• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Крутые маршруты Санкт-Петербургского ГАСО

Мы часто сетуем на то, что симфонических коллективов в России до обидного мало, но не всегда способны разобраться с символизирующими их названия длинными аббревиатурами, которыми привыкли оперировать профессионалы. Судите сами. Буква «о» в имени оркестра, как правило, присутствует обязательно – оркестр, он и есть оркестр! Вторая буква на выбор – «с» (симфонический) или «ф» (филармонический). Сочетание «государственный академический» – тоже не редкость. Может быть, отчасти именно поэтому директор СПб ГАСО Елена Анисимова всерьез задумывается над тем, не вернуть ли коллективу его исконное имя – Оркестра старинной и современной музыки? Впрочем, есть причина и совсем иного свойства. Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр отмечает полувековой юбилей. Динамично развивающийся коллектив полон смелых творческих планов, о которых мы и поговорим сегодня.

Елена Анисимова, директор ГАСО

Елена Анисимова

– Елена Сергеевна, хотя юбилей  замечательный повод, тем не менее, 50 лет для петербургского коллектива не такая уж и грандиозная дата.

 

– По сравнению с другими музыкальными коллективами, конечно, мы еще достаточно молоды, и тем не менее, это большая веха. Наша история так или иначе связана с историей Санкт-Петербурга. Мы были созданы в далеком 1967-м году. Много ярких имен, прекрасных программ – хотелось бы все их вспомнить. Возможно, повторить. Но не только это. Хотелось бы сделать что-то новое, то, о чем будут вспоминать, чем будут гордиться наши последователи.
 
– Планы юбилейного сезона, его кульминационные моменты уже намечены?
 
– Мы уже провели целый ряд мероприятий, посвященных нашему полувековому юбилею. Это и замечательный, невероятно успешный концерт, приуроченный к 70-летию народного артиста России М. Х. Гантварга. Весной в Капелле у нас был реализован очень смелый творческий эксперимент – «Симфонические 3D-фантазии». В программе стояли «Шехеразада» Римского-Корсакова и «Картинки с выставки» Мусоргского. Я не сторонник заигрываний с публикой. Музыка настолько самодостаточна, самоценна – что нужно еще? Тем не менее, так или иначе мы постоянно находимся в поисках нового зрителя и думаем о том, как привести в зал тех, кто, возможно, не имеет привычки регулярно посещать концерты классической музыки. Многие используют в Капелле видеопроекцию – как правило, это экран, который совсем не гармонирует с красивым обликом этого исторического зала. Мы же выбрали 3D mapping, который позволил очень гармонично вписать видео-инсталляцию в интерьеры Капеллы, когда благодаря современным технологиям детали интерьера, барельефы очень выгодно вплетаются в видео-ряд, не конфликтуют с ним.
 
– Ваш оркестр работает в замечательных залах.
 
– Да, это действительно так. Мы представлены во всех ведущих залах Санкт-Петербурга и достаточно часто выезжаем на гастроли. У нас прекрасный зал – Зеркальный зал Дворца князей Белосельских-Белозерских, который ассоциируется с нашим оркестром. Сейчас он в прекрасном состоянии – недавно там была проведена реконструкция. Этот зал выгодно отличается не только величественным интерьером, но своей уникальной акустикой. Плюс к этому он замечательно расположен: это Невский проспект, легкая доступность, много станций метро вокруг. Мы прикладываем большие усилия для того, чтобы развить этот зал именно как концертную площадку. Сложилась парадоксальная ситуация – исторически это площадка наша, но в рамках экономических реалий Дворец самостоятельно может сдавать этот зал в аренду, и периодически там проходят мероприятия, которые не имеют никакого отношения к культурной программе нашего города. Порой эта самостоятельная концертная деятельность Дворца входит в конфликт с нашей деятельностью. У меня есть замечательный проект, который мы инициировали совместно с Институтом кино и телевидения. Выпускники кафедры компьютерной графики и дизайна, проще говоря – художники-аниматоры, надо сказать, очень профессиональные, интересные ребята, готовят видеопроекцию для новогодних елок. Но у Дворца свои планы, они хотят проводить свои новогодние представления. То есть, имея, по сути, свою площадку, для такого интересного проекта мы вынуждены искать какое-то другое место. Мы заинтересованы в том, чтобы исправить ситуацию. Многие наши коллеги, дружественные партнерские организации в Санкт-Петербурге прекрасно работают, инициируют много ярких, интересных программ, испытывая при этом дефицит концертных площадок. Открыв во Дворце князей Белосельских-Белозерских настоящий культурный центр, мы решили бы эту проблему.
 
– Еще одна ваша площадка – Дом радио.
 
– Да, это репетиционная база, которая намного больше той, что находится во во Дворце Белосельских-Белозерских. Мы сейчас увеличиваем состав оркестра. Сегодня у нас 64 музыканта, но мы уже не раз столкнулись с тем, что такой состав не может удовлетворить всех наших творческих планов. Большое спасибо Комитету по культуре Санкт-Петербурга за то, что они пошли нам на встречу, поддержали нас, и сейчас мы увеличиваем наш оркестр до 80 человек. 31-го октября состоится конкурс на вакантные места. Этот шаг позволит нам также выделить камерный состав. Мы в этом очень заинтересованы, ведь исполнение камерных программ должно положительно повлиять на общий художественный уровень коллектива.
А.В. Титов
Александр Титов
– Исторически ведь ваш оркестр и был небольшим по составу.
 
– Да, изначально это был камерный оркестр. Он назывался Оркестром старинной и современной музыки. Сегодня мы всерьез задумываемся над тем, чтобы восстановить именно это название и эту политику. Наш руководитель Александр Вениаминович Титов сделал очень много для популяризации современной музыки, он прекрасно в ней разбирается, находится в постоянном поиске новых, интересных сочинений.
 
– Ну, давайте все же вернемся к планам юбилейного сезона.
 
– В этом сезоне мы значительно расширили количество абонементных концертов: если в прошлом году было три абонемента, то в этом году их уже пять. Среди них есть один семейный и два детских. Например, абонемент-«конструктор» «Собери и разбери оркестр». Идею подсказала одна из участниц нашего оркестра. Она рассказала, что на Западе существует практика: музыканты приглашают попечительский совет оркестра и наглядно демонстрируют «устройство» коллектива. Что будет, если какой-то инструмент не вступит в нужный момент, если на него не найти финансирования... И попечители начинают понимать, как и почему нужно содержать оркестр. Идея нам понравилась, и мы решили помочь детям разобраться, из чего «сделан» оркестр.
 
– А как был «сделан» ваш оркестр? Какой путь проделал он за 50 лет?
 
– Собственно, не «сделан», а, скорее, «вырос». В самом начале это был совсем маленький коллектив энтузиастов, в основном, молодых выпускников консерватории, которые музицировали под началом Георгия Ивановича Благодатова – дирижера, регента, инструментоведа, научного сотрудника ЛГИТМиКа. Они собирались в Зеленом зале особняка Зубова (теперь это Российский институт истории искусств), готовили программы. Потом, в 1967 году, оркестром стал руководить Николай Семенович Рабинович. Вот тогда и начался рост: стабилизировался состав, сильно повысилось качество игры, появились интересные программы. Например, оркестр впервые за двести лет исполнил в России музыку Сальери. Та программа, «Моцарт и Сальери», пользовалась у публики огромным успехом.
Затем с оркестром работал Карл Ильич Элиасберг. Увы, совсем недолго. Менялось время, главные дирижеры... Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы поднять нашу историю. Мы столкнулись с тем, что у нас нет каких-то обобщенных данных. И я в очередной раз хочу сказать спасибо коллегам, которые прилагают огромные усилия, работают с архивными материалами, встречаются с патриархами оркестра. Мы хотим сохранить нашу историю и сделать свой маленький музей. Для этого не нужно искать отдельное специальное помещение – мы можем развертывать небольшие экспозиции на концертах. Мы готовим к выпуску юбилейный буклет. Хотелось бы, чтобы это была объективная история. К сожалению, получается так, что с приходом каждого художественного руководителя история переписывалась, забывались яркие имена, терялись отдельные факты. Нам надеемся исправить эту ситуацию.
 
– В последнее время имя оркестра все чаще украшает афиши крупнейших зарубежных музыкальных фестивалей. Это ведь не только предмет законной радости и гордости. Кроме всего прочего, это огромная нагрузка!
 
– Только отшумели наши гастроли в Швейцарии… Рассказать вам эту историю? Во второй раз нас пригласили на Международный музыкальный фестиваль «Musica Romantica», который проходит на швейцарском курорте Саас-Фе. Там мы дали пять концертов. Прекрасный чудный воздух, замечательная обстановка, перепады давления, температуры, очень травмоопасное место (смеется). Специфический для гастролей регион. Мы летели через Москву, а до Москвы добирались на автобусе. В семь часов утра мне сообщили, что наши автобусы, тем не менее, задержались в пробке и, в лучшем случае, они прибудут на место за 15 минут до вылета самолета. Степень моего ужаса сложно передать. Когда возникла проблема с нашим вылетом, мы обратились с просьбой о помощи к руководству аэропорта «Шереметьево». Мне хочется еще раз поблагодарить компанию «Аэрофлот»: нам выделили отдельный коридор, и оркестр в составе 60 человек за 15 минут зарегистрировался, сдал багаж и прошел таможенный досмотр.
Санкт-Петербургский ГАСО
СПб ГАСО
После Швейцарии мы начали готовиться к открытию нынешнего сезона, и мне поступило предложение отправиться на гастроли в Китай. Конечно, мы с удовольствием приняли это предложение, несмотря на то, что нас ангажировали в составе, в 1, 5 раза большем, чем есть сейчас в нашем оркестре, что еще раз подтверждает верность наших намерений расширить состав. У нас три замечательных концерта по случаю открытия крупнейшего в Китае Центра исполнительских искусств в Нанкине (провинция Цзянсу). Я видела фотографии: это чудесные, прекрасно оснащенные площадки. Концерты будут транслироваться на всю Азию. Первая программа посвящена музыке современных китайских композиторов. Дирижировать будет художественный руководитель и генеральный директор нового Центра, именитый китайский дирижер Кристофер Чен. Также в Нанкине в сопровождении СПб ГАСО под управлением Михаила Татарникова выступят Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Ну, а в третьем концерте, который пройдет под управлением нашего художественного руководителя и главного дирижера Александра Титова, мы представим русскую классику – увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила», Четвертую симфонию и Первый фортепианный концерт Чайковского, солист - Максим Могилевский. Я сама с нетерпением жду этого концерта, поскольку этот репертуар я очень люблю. Мы едем туда с желанием достойно представить петербургскую исполнительскую школу.
Беседовала Татьяна Цветковская
Фото предоставлены СПб ГАСО


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей