• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Вадим Репин: «Без мастер-классов фестиваль не может жить»

Мастер-класс Вадима Репина

2 апреля в Новосибирске мировой премьерой сочинения Софии Губайдулиной завершилась программа Транссибирского Арт-Фестиваля. С первого года существования одним из ключевых направлений программы его художественный руководитель Вадим Репин обозначил мастер-классы. Встречи и работа звёзд мировой музыки с юными музыкантами важны для него так же, как и обширная концертная программа, мировые премьеры, кинопоказы, выставки, выезды исполнителей в малые города Новосибирской области.

«Когда мы только планировали первый фестиваль, для меня было совершенно очевидно, что без мастер-классов он не может жить, – вспоминает Вадим Репин. – Когда-то в Новосибирске была прославившая город скрипичная школа. Сегодня здесь нет таких фигур как Матвей Либерман или Захар Брон, но есть молодые способные ребята и их талантливые педагоги, которым необходима поддержка и участие. Я встречался на мастер-классах с учениками Елены Баскиной и Марины Кузиной, уровень у них очень высокий. Но всё равно получается, что в силу географических причин они оказываются несколько обделены. Наш город расположен слишком далеко от музыкальных столиц, исполнители и педагоги мирового масштаба приезжают сюда очень редко. Пять лет назад я рассуждал, что когда они уже окажутся в Новосибирске, на фестивале, уговорить их провести мастер-класс будет совершенно реально. Выяснилось, что сделать это даже проще, чем я рассчитывал. И сегодня мы видим, что все относятся к этому проекту с открытой душой: молодёжи он даёт новые впечатления, подстегивает их, они растут».

В первые фестивальные годы мастер-классы, проходившие на нескольких площадках, собирали немногочисленную, узкопрофессиональную аудиторию. Ситуация принципиально изменилась в 2017-м году, когда соорганизатором образовательного направления фестиваля стал Новосибирский электровакуумный завод – Союз (ХК ОАО «НЭВЗ – Союз») и команда относящегося к предприятию Дворца культуры «Энергия». Программа мастер-классов обрела новый масштаб и стала открытой для всех желающих.

«“Энергия” – один из последних в Новосибирске Дворцов культуры, оставшихся на балансе у предприятия. Конечно, его содержание очень затратно. Но поскольку на НЭВЗ-Союз всегда большое внимание уделяли людям, поддержанию их эмоционального состояния, расширению их культурного кругозора, было стремление Дворец культуры сохранить. Пару лет назад мы написали программу его развития, цель которой – сделать ДК не просто площадкой для заводчан, а одной из культурных площадок в масштабах города», – рассказывает Анастасия Медведко, помощник генерального директора АО «Союз» по маркетингу и развитию.

В центре - Пабло Феррандес и Анастасия Медведко.  Фото Александр Иванов

Мама трёх девочек, две из которых успешно занимаются музыкой, Анастасия много ездила с детьми на мастер-классы за границу: «Побывав на нескольких фестивалях, посетив ряд мастер-классов за рубежом, я, маркетолог по образованию, оценила, насколько это здорово сделано, и поняла, как мы можем организовать что-то подобное. Так мы предложили Вадиму Репину рассмотреть нашу площадку как возможную базу для фестиваля. И здесь счастливо совпали желания и возможности – фестиваля и наши. Честно говоря, мы сами не ожидали, что проект будет иметь такой размах. Предполагали, что будет пять-шесть мастер-классов, на деле же мы второй год проводим около двадцати и видим, какой необыкновенный интерес они вызывают у публики, в числе которой как профессионалы, так и далекие от музыки люди».

В этом году мастер-классы, объединённые в проект «Просто общайся со звездой», прошли на сцене ДК «Энергия» с 7 по 30 марта. С юными исполнителями, прошедшими предварительный отбор, занимались такие музыканты как скрипачи Вадим Репин, Антон Бараховский, Клара-Джуми Кан (Германия), Илья Король (Австрия), пианисты Константин Лифшиц, Мари Кодама (Япония), Андрей Коробейников, альтист Максим Рысанов, виолончелисты Александр Бузлов и Пабло Феррандес (Испания), который также провёл отдельный мастер-курс, певцы Мари-Софи Поллак (Германия) и Ян Петрыка (Австрия), валторнист Херманн Эбнер (Австрия), органист Джереми Джозеф (ЮАР), саксофонист и композитор Даниель Шнидер (Швейцария).

В этом году в мастер-классах фестиваля приняли участие более 70 молодых музыкантов из Новосибирска, Барнаула, Кемерова, Москвы и Италии, их открытые занятия посетили более 3000 слушателей, примерно 1000 из которых – педагоги-музыканты.

Организаторы прекрасно понимают, что мастер-классы – короткие, открытые, проходящие в присутствии большого количества слушателей – играют для юных музыкантов, скорее, мотивирующую роль. «Эти встречи по понятным причинам не несут такую глубокую образовательную нагрузку, как нам хотелось бы. Поэтому в прошлом году мы придумали и воплотили в рамках фестиваля ещё один проект, который назвали “Школа мастеров”, – рассказывает Анастасия Медведко. – Для участия в нём приезжают уже не концертирующие музыканты, а профессора. Они располагают большим временем, потому могут провести целую серию мастер-классов – так называемые мастер-курсы, в ходе которых с каждым исполнителем проходит, конечно, намного более глубокая работа».

Для организации мастер-курсов были выбраны три самых востребованных направления: фортепиано, скрипка и вокал. С юными музыкантами в Новосибирске в ноябре 2017-го года работали Дмитрий Башкиров и Борис Гарлицкий, в феврале занятия вел Рубен Лисициан. В дни пятого Транссибирского Арт-Фестиваля в формате мастер-курса с одаренными ребятами также занимался Пабло Феррандес.

Пабло Феррандес

«Конечно, о Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске помнят весь год, но благодаря проекту “Школа мастеров” мы помогаем прозвучать ему ещё громче. В конце каждого мастер-курса обязательно проходят концерты, они открытые, мы специально приглашаем на них педагогов-музыкантов, говорим о том, что это фестиваль, проект Вадима Репина. Юные наши исполнители обязательно выходят на сцену также и во время концерта, завершающего программу мастер-классов в рамках фестиваля. И, конечно, высшая награда для них – выйти на большую сцену вместе с их кумирами, это происходит все пять лет существования Транссибирского Арт-Фестиваля на концерте «Дети – детям».

Клара Джуми Кан

Вадим Репин подчеркивает: «Каждый из педагогов мастер-курсов находил ребят, в судьбе которых захотел принять участие. То есть талантливых детей у нас достаточно, каждый год появляются новые имена, с этим все хорошо, наша же задача – подарить им путевку в жизнь. Конечно, всем помочь не получится, но избранных, тех, кто показывает лучшие результаты, поддержать, конечно, необходимо». Художественный руководитель фестиваля вспоминает, что в свое время был лишен такой возможности: «В годы обучения в Новосибирске я ощущал колоссальную поддержку моего педагога, Захара Брона: он делал все, от него зависящее, чтобы его ученики имели возможность как можно чаще играть на большой сцене. А позже, уже в молодости, я, напротив, оказался в ситуации, когда мне приходилось самому пробивать стены. По себе знаю, насколько это трудно. Поэтому и наша заинтересованность, и заинтересованность, которую в судьбе этих талантливых детей проявляют известные музыканты, приехавшие на фестиваль, чрезвычайно важны».

Для нескольких ребят образовательная программа Транссибирского Арт-Фестиваля действительно стала поворотным моментом в профессиональном развитии. «Я точно знаю, что по итогам организованного нами мастер-курса Борис Гарлицкий пригласил Альбину Хайбуллину, которая в этом году оканчивает специальную школу, учиться в Германию. По-моему, прекрасная перспектива, – рассказывает Анастасия Медведко. – В мастер-курсе Рубена Лисициана участвовал прекрасный тенор, студент Новосибирского музыкального колледжа Виталий Богомолов. Лисициан был в восторге, сказал, что не зря к нам приехал, пригласил парня продолжить обучение в Москве».

Для организаторов образовательной программы чрезвычайно важно, что её события интересны не только профессионалам. «К нам приходит очень много не связанных с музыкой людей, и, по-моему, это один из важнейших эффектов – то новое ощущение музыки, сближение с ней, то, чего не достичь неподготовленному слушателю в концертном зале, – говорит Анастасия Медведко. – Послушать мастер-классы собираются заводчане, и, мне кажется, это прекрасно, когда инженер приходить послушать скрипача. Знаю, что в прошлом году папа одной из наших сотрудниц пришёл за ней, попал на мастер-класс Ильи Короля – и остался слушать его до конца, а после сказал: “Я даже не представлял, насколько это, оказывается, интересно! На следующий год приду снова!”».

 

Марина МОНАХОВА

Фото Александра ИВАНОВА

предоставлены пресс-службой Транссибирского Арт-Фестиваля


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей