Новости |
Праздник оперетты в Казани удался!
В предпоследний день лета симфонический оркестр Республики Татарстан и маэстро Александр Сладковский с царской щедростью преподнесли жителям города чудесный подарок – волшебный вечер оперетты. Фестиваль «Казанская осень», традиционно организуемый в Казани в День республики и в День города 30 августа, каждый раз удивляет и восхищает местную публику, никогда не повторяясь с тематикой концерта. Достаточно вспомнить, что за пять лет в этом необычном фестивале в формате опен-эйр у стен Казанского Кремля перед Дворцом Земледелия приняли участие такие звезды оперы, как Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский, Симона Кермес, Любовь Казарновская, Венера Гимадиева.
В прошлом году маэстро Сладковский привез в Казань оперную диву, великолепную Симону Кермес. И публика получила незабываемое погружение в мир барочной музыки. По словам Сладковского, «В этом году мы коснулись оперетты в первую очередь потому, что в Казани так же, как и барокко, оперетта звучит, мягко говоря, редко, а наша основная задача – популяризация. Эти мелодии хорошо известны, но практически не звучат, поэтому мы и решили их вспомнить. Новое – это ведь хорошо забытое старое».
Вспоминать «хорошо забытое старое» пригласили молодых, но уже известных артистов - победительницу 65-го Женевского международного музыкального конкурса, солистку Венгерской национальной оперы сопрано Полину Пастирчак, солиста Мариинского театра тенора Сергея Скороходова и солиста Большого театра баритона Андрея Жилиховского. Команда получилась великолепная – все трое своей искренней увлеченностью, сценическим азартом, высочайшим профессионализмом и блистательным исполнением разогрели казанскую публику и перенесли этот кусочек набережной Казанки в радостный сияющий мир венской оперетты.
Словно мы побывали в гостях у Штрауса, Кальмана и Легара… Помогали им в этом, конечно же, замечательный симфонический оркестр Республики Татарстан, стойко выдержавший стылый холод, и жизнерадостный маэстро Сладковский, от которого, казалось, идет теплая волна осязаемой энергии, разогревающая и оркестрантов, и солистов, и публику.
Само действо, которое можно определить модным нынче термином «опен-эйр», происходило прямо у подножия эклектического Дворца земледелия, на берегу реки Казанки, от которой веяло свежей прохладой. Днем шел дождь, но к моменту «саунд-чека» выглянуло солнце, и репетиция прошла в лучах яркого солнца. Особый настрой какого-то солнечного драйва, радости, восторга, возникший на сцене уже тогда, так и остался, и к началу концерта, когда собралась многочисленная публика, несмотря на то, что и солнца-то уже не было, атмосфера, казалось, была пропитана предвкушением праздника.
Программа этому соответствовала как нельзя лучше – в ней были собраны лучшие хиты оперетты, великолепные арии из «Королевы чардаша» и «Принцессы цирка» Кальмана, «Веселой вдовы» Легара, «Летучей мыши» И.Штрауса, сводившие с ума в свое время всю Европу. И, когда грянула сюита вальсов из «Кавалера роз» Рихарда Штрауса, с ее куражной страстной стихией, элегантно преподнесенная маэстро Сладковским и оркестром, стало понятно, что не зря именно с этого произведения начали концерт. Вальсирующий пульс сюиты магическим образом подготовил публику к выходу Полины Пастирчак с блистательной арией Сильвы из «Королевы чардаша».
Полина, солистка Венгерской национальной оперы, не случайно приняла участие в этом проекте. «У меня была идея-фикс, чтобы венгерка приехала петь оперетту, потому что я считаю, что лучше венгров никто этого в мире не делает, - объяснил Александр Сладковский. – Мы обратились к нашим коллегам, партнерам в Москве из продюсерского центра «Арт-Брэнд», которые нам и предложили такую солистку. Полина Пастирчак оправдала все мои надежды». Улыбчивая Полина покорила своим обаянием и удивительной красоты голосом не только маэстро, но и всех собравшихся в этот вечер на площади. Великолепный артистизм и редкая музыкальность также оставили неизгладимое впечатление.
Достойное обрамление венгерской диве составили обаятельнейший Сергей Скороходов и харизматичный Андрей Жилиховский, оба – с потрясающими голосами, буквально завораживающими публику. К слову, и Сергей, и Андрей до этого не имели возможности петь оперетту, в чем честно признались. Пришлось учить с нуля практически все арии (Андрей до этого исполнял только арию мистера Икса из «Принцессы цирка»). Тем не менее, стихия оперетты захватила и увлекла оперных певцов настолько, что полное воплощение в образ удалось и одному, и другому.
Зажигательный Бони с «Без женщин жить нельзя на свете, нет» из «Королевы чардаша» в исполнении Сергея Скороходова (в сопровождении лихого канкана) и сдержанно-страдающий Мистер Икс-Андрей Жилиховский буквально влюбили в себя всех присутствующих на концерте дам, а дуэты Сергея и Андрея с очаровательной Полиной вызвали неподдельный восторг казанцев. Закутанные в пледы, в шапках и даже варежках, они сидели, стояли и пританцовывали в такт изумительной музыке, льющейся со сцены. Некоторые даже вальсировали! Звук был чист и сбалансирован, оркестр энергичен и хорош, дирижер вел оркестр, как всегда, вдохновенно и точно, а солисты – солисты щедро делились со всеми сияющей радостью, рождающейся из этих волшебных мелодий.
О звуке, кстати, следует сказать особо. Несмотря на то, что обычно на мероприятиях такого формата проблемы со звуковым балансом возникают довольно-таки часто и приводят к неизбежным потерям, здесь этого не случилось. За звуковое сопровождение отвечал звукорежиссер Мариинского театра Владимир Рябенко. «Я его знаю очень давно еще по Санкт-Петербургу, - рассказал Александр Сладковский. – И так сложились обстоятельства, что с первого фестиваля он ежегодно приезжает сюда и делает совершенно фантастический звук. На мой взгляд, это один из лучших звукорежиссеров сегодня в России и мастер, который делает акустику зала в этих не совсем стандартных условиях, на открытом воздухе – а это самое сложное…Мы уделяем этому самое пристальное внимание». Со своей задачей Владимир Рябенко справился великолепно, звук был действительно «фантастический», как заметил маэстро.
И все сложилось в удивительно гармоничную картину: и огромный экран, на котором в мельчайших подробностях зрители могли видеть эмоциональную мимику дирижера и игру музыкантов, и световые эффекты, заливающие сценическое пространство сказочным светом, и силуэт Казанского Кремля, и, конечно же, опьяняющая чудесная музыка, заполнившая собой все вокруг.
Время пролетело незаметно, и даже пробирающий до костей холод не спугнул стойкую публику, благодарно взрывающуюся бурными аплодисментами. А когда Полина, Сергей и Андрей запели «Застольную» из «Травиаты», грянул салют на День города, и это было так логично и красиво, что люди сорвались со своих мест, закружили в танцах, и тут уже было непонятно, куда смотреть – то ли на сцену, любоваться артистами, то ли на расцвеченное разноцветными вспышками фейерверков небо над рекой…
Сергей Скороходов, импровизируя, спустился со сцены к публике, подхватил местную красавицу и закружился с ней в танце. А на прощание оркестр и маэстро подарили «Марш Красной армии» Сайдашева. Под эти торжествующие звуки народ стал потихоньку расходиться, концерт закончился, но эйфория от полученной порции искрящейся радостью музыки не исчезла…Праздник оперетты удался!
Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Республики Татарстан
-Концертов на открытом воздухе в Казани раньше вообще не было, а мы делаем все, чего не было. Это наше кредо. И это уже переросло в традиционную историю, что мы на День города делаем жителям такой подарок. Почему подарок? Потому что каждый год из бюджета оркестра все делается совершенно бесплатно для зрителей, которых насчитывается порядка двадцати с лишним тысяч ежегодно на концертах этих фестивалей. Но на одном этом концерте «Казанская осень» не заканчивается: в этом году мы делаем необычный фестиваль. С учетом того, что в России сейчас проходит Год литературы, и, к тому же, Петру Ильичу Чайковскому исполнилось 175 лет, еще год назад мы обсуждали с Чулпан Хаматовой, что было бы здорово сделать совместный проект: мы бы играли Чайковского, а она бы читала Пушкина. И как-то очень легко мы сошлись и на дате, и на концепции, и Чулпан с удовольствием согласилась. Это будет 26 сентября, в рамках «Казанской осени». Так что продолжение следует…
Сергей Скороходов, солист Мариинского театра
-Понравился салют, состав участников, профессиональный подбор репертуара, и вообще каждый мой приезд в Казань является прекрасным событием в моей жизни. Оперетту вообще пою в первый раз. Если бы мне кто-то два года назад сказал, что я буду петь оперетту, я бы, наверно засмеялся и сказал, да ладно, у меня и так хватает работы в опере. Но потом немного окунулся в историю и оказалось, что в начале века оперетту пели настоящие оперные певцы. В оперетте больше эмоций, разговоров, больше тонкостей, танцев, движения, юмора. Меня, в общем-то, можно сказать, подвели к ней... Подвела Елена Харакидзян, предложила – а не хотел бы я попробовать себя в оперетте? Я, конечно, не хотел, но подумал, а почему бы и нет? И с каждым разом, по мере того, как мы с пианистом занимались этой музыкой, она мне становилась все ближе и ближе. Мне очень нравится оперетта, да. Даже скажу так: я не ожидал, что она мне понравится. И это очень интересно – когда оперным голосом поют такие вещи. Совершенно другое впечатление.
Полина Пастирчак, солистка Венгерской национальной оперы
-Несмотря на холод, публика была очень воодушевлена, и мне было очень приятно, что им хотелось это видеть и принимать участие, и что оперетта здесь дает такой эффект воздействия на публику! Программа, полностью посвященная оперетте, бывает редко, и участие в этом празднике оперетты нам, артистам, доставило огромное удовольствие. Это убеждает нас в том, что жанр еще жив, и люди все еще любят оперетту. Это ведь очень специальный жанр, целая эпоха, которая уже прошла…Когда-то все знали эти песни, и в Венгрии, и в Австрии, сегодня, к сожалению, мало людей их знает. Я эти песни слушала у своей венгерской бабушки. Мне этот репертуар был, конечно, известен, я знала эти арии, но никогда их не пела. Это же специальный жанр, надо заниматься, чтобы понять эту атмосферу, в которой мы уже не живем.
С оркестром Республики Татарстан и с Александром Сладковским было очень приятно работать. Оркестр дисциплинированный, при этом чувствуется, что маэстро Сладковский – строгий человек, но оркестр его слушает, и все работает. И очень приятная атмосфера для солистов. Солистам Александр Сладковский дает все возможности, свободу. Очень редко бывает, чтобы дирижер так вслушивался в солистов, и хотел, чтобы все хорошо себя чувствовали на концерте. В Казань, если была бы возможность, приехала бы еще раз с удовольствием. Мне тут очень понравилось.
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-