие-то, напротив, подключались к фестивальному марафону. Среди них и Калининградский музтеатр, который в итоге привез на фестиваль аж две своих работы, обе были показаны на сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац.

В прошлом году КМТ дебютировал на фестивале и вообще в столице: на сцене «Геликон-оперы» была показана опера «Иоланта». Несмотря на то, что спектакль прошел при значительной поддержке геликоновцев (многие ведущие партии были исполнены его солистами), назвать его слишком удачным вряд ли возможно: сложный оперный репертуар показался пока для калининградцев несколько не по размеру. А вот с мюзикловой стихией, которой отдали предпочтение на этот раз, вышло гораздо убедительней и симпатичнее.

На большой сцене Театра Сац калининградцы показали «Алые паруса» Максима Дунаевского, а на малой - «Виват, Мюнхгаузен!» Егора Шашина. Оба названия оказались по силам молодому коллективу, более того, некоторые актерские работы и некоторые аспекты калининградских продукций даже захватили и воодушевили.

"Алые паруса". Сцена из спектакля. Фото Е.Чугреевой.

Большой мюзикл Дунаевского пользуется колоссальной популярностью — он идет сегодня более, чем в полутора десятках регионов страны, благодаря гастролям Москва видела уже не одну его версию. Причина понятна: романтическое творение Александра Грина всегда очень привлекательно, да даже само название уже стало своего рода мемом, олицетворяющим нечто возвышенное и мечтательное. Правда либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачева лишь отталкивается от бессмертной повести Грина — много в пьесе нафантазировано, укрупнено, додумано, это абсолютно новое, самодостаточное и самостоятельное произведение, в котором свои акценты и свои линии, хотя все основное, конечно, узнаваемо и ожидаемо. Главная же новация — совмещение образов старого предсказателя Эгля и ожидаемого Ассолью капитана Грея: драматургически ход занятный, но по-своему экстравагантный, может быть, даже слишком.

Как всегда у Дунаевского, музыкально это сделано и добротно, и увлекательно, если не вдохновенно: яркие, запоминающиеся мелодии надолго застревают в памяти. Однако спеть их достойно — задача не из простых: с ней калининградские артисты пока справляются лишь частично, особенно сомнительно звучит хор, которому не хватает элементарной стройности и спетости. У солистов яркие голоса, но, порой, они звучат слишком плоско и резко, пронзительно и однокрасочно. Музыкальное сопровождение вокальных номеров ограничено рок-квартетом, и в целом звуковой контекст мюзикла представляется слишком агрессивным и неуютным.

В постановке Сергея Егорова есть как удачные находки, так и разочаровывающие моменты. К первым стоит отнести общую динамику и высокий тонус, продуманность мизансцен. Эффектно поставлены массовые номера, а финал-апофеоз с алыми полотнищами во всю сцену смотрится впечатляюще. Интересны костюмы и убедительна сценография (с заветным маяком, как логичной доминантой всего действа) Елены Альфер. Ко вторым — сомнительное по своим эстетическим достоинствам и идейному посылу «бордельное» кабаре, а также явное злоупотребление большой деревянной лестницей, которая появляется в спектакле не однажды, с ней танцуют и ею же дерутся — лейтмотив выходит несколько навязчивым.

«Виват, Мюнхгаузен!» . Сцена из спектакля. Фото Е.Лапиной.

«Мюнхгаузен» - произведение совсем иного рода. Музыкальные достоинства здесь не так важны — и собственно композиторские, и исполнительские, хотя в пьесе есть симпатичные песенки, относительно не сложные, поэтому справляются с материалом калининградские артисты гораздо увереннее. Здесь важнее убедительность актерской игры, тем более, что идет мюзикл на малой сцене, в непосредственной близости от публики, а с маленькими зрителями предусмотрен и интерактив: они вместе с юными героями Фридрихом (Антон Топорков) и Мартой (Юлия Ткачева) однажды готовят вкусный фруктовый салат!

Занимательное либретто Е. Муравьева и Т. Ивановой фантазирует на темы известного героя литературы 18-19 веков: легендарный барон предстает здесь «старцем», провоцирующим на романтические приключения своего внука-домоседа Фридриха. Забавно, что роль Мюнхгаузена отдана молодому актеру (Игорю Негодяеву): одно его появление на сцене уже весьма веселит, когда звучит обращенное к нему парадоксальное «дедушка»! На маленьком пространстве режиссером Елизаветой Мороз спектакль поставлен очень забавно и занимательно, по-театральному симпатично, причем ей и сценографу Елене Альфер удается минимальными средствами (белый занавес, на котором публика видит разнообразные видеопроекции, и небогатый, но яркий реквизит) создать разнообразие положений и ситуаций (то герои дома в Европе, то они оказываются в жаркой Африке, то в ледяной Антарктиде, то в экзотической Южной Америке, а то и вовсе на Луне), каждая из которых решена с большим юмором и легкостью.

Легкость, игровое начало и неназидательная дидактика, транслирующая ценности дружбы, взаимовыручки и взаимопонимания — главные привлекательные черты постановки, по просмотру которой остаются ощущения света и доброты.

Александр МАТУСЕВИЧ
Фото предоставлены пресс-службой
фестиваля "Видеть музыку"

 

25.11.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей