• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



10.12.2020

Классический балет в жанре квеста.

В Воронежском театре оперы и балета выпустили премьеру спектакля «Продавец игрушек». Это настоящий спектакль для семейного просмотра, яркий, красочный, интересный и детям, и взрослым. Одноименный роман Виктора Добросоцкого, ставший основой либретто, уже получил свое воплощение в художественном фильме, мюзикле и опере. И вот теперь – балет! 

Кукла Натали в магазине игрушек – самая красивая! (Марта Луцко).

Оказалось, что сюжет увлекательного романа очень легко адаптировался к жанру балета, причем именно классического балета настоящей большой формы. И эта большая форма со всеми ее каноническими составляющими предстала в воронежском спектакле в современном (или еще можно сказать, «актуальном») формате …квеста. Что же, это популярное и тоже семейное развлечение. Да, в в спектакле ищут драгоценности, а до этого ищут и находят документы, указывающие, где клад находится. Захватывающая приключенческая история не ограничивается поиском сокровищ и уточнением фактов родословной симпатичного парня Николя – продавца игрушек из самого Парижа, который в рождественские дни отправляется в далекую Россию. Конечно, он находит там не только клад своего дедушки, но и настоящую любовь (ведь большой классический балет – это прежде всего балет романтический).  

Дедушке все происходящее нравится! (Николя – Иван Негробов, Дедушка – Михаил Ветров).

Хорошо экипированный для поездки в Россию Николя встречает в Петербурге девушку Наташу, которая так похожа на куклу Натали!  (Марта Луцко и Иван Негробов).

Автор музыки балета – композитор Алексей Шелыгин, он же автор одноименной оперы, которая с успехом идет на сцене московского театра «Новая Опера» им. Е.В.КолобоваХорошо известный прежде всего по своей киномузыке, Шелыгин - замечательный мелодист. И партитура балета просто изобилует красивыми, запоминающимися мелодиями – а ведь это особенно важно для детской аудитории. Шелыгин очень хорошо почувствовал атмосферу романа Виктора Добросоцкогои его романтику, и его иронию. Рядом с возвышенностью лирического адажио главных героев, с красивым вальсом, который может обретать разные оттенки, органично звучат галопы и танго.  

Главный негодяй – Профессор (Максим Данилов).

Балетмейстер-постановщик спектакля – художественный руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Петров. Петров – мастер большой формы, драматургически выстроенной и всегда хореографически изобретательной. Оставаясь абсолютно и несомненно верным классическим канонам, он умеет воплощать в классическом танце бесспорно современные сюжеты и аллюзии. Думается, что в случае с «Продавцом игрушек» балетмейстер сознательно пошел на «подчеркивание» формата именно «большого» спектакля.  Те, кто придут на балет впервые, увидят все, что и должно быть – красочные массовые сцены, характерные танцы, множество «корифейских» партий, красивые дуэты и, конечно, обязательную «белую» массовую сцену – за кружевную вязь танца снежинок отдельное «браво!» постановщику, репетиторам и кордебалету Воронежского театра. И реминисценция с «Щелкунчиком», думаю, тоже подчеркнута неслучайно – она сама по себе не могла не возникнуть, раз мы смотрим классический балет, действие которого происходит в Рождественские и новогодние дни. И постановщики не стали от нее уходить, да, Рождество, да, елка, да оживающие игрушки и волшебные сны! Только действие происходит сейчас, и персонажи все из современной жизни, вплоть до бравого майора полиции Березова (именно благодаря его вполне реальному вмешательству в финале зло, как это и должно быть в рождественской истории, наказано). И волшебства как такового практически нет. Единственное исключение из реальности – дедушка главного персонажа. Справедливости ради заметим, что хронологически он скорее прадедушка или даже пра-прадедушка, но это не так важно, словом, не такой уж далекий предок Николя, представитель княжеского рода Берских, оживающий со своего портрета и играющий важную роль в интриге спектакля.  

Николя нашел ключ! (Иван Негробов).

Пересказывать перипетии сюжета, да еще воплощенного в танце, - дело заведомо неблагодарное. Скажем лишь, что если дети будут с восторгом следить за его развитием, то взрослые поймут его смыслы, на первый взгляд, достаточно простые,  – о связи прошлого и будущего, о том, что истинные ценности – вовсе не в фамильных сокровищах, а в истинных чувствах… Впрочем, кто сказал, что дети этого поймут? Может, не смогут сформулировать, как взрослые, но ощутят через эмоциональное восприятие. Я думаю, что именно сочетание динамичного сюжета с глубокими смыслами вместе с вниманием к деталям и чувством юмора привели к тому, что роман Виктора Добросоцкого столь успешно «нашел» себя в разных театральных жанрах и кинематографе. 

Любовь, конечно, важнее сокровищ (Марта Луцко и Иван Негробов).

Воронежский балетный спектакль стал настоящим праздником во всех своих составляющих. Замечательное оформление – сценография Григория Белова, костюмы Ольги Полянской, волшебный свет – Ольга Кувакина. Опускающиеся и поднимающиеся задники можно рассматривать как отдельные произведения искусства, при этом они точно определяют место действия – Петербург, Москву, заснеженный лес, музей-усадьбу, и т.д. Все изменения сценического пространства динамичны и «действенны». Оркестр (дирижер Данила Серганин) исполняет музыку Шелыгина выразительно и ярко, слышно все все многообразие оттенков и нюансов. И, конечно же, спектакль дал прекрасную возможность «блеснуть» балетной труппе, показавшей, что она в отличной форме, и артисты владеют на высоком уровне не только танцевальной техникой, но и актерским мастерством. Все персонажи, от главных до второстепенных, очень живые, убедительные, даже гротеск и ирония не нарочиты, а удивительно естественны. В финале спектакля публика очень горячо принимала всех – Марту Луцко и Ивана Негробова (Наташа и Николя), Максима Данилова (Профессор), Михаила Ветрова (дедушка Николя), Екатерину Любых (дама-экскурсовод), Евгения Ермакова (майор Березов), Марину Скоморохову (мама Николя), Романа Боенко (Врач), Луизу Литягину (Медсестра), Луиса Фернандо да Силва Шавьера (Официант), Михаила Волкова, Евгения Живоглотова, Тагира Мустафаева (помощники Профессора), Светлану Носкову, Диану Кустурову, Ольгу Бородину, Анастасию Ефремову, Дмитрия Трухачева, Вадима МануковскогоАцунори Ота, Артема Паничкина (Игрушки) и артистов кордебалета. 

Сообщница Профессора, дама-Экскурсовод пытается ввести в заблуждение майора Березова (Екатерина Любых и Евгений Ермаков).

Дедушка с самого начала знал, что все будет хорошо (Михаил Ветров).

Мировая премьера нового балета стала в Воронеже настоящим праздником, вне всякого сомнения, спектакль будет пользоваться успехом и способен заполнить зал на все 100 процентов, когда ситуация с ограничениями посещаемости уйдет в прошлое. 

 

НАДЕЖДА КУЗЯКОВА 

Фото Константина Кириакиди  

предоставлены Воронежским театром оперы и балета  

10.12.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей