Новости |
В пятницу 12 октября Москву накрыло мелким, моросящим дождем. Но в Большом Зале Консерватории в этот вечер зажигательная колумбийская музыка и накал эмоций переносили слушателей в жаркие колумбийские широты – в Консерватории шел концерт «Мост дружбы Колумбия – Россия», посвященный 520-летию открытия Америки.
На сцене Большого Зала выступали сразу три студенческих оркестра – два из России и один из Колумбии: Симфонический оркестр Московской консерватории, Московский молодежный камерный оркестр Института имени М. М. Ипполитова-Иванова и Молодёжный симфонический оркестр Антиокии.
Перед началом концерта Посол Колумбии в Российской Федерации Рафаэль Амадор обратился к зрительному залу с приветствием, в котором подчеркнул важность налаживания культурного диалога между нашими странами. «У России и Колумбии – огромный потенциал для сотрудничества в этой сфере, - подчеркнул господин Посол, – Музыка – это общий язык, сближающий нас. Я очень рад, что колумбийские музыканты исполняют музыку совместно с музыкантами Симфонического оркестра Московской консерватории и молодых артистов из Института им.Ипполитова-Иванова. Культура – удивительный инструмент для развития нашего диалога, соглашений, сотрудничества в различных областях. Настоящая культура разрушает стереотипы. Это мост для взаимодействия, результаты которого пойдут на благо каждому народу». Также господин Рафаэль Амадор выразил благодарность руководству Государственной Московской консерватории им.П.И.Чайковского, Государственного Музыкально-педагогического института им.Ипполитова-Иванова, Молодежного симфонического оркестра Антиокии, Корпорации развития музыки, за поддержку и возможность организовать подобные мероприятия. «Музыка делает нас друзьями», - подытожил свое выступление господин Посол.
Молодёжный симфонический оркестр Антиокии — коллектив, состоящий из семидесяти музыкантов, объединённых оригинальной творческой программой. Художественный руководитель и дирижер – маэстро Камило Хиральдо. Это не просто оркестровая школа, но и особое звуковое пространство, насыщенное тёплыми ритмами и тембрами колумбийских музыкальных инструментов, отражающими мировоззрение и характер колумбийского народа.
«Мы очень рады, что ребята приехали к нам в гости, - обратился к собравшимся Валерий Ворона, ректор ГМПИ имени М.М. Ипполитова - Иванова, заслуженный деятель искусств России. - Этот визит стал не просто формальным визитом вежливости, а получил практическое воплощение. Мы уверены, что рождается интересное, плодотворное сотрудничество, полезное для наших стран и молодежи».
Став партнёром Московской консерватории около двух лет назад, оркестр уже принял участие в нескольких совместных с консерваторией программах, в том числе, на X Международном музыкальном фестивале «Вселенная Звука» в Москве (в мае 2012) ансамбль колумбийских музыкантов представил концерт «Как звенит солнце», посвящённый Году Габриэля Гарсия Маркеса в России.
В июне 2012 года в столице Антиокии Медельине состоялся Международный молодёжный фестиваль симфонической музыки, в котором Молодёжный симфонический оркестр Антиокии совместно с группой студентов-оркестрантов из Москвы исполнил сложную программу под руководством дирижёра Московской консерватории Вячеслава Валеева. Колумбийские музыканты с радушием принимали московских студентов, наши ребята выступали в трех концертах, исполняя произведения русских композиторов в разных городах Колумбии. Концерты прошли с огромным успехом. «Идея нынешнего концерта основывалась на том, что ребята должны общаться, - рассказал Вячеслав Валеев. - Они много совместно музицировали все эти дни. И у нас возникла такая идея – музыку российскую играют колумбийские ребята, музыку колумбийскую – наши».
Идея воплотилась в прекрасный концерт! Программа была составлена из неизвестных нашей публике произведений Альвареса, Бермудеса, Наварро, Эрнандеса. И впервые на сцене Большого Зала Московской консерватории прозвучала увертюра Рихарда Вагнера «Христофор Колумб», созданная им в возрасте 19 лет. Увертюру предложил исполнить Вячеслав Валеев, он же и дирижировал ее исполнением. И, чтобы наглядно показать, что культура Европы и Латинской Америки связаны уже давно, студенческие оркестры бравурно и темпераментно исполнили «Кармен», Сюиту № 1, Жоржа Бизе. «Ирония судьбы – горячую испанскую музыку написал французский композитор Жорж Бизе в опере «Кармен», - объяснил Вячеслав Валеев, который в этот вечер также выступил в роли ведущего, легко и непринужденно объявляя программу. - Горячий ритм, зажигательные мелодии Бизе оказали огромное влияние на развитие музыкальной культуры всей Латинской Америки».
Второе отделение концерта было полностью посвящено теплым ритмам и тембрам солнечной Колумбии. Колумбийская музыка - страстная, яростно-темпераментная, в эмоциональном исполнении мощного оркестра из 150 музыкантов произвела на слушателей незабываемое впечатление. Хочется сказать огромное спасибо ребятам, которые играли так, что мурашки по коже...
Студенты Консерватории, Ипполитовки и Молодежного симфонического оркестра Антиокии показали высочайший уровень мастерства. Исполнение приятно удивило раскрепощенностью, эмоциональностью, техничностью и темпераментом.
Дирижер Камило Хиральдо великолепно вел оркестр, гибкой пластикой и точными движениями виртуозно передавая оркестрантам малейшие нюансы исполняемых произведений. Улыбка, зарождаясь в уголках губ Камило, взлетала на кончиках его пальцев, заставляя взрываться восторгом восхищения всех присутствующих. Со сцены в зал струилась такая волна позитива и радости, что, казалось, ее можно потрогать…Жизнерадостный кубинский «Танец №2» Маркеса, жаркое «Кумбанчеро» Эрнандеса, лиричная «Колумбия — любимая страна» Бермудеса увлекли слушателей так, что они начали хлопать в такт музыке и даже подтанцовывать.
На этой волне Камило пришлось дирижировать уже и зрителями. Финал концерта – триумфальное исполнение на бис «Танца №2» Маркеса и взрыв зрительских аплодисментов. Вот такая она, колумбийская музыка!
После концерта мы поговорили с Маэстро Камило Хиральдо, с трудом вырвав его из ликующего и радостного окружения друзей и студентов.
-Камило, первое впечатление от концерта – Вы выступаете очень эмоционально. Это Ваш стиль дирижирования?
-Все зависит от той музыки, которую я исполняю. Если это классика, то техника совсем другая, если это эмоциональная музыка – исполняю уже с другим видом…
-Позволяете ли Вы собственную дирижерскую интерпретацию или исполняете произведения, строго следуя указанным автором канонам? Насколько дирижер может выразить собственное «эго»?
-Что касается интерпретации, она уже изобретена. Что касается «эго» дирижера, тут надо собрать, соединить и восстановить в единое целое, идею и мысль 80 музыкантов, поделиться с ними своим опытом, принять решение и руководить оркестром. Для этого и изучается техника дирижирования. Здесь не может быть эмоций только одного человека. Важнее единство чувств и эмоций всего оркестра. Необходимо руководить всем этим процессом. Управлять им.
-Сейчас есть такая тенденция, что дирижеры позволяют себе интерпретировать, например, классику, уходя от партитуры…
-Нужно уважать любую точку зрения! Музыка – как язык. В данном случае твоя задача как дирижера – сообщить, передать какую-то определенную информацию, чтобы она дошла до слушателей.
-Как выступалось на замечательной сцене Большого зала Консерватории, и как Вы нашли взаимопонимание с таким количеством музыкантов?
-Это совсем не простая работа, но мы нашли общий язык, хотя я не говорю по-русски, а музыканты, к сожалению, не говорят по-испански. Но они говорят на языке музыки! Здесь было важно понять разные акценты, произношение музыки. И, конечно же, разные школы. Это очень интересная работа, собственно, это и есть та цель, которая важна для любого дирижера. Объединить энергию 150 человек в единую силу – сложнейшая задача. И в этом случае дирижер, конечно, сам теряет очень много энергии. Потому что дирижер передает свою энергию оркестру. А оркестр передает ее, в свою очередь, слушателям.
-Как долго Вы вместе репетировали с молодыми музыкантами?
-Для этого концерта состоялось три репетиции.
-С кем из российских (или не российских) оркестров Вы бы хотели выступить, и на какой сцене? Ваши мечты?
-Это была как раз одна из них – выступить в Московской Консерватории. Энергия и ощущения от музыкантов сильнейшие! И возможность переработать эту энергию, перетрансформировать – очень интересная задача.
-Мечта сбылась. А следующая?
-Следующая мечта и важная задача – привезти весь оркестр, который сегодня исполнял музыку, в Колумбию, и показать слушателям, как важно и как великолепно исполняется колумбийская музыка российскими музыкантами.
-Кто Вам ближе всего из русских композиторов?
-Колумбийцы – люди очень эмоциональные, им ближе всего, конечно, Чайковский. Для восприятия, исполнения. Наверно, поэтому Чайковский – один из самых любимых композиторов.
-Как давно Вы стали дирижером? Вы же получили академическое образование по классу скрипки?
-Практически вся моя жизнь была посвящена скрипке, а как дирижер работаю 10 лет.
-Ваши планы на будущее?
-Огромные! Планов очень много! Сегодняшний концерт – это только начало следующих проектов, которые будут развиваться и углублять сотрудничество между нашими коллективами, между Россией и Колумбией. С большим удовольствием возвратился бы в Россию еще не раз…
-Только в Москву или еще куда-то?
- Мы были в Рыбинске, Ярославле, встречались с людьми, которые, может быть, и не знают, где на карте находится Колумбия. Это нормально, мы ведь живем так далеко друг от друга. Очень хочется поехать вглубь России, выступить в других городах. И поделиться культурой нашей страны – порадовать людей духом той музыки, которую мы исполняем.
-Вы так эмоционально дирижируете….Кто был Вашим учителем?
-Филипп Фурнье.
-Кстати, потрясающая композиция, которая запала всем зрителям в душу – это «Танец №2» Артуро Маркеса. Я никогда не видела, чтобы публика в БЗ консерватории ТАК реагировала на музыку…
-Это очень сложное для исполнения произведение. У него классическая конструкция. И это – колумбийская классика. Рады, что понравилось.
-Могу сказать от имени всех зрителей, что мы физически ощущали каждой клеточкой тела эту радость, бьющую со сцены… искреннюю, чистую радость. Безусловно, Вы получали удовольствие от того, что дирижировали?
-Существует такая фраза: если ты любишь свою работу, для тебя это уже не работа, а радость и удовольствие и поэтому воспринимаешь все по-другому. Для меня это – не работа. Это сердце, душа, это музыка!
-Это наслаждение музыкой. И мы бы хотели почаще встречать такой подход.
-Приглашайте, с удовольствием приедем!
-Огромное спасибо за интервью, и за то удовольствие, которое мы получили сегодня.
Текст и фотографии Ирина Шымчак
Благодарим Посольство Колумбии и переводчика Екатерину Гавриленко за помощь в организации интервью с Камило Хиральдо.
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-