Новости |
Музыкально-драматическое приношение П.И.Чайковскому
3 июня в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в рамках II Международного фестиваля вокальной музыки «Опера априори» состоялся заключительный музыкально-литературный концерт под названием «Милый друг». Он был посвящен 175-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893), отмечавшегося 7 мая этого года.
Примечательно, что в двух отделениях концерта в хронологической последовательности прозвучали арии и дуэты из десяти опер Чайковского, как широко известных - «Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама» и «Иоланта», так и менее популярных - «Орлеанская дева», «Мазепа» и «Черевички». А также редко исполняемых первых оперных опусов композитора, среди которых «Воевода», «Ундина» и «Опричник».
И это не случайно. По замыслу авторов, программа носила образовательно-просветительский характер. Поэтому слушателю поведали о мыслях и чувствах композитора, создававшего в разное время один за другим шедевры классического русского оперного искусства. Ведь, слушая то или иное великое музыкальное произведение, почти каждый себе задает вопросы: как оно создавалось; почему выбран именно этот сюжет для оперы; сколько было лет композитору на момент написания сочинения; как долго он писал его?
Именно на все эти вопросы в концерте «Милый друг» слушателям отвечают два близких по духу друг другу человека, ведущих откровенно доверительную переписку между собой. С одной стороны, это графиня - меценат и преданный друг П.И. Чайковского Надежда Филаретовна фон Мекк, восхищавшаяся творчеством композитора и оказывавшая ему в течение многих лет безвозмездную материальную поддержку.
Полностью погружаясь в этот необыкновенный образ, его представляла народная артистка России Алла Демидова. С другой стороны оказался сам Чайковский. Чтение его искренних писем, обращенных к фон Мекк, досталось молодому и достаточно именитому актеру Даниле Козловскому, блистательно сыгравшего Лопахина в «Вишневом саде» А.П. Чехова в постановке Льва Додина.
Интересно, что драматические актеры, читая фрагменты писем из 13-летней переписки великого композитора и его покровительницы, удачно предваряли ими многочисленные вокальные номера концерта. При этом, если Алла Демидова от начала до конца талантливо, с большим выражением исполняла свою партию, передавая своим хорошо поставленным голосом все метаморфозы настроения и непростого характера госпожи фон Мекк, то Данила Козловский почему-то в первом отделении был очень далек от истинного проникновения в образ и мысли гениального Чайковского. Лишь во втором отделении он все-таки понял, что от него требуется...
Тем не менее, музыкально-драматическое приношение Петру Ильичу Чайковскому удалось на славу. Это произошло не в малой степени благодаря высокопрофессиональному вокальному мастерству его четырех участников. В том числе солисткам Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталье Мурадымовой (сопрано) и Ксении Дудниковой (меццо-сопрано), недавно блеснувших в новом оперном спектакле своего театра «Медея» Луиджи Керубини (режиссер-постановщик Александр Титель).
А также лауреату международных конкурсов, солисту Большого театра Андрею Жилиховскому (баритон) и дипломанту Международного конкурса Елены Образцовой, ведущему солисту Мариинского театра Сергею Скороходову (тенор).
Отрадно, что молодые оперные певцы, исполняя сольные партии, показали незаурядные вокальные возможности своего голоса. Это в полной мере относится и к Наталье Мурадымовой, в прошлом выпускнице Уральской государственной консерватории имени М. Мусоргского. Она тонко передала нежность, трепетность и романтизм своей героини - основные качества, которыми композитор наделил Татьяну в сцене ее письма «Пускай погибну я…» из оперы «Евгений Онегин». И к Андрею Жилиховскому, ярко исполнившего арию властолюбца и злодея Мазепы «О, Мария, Мария!». И Ксении Дудниковой, окончившей Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Она представила на сцене драматически взволнованный образ гордой Боярыни Морозовой в арии «Как ни гадай, уж плохо жить...» из оперы «Опричник».
Неожиданным и приятным сюрпризом вечера стал тенор Сергей Скороходов. Первые строки и звуки ариозо Германа «Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой» из «Пиковой дамы», в его удивительно проникновенном исполнении, действительно, не могли не нарушить зрительский покой, вызвав в зале бурю теплых и восторженных эмоций. Подтверждением этому стали возгласы «Браво!» по окончании исполненного им трогательного ариозо с заключительными словами «Благодарю тебя! Красавица! Богиня! Ангел!».
Благодарные слушатели дружно скандировали «Браво!» и прославленному коллективу Российского национального оркестра (художественный руководитель и дирижер Михаил Плетнев), за пульт которого в необыкновенно торжественный вечер со своей миниатюрной волшебной дирижерской палочкой встал экспрессивный и тесно взаимодействующий с музыкантами Александр Сладковский. С 2010 года он с большим успехом возглавляет Государственный симфонический оркестр Татарстана, являясь одновременно основателем и художественным руководителем шести великолепных музыкальных фестивалей: «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», «Concordia», «Денис Мацуев у друзей» и «Творческое открытие».
В конечном счете, все участники музыкально-драматического действа «Милый друг» в этот незабываемый вечер подарили слушателям главное – возможность осознанно наслаждаться отрывками из бессмертных оперных творений Петра Ильича Чайковского.
Алла Буловинова
Фото Ира Полярная / «Опера Априори»
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-