• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Новая Опера

Крещенский фестиваль

в Новой Опере - по-новому!

Крещенский фестиваль в «Новой Опере» давно уже стал одной из театральных традиций Москвы. В этом году фестиваль вызывал особый интерес – в связи со спорной конфликтной ситуацией вокруг театра организаторам пришлось изменить многое, вплоть до названия.  Но суть изменений кроется не в названии. Главная инновация заключалась в том, что театр оказался лишенным возможности показать привычные зрителю постановки самого Колобова, которые включались в программу из года в год.

Зрители, неравнодушные к «Новой Опере», ожидали фестиваля с особым нетерпением. Очень уж интересно было понять, услышать и увидеть,  как коллектив театра выйдет из сложившейся ситуации. Теперь, по прошествии фестиваля, можно смело сказать – все получилось отлично.

В чем же были главные изменения? Какие общие закономерности можно выявить, вспоминая события фестиваля, очень отличающиеся друг от друга и по музыкальному наполнению, и по составу участников?

Крещенский фестиваль в Новой опере

Первое, что бросалось в глаза – это название. Перемена, которую трудно оценивать, но которая явно обезопасит театр от дальнейших посягательств. Второе – это выбор визуальной концепции для обрамления событий, из которых состоял фестиваль. Можно назвать это минимализмом, но минимализмом не нищенским, не бедным, а броским и стильным. Опять-таки, глядя на сцену, становилось понятно, что за визуальной оболочкой события стоит не просто стремление уменьшить арсенал выразительных средств, а четкая продуманность и осознание. Вышесказанное, конечно, касается, в первую очередь, опер в концертном исполнении и концертов, из которых и состояла значительная часть программы фестиваля.

Крещенский фестиваль в Новой опере

Ну и третье, в связи с тем, что от режиссерских решений и редакций Колобова пришлось отказаться, театр был вынужден обратиться либо к авторским редакциям, либо к тем решениям, использование которых никак не сопряжено с чужими претензиями. Получилось замечательно, и, хотя традиция изменилась коренным образом, она оказалась сохраненной и даже усиленной.

Тема фестиваля  «Великие литературные сюжеты в музыкальном искусстве»  была подсказана важнейшей памятной датой -  450 лет назад родился Уильям Шекспир. 18 января с размахом прошел симфонический концерт, посвященный автору бессмертных произведений, которым, кстати, «Новая Опера» сделала зачин на будущее, отметив, что этим концертом открывает перекрестный год Великобритании и России, но об этом ниже.

"Пиковая Дама" в Новой Опере

Крещенский фестиваль стартовал 11  января нашумевшей последней премьерой театра оперой «Пиковая Дама» в постановке Юрия Александрова. За пультом стоял молдавский маэстро Александр Самоилэ, главную партию в этот раз исполнил солист театра Сергей Поляков.

"Севильский цирюльник" в Новой Опере

16 января на сцене Новой Оперы прозвучал «Севильский цирюльник» Россини в постановке  англичанина Элайджа Мошински.  Приглашенные звезды –  меццо-сопрано из США Кейт Линдсей в роли Розины,  и итальянский бас-баритон Бруно Пратико в роли Бартоло блистали в этот вечер на сцене «Новой Оперы», радуя зрителей феноменальным исполнением и живостью образов. За пультом стоял маэстро Феликс Коробов, отработавший на «отлично».

"Севильский цирюльник" в Новой Опере

Безусловным эксклюзивом фестиваля стала концертная постановка оперы Гуно «Ромео и Джульетта», полноценную версию которой нам обещают уже в следующем сезоне, 29 ноября (премьера оперы).

"Ромео и Джульетта" в Новой Опере

Великолепные Претти Йенде и Чарльз Кастроново были поддержаны Фабио Мастранжело, который заставил оркестр творить просто чудеса. Ничего удивительного, с виртуозным оркестром «Новой Оперы» маэстро Фабио знаком хорошо, давно и не понаслышке.

"Ромео и Джульетта" в Новой Опере

Солисты театра выступили блестяще, Анджей Белецкий в роли Графа Капулетти был потрясающе хорош. Безусловно, «Ромео и Джульетта» стала экстраординарным событием фестиваля, вызвав бурю восторга у  поклонников оперы. Хочется верить, что предстоящая премьера в ноябре окажется на такой же высоте.

Алан Кокс в Новой Опере

На следующий день после оперы Гуно в театре прошел симфонический концерт, посвященный 450-летию Уильяма Шекспира. За пультом стоял Ян-Латам Кениг, которому и принадлежала идея проведения такого необычного для оперного театра концерта. Музыка Уолтона прекрасно сочеталась с музыкой Мендельсона, прозвучавшей во втором отделении. А фрагменты  произведений Шекспира, прочитанные известным британским актером Аланом Коксом, идеально дополняли голоса Виктории Шевцовой и Елизаветы Соиной.

"Мария Стюарт" в Новой Опере

21 января, после небольшого двухдневного перерыва, на сцене «Новой Оперы» прозвучала опера Доницетти «Мария Стюарт», в концертной постановке. У «Марии Стюарт» - особая судьба. На нынешнем Крещенском фестивале она родилась практически заново. Учитывая, что от прежней колобовской постановки девяностых годов пришлось отказаться, «Новая Опера» представила произведение в авторской редакции.

"Мария Стюарт" в Новой Опере

Прекрасная работа солистов – Анастасии Бибичевой в роли Елизаветы, Сергея Шеремета в роли Тальбота, Андрея Фетисова в роли Сесила – мощно дополнялась пением хора Академии хорового искусства им.В.С.Попова. Успешное сценическое воплощение было таким, что порой совершенно забывалось о том, что перед нами – опера все-таки в концертном исполнении. Оркестр театра, ведомый маэстро Андреем Лебедевым, порадовал высочайшим мастерством.

"Демон" в Новой  Опере

22 января Новая Опера представляла рубинштейновского «Демона» в концертном же исполнении. Эта постановка также обошлась без приглашенных звезд и продемонстрировала блестящие вокальные ресурсы театра. Солисту театра Анджею Белецкому удалось великолепно воплотить образ Демона. Дирижировал оркестром Валерий Крицков, и со своей задачей справился уверенно.

"Саломея" в Новой Опере

Последним оперным спектаклем фестиваля стала «Саломея» Рихарда Штрауса, представленная публике 23 января в концертном исполнении. Здесь без приглашенных звезд не обошлось. Партию Саломеи пела Аннамари Кремер из Нидерландов, а партию Ирода – Петер Свенссон из Австрии.

"Саломея" в Новой Опере

Заметен был и солист «Новой Оперы» бас-баритон Владимир Байков в роли Иоканаана. Все остальные участники спектакля также оказались на высоте. Постановка собрала не только щедрые аплодисменты, но и прекрасную прессу. Хотя некоторым и показалось, что в сочетании оркестра и вокалистов оркестр порой брал верх.

Крещенский фестиваль в Новой Опере 2014

Закрылся фестиваль 24 января гала-концертом, состоящим из арий и фрагментов русских, итальянских, французских и немецких опер трех столетий. Специальными гостями вечера стали  контратенор Владимир Магомадов и баритон Борис Стаценко, а дирижер Василий Валитов покорил в этот вечер зал своей харизмой и артистизмом.

Борис Стаценко гала-концерт 24 января 2014

В целом фестиваль вызвал неподдельный интерес и у зрителей, и у музыкальных критиков, несмотря на атмосферу противостояния и напряженности, о которых мы говорили в начале статьи. Пожалуй, это был тот всплеск радостного искусства и непринужденного мастерства, которого так не хватает сейчас в современном оперном мире…

Василий Валитов Новая Опера

Спасибо «Новой Опере», которая продолжает не сбавлять обороты и регулярно радует нас новыми событиями – фестивалями и премьерами. Уже идет февральский фестиваль «Вокальные перекрестки», впереди нас ждут майская премьера оперы-буффа «Школа жен», сольные выступления Дмитрия Хворостовского и Елены Образцовой, и многое-многое другое.

Ирина Шымчак

Фотографии предоставлены

пресс-службой театра "Новая Опера"

Автор фото Даниил Кочетков

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей