• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



международные конкурсы Елены Образцовой

Конкурсы Елены Образцовой открывают таланты…

В северной столице завершились международные конкурсы Елены Образцовой: конкурс юных вокалистов и конкурс камерной музыки памяти испанской певицы Кончиты Бадия. Оба конкурса – беспрецедентны, не только из-за своей неоспоримой значимости для музыкального мира, но и по смысловой нагрузке, вокальному наполнению и позитивному влиянию на дальнейшую творческую судьбу участников.

Конкурсы Елены Образцовой открывают таланты…

Много ли вокальных конкурсов академической музыки для детей существует в России, да и за рубежом? По пальцам можно пересчитать. А конкурсов такого уровня для юных вокалистов в нашей стране – признаемся – вообще нет. И дело не только в престиже (конкурс проходит под патронатом знаменитой оперной дивы, блистательной Елены Образцовой), финансовых наградах, или славе.  Главное достоинство конкурса в том, что «у Образцовой» находят и поддерживают одаренных детей из разных уголков нашей страны, дают профессиональный карт-бланш и бесценные советы. Знаменитое «образцовское» жюри, состоящее из звезд музыкального мира, щедро делится с педагогами и участниками своими впечатлениями, замечаниями, советами. Изюминкой конкурса являются мастер-классы для участников и их педагогов. Потому-то и едут из года в год в Санкт-Петербург юные вокалисты..

международные конкурсы Елены Образцовой

Второй конкурс, проходивший в этом году одновременно с детским – камерный, памяти Кончиты Бадиа, про которую Франсиско Виньяс говорил: «Когда слушаешь Кончиту, задаешься вопросом, а могут ли ангелы так петь?». Этим конкурсом Елена Образцова продолжила традицию посвящения великим мастерам пения прошлого – ранее уже состоялись конкурс теноров памяти Лучано Паваротти и конкурс меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери. По словам Елены Васильевны, «Этот конкурс я задумала давно, чтобы выразить мою любовь к Испании и благодарность Кончите Бадиа, замечательной артистке, которая некогда открыла для меня настоящую испанскую музыку». Кончита Бадиа, выдающаяся испанская певица XX века, была первой исполнительницей многих произведений великих испанцев – Энрике Гранадоса, Мануэля Де Фальи, Хоакина Нина, Хоакина Родриго. Вокальные произведения этих композиторов вошли в обязательную программу конкурса, а за исполнение сарсуэлы был назначен специальный приз.

международные конкурсы Елены Образцовой

Вокальный марафон, стартовавший 24 августа в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, объединил более 200 участников (среди них – 150 детей) из разных стран мира и регионов России. Утром – прослушивания юных вокалистов, вечером выступали взрослые певцы. «Мы отработали на двух конкурсах, работа была тяжелой с утра до позднего вечера, нас, можно сказать, похитили и заперли в этом зале на целый день, - пошутил на пресс-брифинге уже после окончания конкурсов Хуан Понс, член жюри. – Но это был позитивный положительный опыт, и то, что мы раскрыли таланты среди детей для себя – тоже очень важно для нас». Кроме известного испанского баритона, в состав «звездного» жюри вошли Галина Писаренко, Маквала Касрашвили, Рузанна Лисициан, Бруно Пратико, Беатрис Парра Дуранго и Мигель Лерин.

международные конкурсы Елены Образцовой

К сожалению, по состоянию здоровья Елена Васильевна не смогла принять участие в конкурсах, хотя приветствовала конкурсантов видеообращением. И, несмотря на самоотверженность, выдержку и посвящение членов жюри, той особой атмосферы, создаваемой личностью Елены Васильевны, ее обаянием, харизмой, искренней доброжелательностью по отношению к участникам, какой-то особенной настроенностью на них – увы, не было…Тем не менее, жюри, возглавляемое Галиной Писаренко, справилось с трудной задачей и стоически выдержало бешеный темп и плотные нагрузки, выбрав лучших среди огромного количества участников.

Галина Писаренко международные конкурсы Елены Образцовой

У юных вокалистов состязания проходили в трех возрастных категориях в два тура. Участники, самому младшему из которых исполнилось семь лет (это была Наталья Остякова из Тюмени, получившая к тому же премию «За выразительность и обаяние»), а самому старшему – 17, исполняли вокальные произведения эпохи барокко, романсы русских и зарубежных композиторов, причем в этом году больше звучало Моцарта, Шуберта («Блаженство» било рекорды популярности), Глинки, Генделя. Однако, как заметила Галина Писаренко, в подборе репертуара были ошибки. «Педагог прежде всего должен понимать, что нельзя давать трудный репертуар, - заметила Галина Алексеевна. – Например, маленькая девочка поет «Вокализ» Рахманинова. Это труднейшее сочинение! Оно и вокально сложное, и по диапазону огромное, и требует большого содержания. Потом у меня был разговор с педагогом, и педагог со мной не согласился…Это тяжелый случай, потому что этой девочке опять будут давать трудные вещи, и она будет испытывать напряжение».

международные конкурсы Елены Образцовой Валерий Макаров

Открытием детского конкурса стал 13-летний Валерий Макаров из Самары, настолько поразивший жюри, что после исполнения юным певцом арии Венеры из оперы «Тезей» Люлли ему единодушно присудили 14 баллов вместо возможных семи. Жюри, восхищенное до слез ангельским голосом мальчика, его невероятным артистизмом, виртуозностью, трогательной проникновенностью и чистотой интонаций, «задвоило» баллы. Хотя, безусловно, все понимали, что у мальчика уже началась мутация и пограничные ноты в верхних регистрах он, увы, не осилил…Тем не менее, Гран-при Валерий получил заслуженно, и мы искренне желаем юному таланту успешно пройти сложный этап взросления.

Остальные награды в трех возрастных группах разделили так. Первые премии вручили Илине Эдер (Австрия), Марии Авдеевой (Тула) и Николаю Землянских (Волгоград). Вторые премии получили Владислав Голубев (Ярославль), Чинара Азимова (Азербайджан) и Эльдар Ахмедов (Тула). Лауреатами третьих премий стали Дарья Лобанова (Сыктывкар), Всеволод Сливин (Астрахань) и Полина Лазарева (Красногорск).

Маквала Касрашвили международные конкурсы Елены Образцовой

«Я под большим впечатлением, потому что появились талантливые, от Бога одаренные дети, которые сами еще не понимают, что имеют такой талант! – поделилась своими впечатлениями после конкурса Маквала Касрашвили. – Такие конкурсы обязательно должны быть».

На конкурсе камерной музыки памяти Кончиты Бадиа сенсации не произошло. Гран-при у взрослых певцов не достался никому, а первую премию вручили петербуржанке Ларисе Поминовой. Она же завоевала две специальных премии – за лучшее исполнение испанской сарсуэлы и французского романса. Вторая премия и специальная номинация «За лучшее исполнение произведения композитора ХХ века» была присуждена Василисе Бержанской (Москва), третья премия и специальная номинация «За лучшее исполнение романса Гранадоса» – Наталье Кучиной (Москва). Лауреатом специальной премии «За лучшее исполнение романса Де Фальи» стал Александр Трофимов (Санкт-Петербург). Специальная премия «За лучшее исполнение немецкой романтической Lied» была вручена Татьяне Барсуковой (Троицк). Кстати, премии и призы лауреатам вручали родственницы испанской певицы – внучка Нурия Бонет и правнучка Эулалия Бонет, потрясенные радушным приемом, оказанным им в северной столице, и уровнем конкурсантов, исполняющих репертуар их бабушки.

Рузанна Лисициан

«Да, это особый конкурс, который требует нюансировки, музыкальности, музыкального мышления, - заметила Рузанна Лисициан, член жюри. – Вот, например, Елена Исаева. Прекрасная певица, которая поет с изумительными нюансами. И я узнала о том, что она флейтистка. Вы представляете, как это все влияет? Просто она мыслит по-другому…как инструменталист. Отсюда эта тонкость штриха. И это как раз очень хорошо, что такие певицы имеют возможность принимать участие в подобных конкурсах. Побольше бы нам таких камерных конкурсов».

Конкурсы Елены Образцовой открывают таланты… Елена Исаева

Бруно Пратико, член жюри, итальянский бас-баритон:

-Дети, которые научатся петь «piano», могут сделать большую карьеру. Поскольку, к сожалению, в России была утрачена традиция пения «piano», и все преподаватели учат петь только «forte», и как можно больше «поддавать»...Большому голосу, который поет все время «forte», я предпочитаю маленький голос, который умеет петь. Я считаю, что, чем больше певцы орут, тем труднее им управлять собственным голосом. Именно пение «piano» позволяет нам научиться петь мягко, округло, и, конечно, преподаватели должны обращать на это больше внимания. Да, русские когда-то имели прекрасную школу пения – что далеко ходить, вот Шаляпин, который великолепно пел и обладал прекрасной школой. Не говоря уже о том, что все мы помним изумительное «piano» Елены Васильевны Образцовой…

Ирина ШЫМЧАК

Фото автора

 

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей