Новости |
Когда Москву берет в свой плен дождливая серая осень, и плохое настроение не поддается модным сейчас антидепрессантам, есть только одно место, в котором вас, наконец-то, отпустит осенняя хандра – театр «Московская оперетта». Здесь в сиянии софитов под чарующие звуки Кальмана, Легара, Оффенбаха и Штрауса прекрасные мужчины и женщины поют друг другу о любви. Здесь вы не услышите ни слова о быте, политике и прочих неприятностях. «Сказка», - скажете вы. Но разве мы, взрослые люди не заслужили хотя бы кусочек этой сказки, имя которой «Оперетта».
С чего все началось? Разумеется, с оперетты, вернее с закулисья Cвердловского театра музыкальной комедии, где работали мои родители, и где прошло мое детство. Мама и сейчас работает в этом прекрасном театре. Я до сих пор помню все спектакли, которые тогда шли. Потом было Гнесинское училище, Гнесинская Академия, но главные «университеты» я прошла именно там, за кулисами.
Недавно состоялась премьера оперетты Карла Миллекера «Нищий студент» - спектакля, поставленного мной со студентами Театрального Института имени Б.В.Щукина (руководители курса народный артист России Е.В.Князев и заслуженный деятель искусств В.И. Тартаковский). Мне было чрезвычайно приятно сотрудничать с этим курсом. Ребята получили отличную актерскую школу. Работать с ними было легко и приятно. К тому же, я давно мечтала поставить этот спектакль. Почему? Прежде всего из-за редкого в мире музыкального театра баланса прекрасной музыки Миллёкера и великолепного либретто Николая Эрдмана. Для любителей оперетты не секрет, что очень часто опереточные либретто «не дотягивают» до планки, заданной композитором. К сожалению, именно по этой причине многие прекрасные оперетты незаслуженно забыты. «Нищему студенту» повезло: русский вариант либретто, написанный Эрдманом, имеет мало общего с оригиналом Целля и Жене, но превосходит его по качеству драматургии. Когда-то, еще в Свердловске (нынешнем Екатеринбурге) я, увидев «Нищего студента», буквально «заболела» миллекеровскими мелодиями. Разумеется, наш спектакль ничем не напоминает ту постановку, она была довольно академичной, а мы озорничаем, веселимся и хулиганим на всю катушку, но все равно, за этот успех я благодарна своему «театральному» детству.
А в общем-то, что даже самые «взрослые» спектакли имеют «детские» корни. Вот например, «Цезарь и Клеопатра» - спектакль созданный мной в содружестве с «легендой русского мюзикла» Александром Журбиным. Когда-то, лет в десять-одиннадцать мое внимание привлек замечательный телеспектакль А.А.Белинского с Цезарем – Иннокентием Смоктуновским и Клеопатрой – Еленой Кореневой. Тогда, в силу возраста, философская пьеса Бернарда Шоу была воспринята мной только как история любви мудрого Цезаря и юной Клеопатры. Но именно это детское восприятие помогло мне потом через много лет в создании либретто одноименного мюзикла. Когда я обратилась с предложением о совместной работе к Александру Журбину, он сказал, что сомневается в возможности сделать из пьесы Шоу мюзикл, так как там слишком много философии и совсем нет любви. Разумеется, я тоже это понимала, тем более, что у Шоу вообще нет пьес о любви. Но ведь существует пример «Пигмалиона», переработанного в прекрасный мюзикл «Моя прекрасная леди». В данном случае помогло мое детское впечатление, «переработавшее» философскую притчу в «love story». Удалось переубедить и Журбина. Прочитав либретто, Александр Борисович принял мое предложение и через год мы сыграли премьеру в театре «Московская оперетта». Разумеется, главным вдохновителем в этой работе был для меня мой муж, Герард Васильев, для которого и создавался этот мюзикл. Он настоящий Цезарь и на сцене и в жизни. Многие высказывания Цезаря в оригинальной пьесе Шоу словно «подслушаны» у Герарда.
Когда четырнадцать лет назад мы поженились, я не думала, что когда-нибудь буду писать пьесы и ставить спектакли, как режиссер. Но наши многочасовые беседы о жизни и о театре вылились в автобиографическую книгу Герарда «Роли, которые нас выбирают» и мою пьесу «Прощай, Эдвин?» - историю расставания актера с любимой ролью. Потом были переработки либретто оперетты Жака Оффенбаха «Рыцарь Синяя Борода» и мюзикла Кола Портера «Целуй меня, Кэт!» для антрепризы – мои первые режиссерские опыты.
Ну, а в создании мюзиклов для детей – безусловная заслуга моего сына. Именно его появление на свет «открыло мне глаза» и многое подсказало.
Первым воплощенным мною проектом стал мюзикл «Золушка», написанный в содружестве с композитором Андреем Семеновым. Почему Золушка? Наверное, потому, что фильм Надежды Кошеверовой по сценарию Евгения Шварца стал навсегда одним из самых любимых моих фильмов. Мне захотелось поделиться с тогда еще трехлетним Сережей своим восприятием этого «черно-белого» волшебства (тогда еще предприимчивым товарищам не пришло в голову «раскрасить» то, что задумывалось творцами, как черно-белое). Правда на создание совершенно нового произведения я не замахивалась, мечтая лишь об аранжировке довольно симпатичной музыки Антонио Спадавеккиа. Но когда я обратилась с этой просьбой к Андрею Семенову, он сказал, что хотел бы написать свою, оригинальную музыку. В результате, музыку Андрей написал действительно сказочную, чего стоит только дуэт Золушки и Принца во втором действии! А как «привет» из того старого фильма, ремейком которого по сути является наш спектакль, на балу у короля звучит песенка «Добрый жук».
Идею «Карлсона» тоже «подбросил» мне сын. Как-то, на даче, где в то время у Сережки не было партнеров по играм, я заметила, что он с кем-то разговаривает. Прислушавшись, поняла, что его невидимый «собеседник» никто иной, как Карлсон, мультфильм о котором мы недавно смотрели. Конечно, мы срочно всем семейством вернулись в Москву и отправились на детскую площадку. Но идея спектакля о детском одиночестве, о друге, которого к сожалению не могут заменить даже любящие родители, прочно засела в моей голове. И я поняла, что просто обязана сделать мюзикл о человечке с пропеллером, прилетающем к детям, когда им грустно и одиноко. Мы с Андреем Семеновым долго думали, о чем же должен петь Карлсон, в результате родилось много музыкальных номеров: «Песенка о фонарике», «Палатка», «Колыбельная», «Болезнь Карлсона», «Песенка о трубочисте». К сожалению, не все они вошли в окончательную версию спектакля. Но большинство из них напевает московская детвора, уходя со спектакля. Самым большим «подарком» для меня стало исполнение песенки «Трубочист» незнакомой девочкой на детской площадке. Я на всю жизнь запомню кроху лет пяти от роду, во все горло распевающую: «Как-то раз трубочист танцевал на крыше твист!». Можно ли желать лучшей рецензии?
Написать мюзикл – это еще полдела, главное его поставить. Я с трудом отдаю свои спектакли в «чужие руки», для меня отдать спектакль другому режиссеру – все равно, что ребенка отправить на воспитание в чужую семью. Пока мне удается не расставаться с моими «детьми». «Золушка» и «Цезарь» идут на сцене театра «Московская оперетта». А вот с «Карлсоном» помог случай. Судьба свела меня с двумя уникальными женщинами – Татьяной Пластининой и Анной Саакян, создавшими удивительный образовательный проект - «Академию Детского Мюзикла». В чем его уникальность? Это игра в театр. С декорациями, костюмами, необходимым световым и музыкальным оборудованием. Каждая учебная группа под руководством педагогов Академии создает свой маленький мюзикл, а потом демонстрирует его друзьям и близким. Уникальные методики, которыми владеют педагоги, позволяют запеть даже самым безголосым и бесслухим и затанцевать даже самым неуклюжим. Ведь при поступлении в Академию дети не сдают никаких экзаменов. Хочешь – приходи. Детские комплексы снимаются на раз. Таланты открываются такие, о которых родители даже не подозревали.
Так вот нам с Татьяной и Анной пришла в голову идея спектакля, где дети играли бы вместе со взрослыми профессиональными актерами. Мы провели взрослый и детский кастинги, а на главную роль пригласили замечательного Эдуарда Радзюкевича - так «родился» наш Карлсон, не похожий ни на один до этого созданный образ веселого человечка с пропеллером.
Сейчас мы вместе с Анной и Татьяной выпускаем мюзикл «Снежная королева», написанный мной в содружестве с замечательным композитором Гельсят Шайдуловой. Это совместный проект Академии Детского Мюзикла и Московского Театра Эстрады. Разумеется, Кая, Герду и Маленькую разбойницу сыграют ученики Академии, а взрослые роли – великолепные актеры: Василиса Николаева, Владислав Кирюхин, Антон Шурцов, Елена Ионова, Александр Маркелов, Марина Торхова, Дмитрий Лебедев, Ромади Кагита, Астемир Апанасов. Первое представление - 17 ноября. Так что сейчас – предпремьерная суета: спектакль задуман в технике 3D: художники-постановщики Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева работают в тесной связке с художником-аниматором Владимиром Алексеевым. А мы с балетмейстером Игорем Макловым стараемся «привести все к одному знаменателю». Что получится? Приходите на премьеру!
Что дальше? Малоисполняемая оперетта Имре Кальмана «Фея карнавала», когда раскрыла клавир – удивилась: шлягер на шлягере, а нигде в России не играют! Премьера планируется в феврале. В главных ролях - народные артисты России Светлана Варгузова, Юрий Веденеев и Герард Васильев.
Жанна Жердер
Фото из архива автора
Анонсы |
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-