Новости |
ВЕСНА ПРИШЛА!
(Маршрутами Транссибирского Арт-Фестиваля)
Природными аномалиями нас не удивишь. Синоптики конфузливо пожимают плечами: погода непредсказуема, то зимой жарко, то летом холодно. Однако музыкальный климат более устойчив, и уже который год подряд музыкальная весна наступает как по расписанию – ровно в день открытия Транссибирского Арт-Фестиваля. В тот момент, когда звучат традиционные слова напутствия – «В добрый путь!» и «Поехали!».
В нынешнем году Транссибирский Арт-Фестиваль стартовал 13 марта. На пути следования фестивального «локомотива» – Новосибирск, Красноярск, Санкт-Петербург, Самара, Тюмень, Брюссель, Токио. Это лишь основные точки разветвлённого маршрута. С самого начала тема путешествия определяет концепцию фестиваля, так что его география непрестанно расширяется. Что касается участников, то организаторы фестиваля выбирают себе в попутчики людей не просто талантливых, но бесконечно увлечённых. Это и звёзды мирового масштаба, и юные исполнители, смело рвущиеся к творческим вершинам.
Общеизвестно: Новосибирск – родина прославленного Вадима Репина. В сознании страны название города оказалось неразрывно связано с именем и обликом гениального мальчика-скрипача, которого не просто знали, но кем бесконечно восхищались, искренне любили. Говоришь: Новосибирск, понимаешь: Репин! В 1989-м году Вадим Репин вместе с другими учениками Захара Брона (в числе которых была и Наталья Прищепенко – участница нынешнего Транссибирского Арт-Фестиваля) уехал из Новосибирска. Спустя десятилетия он вернулся – зрелый мастер, признанный мэтр. Совсем другой, и одновременно – тот же, с открытой улыбкой и каким-то юношеским задором. Стоит ли удивляться, что весомая часть программы Транссибирского Арт-Фестиваля, который неофициально принято называть «фестивалем Репина», посвящена молодёжным проектам?
Молодёжная составляющая фестиваля выше всяких похвал – насыщена, разнообразна, неформальна. В неё органично вплелись самые разные концертные и образовательные программы, в том числе, вечер, посвящённый 60-летнему юбилею Новосибирской консерватории. Статус «единственного специализированного музыкального вуза на территории Сибири и Дальнего Востока» задаёт планку, но как это часто бывает, отсутствие конкуренции выходит боком. Еще до начала фестиваля В. Репин выразил удивление по поводу консерваторского консерватизма, некомпетентности, отсутствия профессиональной заинтересованности.
Логично было бы ожидать, что именно консерватория станет местом проведения творческих встреч и мастер-классов участников Транссибирского Арт-Фестиваля, но вышло иначе. Проект «Просто общайся со звездой!» принимал ДК «Энергия», который, по словам куратора проекта, заместителя директора по маркетингу и развитию управляющей компании ДК «Энергия» ОАО «Союз» Анастасии Медведко, стал «не просто новой площадкой, но неотъемлемой частью фестиваля». «Энергия» оправдала свое звучное название, блестяще справившись с нелёгкой задачей, причём, в кратчайшие сроки, отведённые на подготовку проекта. Благодаря этому с 13 по 30 марта пообщаться со звездой смогли 3 тыс. человек, в числе которых были не только представители Новосибирска и области, но и Москвы, Томска, Барнаула, Украины, Грузии, Казахстана.
Наталья Прищепенко. Просто общайся со звездой!
Проект шёл нон-стоп. Ежедневно сразу несколько мероприятий проводились параллельно в литературном кафе, Большом и Малом залах Дома культуры. «Жизнь кипела, – продолжает А. Медведко.– Поначалу мы даже организовывали автобусы, чтобы доставлять людей из консерватории, Академгородка, отдалённых районов города, но очень скоро наши гости почувствовали, как это интересно, и стали приезжать самостоятельно. Нам очень хотелось сделать что-то масштабное!»
Историю знакомства Анастасии Медведко с организаторами фестиваля можно назвать судьбоносной: «На I Транссибирском Арт-Фестивале мою дочь-скрипачку, которой на тот момент было 5 лет, внезапно пригласили поучаствовать в премьере сочинения Алексея Игудесмана «Скрипачи мира. Концерт для четырёх с половиной скрипок с оркестром». Вот этой половинкой и была Виолетта. Через год она выступила на Втором фестивале с камерным ансамблем «Блестящие смычки» в программе «Дети – детям». Еще через год две мои старшие дочери – Ева и Виолетта – выступали в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля в Израиле, и там уже мне удалось лично пообщаться с Вадимом, рассказать о нашей площадке. Вадим и Олег приехали в наш Дом культуры. Им очень понравилась акустика. Постепенно знакомство переросло в сотрудничество».
О. Белый, В. Репин, А. Медведко и О. Медведко
Помимо ДК «Энергия» список площадок фестиваля неожиданно пополнили три новосибирские общеобразовательные школы, выступившие участниками транссибирского TONALi-тура. В каждой из них прошли концерты одного из лауреатов немецкого конкурса TONALi – скрипачки Маюми Канагавы, виолончелиста Фридриха Тиле, пианистки Ханни Лианг. Эти концерты были организованы самими школьниками, охотно включившимися в необычный конкурс, где на практике пришлось проявить необходимые арт-менеджеру навыки, примерив на себя роль администратора, пиар-директора, дизайнера, ведущего концерта (подробнее о проекте – в интервью Б. Матчина).
1 апреля в Концертном зале им. А.М. Каца были подведены итоги TONALi-тура в Новосибирске. Юные арт-менеджеры представили результаты своей работы, а юные музыканты блестяще выступили в заключительном концерте перед столь же юной аудиторией, исполнив Фортепианное трио №2 Ф. Шуберта, принятого на «ура». Второе отделение концерта прошло в сопровождении Юношеского симфонического оркестра им. Янковского Новосибирской специальной музыкальной школы. Солистами выступили 12-летняя Инес Неделковска из Македонии и 14-летний Мухамед Алшейх из Палестины. Дирижировал Эльдар Нагиев. Продолжится TONALi-тур в Красноярске.
Что касается планов на будущее, Транссибирский Арт-Фестиваль стремительно движется в сторону собственного юбилея. Праздник намечается, готовьте подарки!
Из Новосибирска Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля
Анонсы |
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-25.10.24-
-27.10.24-
-30.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-