• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



14.06.2021

Столетие Коми отметили на лучших музыкальных площадках Петербурга.

С 1 по 7 июня в городе на Неве состоялся масштабный проект "Дни Республики Коми", посвящённый празднованию векового юбилея северного региона. В честь такого грандиозного события Государственный театр оперы и балета Республики Коми привез в Санкт-Петербург плеяду своих лучших спектаклей и исполнителей. 

"Принцесса цирка" 
Теодора Вердье – Дарья Гапонова
Тони Бонвиль – Михаил Ярмольский

Проект «Большие гастроли» ежегодно дарит уникальную возможность представлять культурный потенциал творческих коллективов республики в разных уголках страны. В год 100-летия Коми у петербуржцев и гостей города появилась возможность посмотреть не только спектакли, уже завоевавшие зрительское признание, но и насладиться долгожданной премьерной постановкой сыктывкарского театра – пятой редакцией национального балета Якова Перепелицы «Яг-Морт».

 Пять разножанровых спектаклей (опера «Сказки Гофмана», оперетта «Принцесса цирка», балеты «Яг-Морт», «Щелкунчик» и «Жизель») прошли на сцене Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии со 2 по 6 июня. 7 июня на сцене Михайловского театра состоялся грандиозный гала-концерт мастеров искусств, в том числе, с участием артистов Театра оперы и балета РК. 

Открытие гастрольных мероприятий в Северной столице прошло на подъеме. Волнующая, таинственная опера «Сказки Гофмана» композитора Жака Оффенбаха стала прекрасным подарком для тех, кто любит всё странное, мистическое и гротескное. Великолепные декорации и свет, фантазийные, фантастичные, в чем-то даже немного безумные костюмы. Постановка Ильи Можайского «Сказки Гофмана» до сих пор остается одной из лучших в театре по художественному замыслу, оформлению и исполнению. Гастрольный спектакль порадовал еще и невероятно интересным, ярким составом исполнителей. Среди артистов сыктывкарского театра были задействованы и молодые любимцы публики, и опытные солисты: Анастасия Морараш, Иране Ибрагимли, Андрей Ковалёв, Ольга Сосновская, Максим Палий, Яна Пикулева, Михаил Ярмольский, Геннадий Муралёв, Наталья Батлукова и Никита Одалин. Оркестром дирижировал в этот вечер главный дирижер театра оперы и балета РК, маэстро Роман Денисов.

В постановке сыктывкарского театра опера состоит из пяти картин, включая пролог и эпилог. Повествовательные пролог и эпилог окаймляют фантастически акты, в которых Гофман рассказывает историю своих любовных увлечений. Главный герой мечется между реальным миром и иллюзорным. Однако и безумные пляски, и механическая кукла, и зеркало, похищающее душу, и поющая картина, и жуткая лаборатория, – все здесь имеет глубокий философский подтекст.

В этот вечер партию Гофмана исполнил Роман Арндт – молодой петербургский тенор, обладающий замечательным голосом редкой красоты, пластичности и объема. Обликом он был настоящий поэт — то растерянный и беспомощный, то восторженный и влюбленный. Друг поэта Никлаус принимал образ Музы и свободно перемещался между реальностью и галлюцинациями поэта. Верной Музой, оберегающей поэта в его безумии в этот вечер была Яна Пикулева. А вот всех злодеев исполнил, как это нередко делается, один певец. «Черный» доктор-шарлатан, страшный демон-харизмат в темных очках. Он же Бес-искуситель (Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, доктор Миракль), он же бас-баритон Дмитрий Степанович (Москва), восхитивший публику великолепным мощным вокалом и выразительной игрой.

Все необычные возлюбленные главного героя были прекрасны. Анастасия Морараш в роли механической куклы Олимпии – певица, у которой все колоратуры, трели и пассажи в тандеме с танцами и сложными «кукольными» движениями казались исполненными легко и с улыбкой. Мастерское владение голосом позволило примадонне Ольге Сосновской убедительно воплотить партии Джульетты и Стеллы. Образ Антонии в исполнении Иране Ибрагимли получился нежным и глубоко трагичным.

Зрительский зал в этот вечер порадовал огромной поддержкой. Публика наградила артистов сыктывкарской труппы долгими несмолкаемыми аплодисментами. В этот вечер на спектакле в качестве зрителей присутствовали: народный артист РФ, главный дирижер театра "Зазеркалье" Павел Бубельников, оперный режиссёр, создатель и художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье», профессор Российского государственного института сценических искусств, народный артист РФ Александр Петров, уроженка Республики Коми, солистка музыкального театра «Зазеркалье», лауреат международных конкурсов Ольга Георгиева, а также дирижер театра «Зазеркалье», художественный руководитель оркестра ССМШ Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова Аркадий Штейнлухт.

3 июня Театр оперы и балета Коми представил петербуржцам яркую искрометную оперетту И. Кальмана «Принцесса цирка». Красивая история взаимоотношений циркового артиста с романтической тайной в прошлом, выступающего со «смертельно опасным номером» под загадочным псевдонимом «Мистер Икс», и молодой богатой вдовы Теодоры Вердье, сложная драматургия любовной линии и вместе с тем множество легких, остроумных сцен пришлись по вкусу искушенной и взыскательной публике. Зрительный зал Театра музыкальной комедии в этот чудесный июньский вечер, когда большинство петербуржцев и гостей северной столицы, казалось бы, предпочитают гулять по гранитным набережным и любоваться дворцовыми ансамблями, был полон. Поклонники оперетты и чарующей музыки Кальмана по-летнему тепло принимали труппу сыктывкарского театра, кричали браво, аплодировали долго и с душой.
На спектакле присутствовали и давние почитатели театра музкомедии, и преданные поклонники Театра оперы и балета Коми, приехавшие из разных городов специально на празднование 100-летия Республики, и представители местной коми диаспоры. Также в зале в качестве зрителей были замечены ведущие солисты театра музыкальной комедии, например, заслуженный артист России, “Мистер Икс со стажем” Александр Байрон.
Ничуть не покривлю душой, если отмечу, что сыктывкарские солисты держали очень высокую планку. Обаятельные артисты второго плана играли колоритно, легко и ярко, с огромной отдачей и вдохновением. Главные герои - Теодора (Дарья Гапонова) и Этьен (Андрей Ковалёв) - покорили зал замечательным, благородным, сильным вокалом, и заставили поверить в истинность происходящего на сцене.

4 июня на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии была показана премьера новой, пятой редакции легендарного национального балета Я. Перепелицы «Яг-Морт». 

Трансформировать великое произведение, покуситься на «достояние республики», изменить традиционным представлениям, вдохнуть новую жизнь и иной смысл в коми эпос – было очень смелым решением. Но, судя по восторженному приему публики, создателям пятой версии это удалось. Театр представил на суд зрителя абсолютно новое современное прочтение знаменитого произведения. В нем изменилась не только основная концепция, но и сценография, хореография, музыка... Да и сам легендарный персонаж преобразился до неузнаваемости. Герой древних преданий коми народа из злобного главаря лесной нечисти, убивающий людей и уничтожающий их жилища, превратился в могущественного и великодушного хозяина северных лесов, яростного защитника пармы и всего зеленого царства. Да, лесной колдун, могучий великан по-прежнему страшен. Он противоположен человеку, но теперь он не враждебен. Обновленный Яг-Морт представляет собой тот прекрасный мир, который даёт человеку жизнь – величественный, сильный и могущественный.

Его “напарница”, лесная колдунья Ёма осталась прежняя – лукавая, хитрая, отчасти подлая, двуликая. Ёма – это тени, болота, блуждающие огоньки, чащи, коряги, таинственный подлесок. Гибкая, необузданно-темпераментная, то язвительная, то боязливая и комичная, то хохочущая, то озлобленная, с постоянно меняющейся яркой мимикой и выразительными жестами. Но теперь она такая же защитница леса, как и его хозяин.

Национальная хореография – сложнейший и трудоёмкий процесс, требующий огромного профессионализма от исполнителей. 4 июня главные партии исполнили Роман Миронов (Яг-Морт), Анастасия Лебедик (Райда), Ринат Бикмухаметов (Туган), Наталья Супрун (Ёма), Василий Куратов (Оксор), Наталия Семичева (Мада) и Михаил Сергиенко (Рыбак). Дирижировал спектаклем главный дирижер театра Роман Денисов. В балете задействован хор театра, раздолье голосов которого придало еще больше национального колорита спектаклю, позволило прочувствовать всю ширь, простор, приволье прекрасной коми земли. 

Отдельно отмечу великолепные красочные костюмы: расписные пояса, узорные гетры, берестяные и кожаные очелья. Даже в костюмах очерчены виды промыслов коми – рыбак, оленевод, охотник... Художник-постановщик спектакля – Юрий Самодуров, в оформление интегрированы рисунки сыктывкарского этнофутуриста Юрия Лисовского, художник по свету – Нелли Сватова. Хореограф-постановщик - Александр Рюнтю (Москва), создавший своеобразную ретроспективу: пантомима – танцевальный театр – народный и академический танец, и после – классический балет. В завершении зрителя ждала неоклассика и современный танец.

Заметно богаче стала музыка балета. Благодаря невероятно долгой и кропотливой исследовательской работе дирижёра Романа Денисова с авторскими рукописями «Яг-Морта», была восстановлена большая часть фрагментов и открыты все купюры изначального нотного текста., зазвучали ксилофон и колокольчики там, где их раньше не было.

Фантастическая сценография, использование необыкновенных свето-технических достижений, трехмерные меняющиеся видеопроекции, чудесные декорации, дополняющие реальность спецэффекты – все это подарило зрителю ощущение полного погружения в сказочную атмосферу легендарного балета.

Два величайших классических балета завершили плеяду спектаклей в честь 100-летия Коми края на сцене театра музыкальной комедии. 

5 июня зрителей порадовал балет—феерия П. И. Чайковского «Щелкунчик» - удивительная сказка о победе любви и света над силами зла. Спектакль понравился представителям самой разной аудитории: и поклонникам творчества Чайковского, и ценителям балетного искусства, и юным зрителям, - в общем, всем тем, кто и сегодня верит в сказку, мечтая погрузиться в чудесный мир волшебства. Зрителей поразило великолепие костюмов и декораций, преображающихся от картины к картине: от запорошенных снегом уютных улиц, будто замерзших в ожидании рождественских чудес, к калейдоскопу фантастических узоров. Хореограф-постановщик – Мария Большакова (Санкт-Петербург), дирижер – Роман Денисов. 

6 июня с большим успехом был показан романтический балет «Жизель» – бессмертное творение великого Адольфа Адана, которое вот уже более 150 лет с успехом идет на разных сценах мира. Печальная история с драматическим сюжетом о влюбленных, чьему союзу не суждено было состояться. Фантастический балет о верности, предательстве и всепрощающей любви. В этот вечер до слёз тронуло вдохновенное исполнение партии Жизели заслуженной артисткой России, прима-балериной театра оперы и балета РК Натальей Супрун. Не менее убедителен в танце был ее партнер по сцене, заслуженный работник РК, настоящий красавец и истинный принц, премьер Роман Миронов (Альберт). Легендарный балет стал последним спектаклем в ходе масштабных гастролей труппы сыктывкарского театра. 

Грандиозным гала-концертом мастеров искусств завершились Дни Республики Коми в Санкт-Петербурге. 7 июня на сцене государственного академического театра оперы и балеты им. М. П. Мусоргского выступили ведущие профессиональные творческие коллективы и мастера искусств Республики Коми и России: Государственный ансамбль песни и танца "Асъя кыа" имени Виктора Морозова, ансамбль "Зарни ёль", артисты Государственного театра оперы и балета Республики Коми, Академического театра драмы имени Виктора Савина, Национального музыкально-драматического театра, уроженцы республики – солист Метрополитен-опера Алексей Лавров и солистка Большого театра Ольга Селиверстова.

Гостей и участников праздничного мероприятия приветствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан, Глава Республики Коми Владимир Уйба, председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Григорьев.

"Республика Коми славится людьми, которых отличает достоинство, трудолюбие и любовь к родному краю. Без этого невозможно выжить в сложных северных условиях, невозможно создавать промышленные производства. Поздравляю с праздником всех жителей Республики Коми, которые живут, трудятся и любят свой регион", - сказал Александр Гуцан.

"Благодарю президента России Владимира Владимировича Путина, Правительство Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга и лично Александра Дмитриевича Беглова за то, что мы сегодня открываем новую страницу в истории Республики Коми. Мы с уверенностью смотрим вперёд и видим перспективы развития нашей республики по совершенно новым направлениям. Мы заявились на амбициозные проекты по переработке угля, нефти и газа, на создание научно-образовательного центра мирового уровня. Всё это делается для того, чтобы наше подрастающее поколение, наша молодёжь оставалась жить в республике и знала, что у неё – большое будущее", - подчеркнул Владимир Уйба.

 

                                                                                               Анна АШИХМИНА

Фото автора

14.06.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей