• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



13.05.2019

Самарские эксклюзивы XVIII Московского Пасхального фестиваля

Тангейзер. Концертное исполнение. Фото Александра Шапунова. Московский Пасхальный фестиваль

"Тангейзер". Концертное исполнение.

12 мая в Московском концертном зале «Зарядье» состоялось закрытие XVIII Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева. А несколькими днями раньше – 7 мая - два пасхальных концерта прошли в Самаре, которая в третий раз оказалась в орбите фестиваля.

Об этих концертах стоит рассказать, так как они стали свидетельством высочайшего уровня беспримерного по интенсивности и насыщенности музыкального марафона, симфоническую программу которого составили 28 концертов, прошедшие в 19 российских городах России за две фестивальные недели.

Нынешняя самарская фестивальная программа поразила масштабом и особым жанровым и стилистическим разнообразием. В первом - общедоступном благотворительном концерте для ветеранов и учащихся в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева прозвучала элегическая, далекая от житейских конфликтов Четвертая симфония Феликса Мендельсона ля мажор «Итальянская». Сюрпризом для слушателей стало исполнение солисткой оркестра флейтисткой Софией Виланд арии Ленского из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» в переложении для флейты. Огромный оркестр чутко, на трепетном пиано аккомпанировал легким, изящным вариациям флейты, и это явило собой подлинное музыкальное откровение. Номер стал данью памяти композитору в день 179-летия со дня его рождения.

Играет София Виланд.Московский Пасхальный фестиваль в Самаре.

Играет София Виланд

Главным и эксклюзивным событием программы стало концертное исполнение первого акта оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», для которого из Санкт-Петербурга в Самару была специально вызвана группа ведущих солистов Мариинского театра. Этому исполнению маэстро придавал особое значение, поскольку оно предшествовало премьере оперы, которая состоится 1 июня на сцене «Мариинского - 2» на XXVII Музыкальном фестивале «Звезды белых ночей» и станет первым после 1923 года сценическим воплощением этой оперы на мариинской сцене. Это исполнение было чрезвычайно значимым и для Самары, поскольку «Тангейзера» в городе никогда не ставили. Оно явилось своеобразным «вагнеровским мостиком», который маэстро перебросил между ним и исполнением первого акта из «Зигфрида» на первом в Самаре концерте Пасхального фестиваля в 2007 году.

Партию Тангейзера исполнил Сергей Скороходов, Венеры - Анна Маркарова. Особую интригу для самарских слушателей составляло то, что в партии Вольфрама выступил молодой, обладающий редким по красоте лирико-драматическим баритоном Владислав Куприянов, который до недавнего времени являлся солистом Самарской оперы. Ныне Куприянов – стипендиат работающей на базе Мариинского театра Программы Аткинс (Atkins Young Artists Program) - международного образовательного проекта, патронируемого меценатом Вероникой Аткинс и лично маэстро Валерием Гергиевым. Госпожа Вероника Аткинс присутствовала на прошедших в Самаре концертах Пасхального фестиваля.

В исполнении «Тангейзера» приняли также участие Илья Банник (Ландграф Герман), Михаил Латышев (Генрих Шрайбер), Юрий Власов (Райнмар), Евгений Уланов (Битерольф), приглашенный солист Мариинского театра Роман Арндт (Вальтер) и учащийся Санкт-Петербургского хорового училища имени М.Глинки Григорий Андрулис (Молодой пастушок).

Могучая музыкальная стихия, кажется, бесконечных по протяженности мелодий, сложнейшие вокальные партии «Тангейзера» - все это потребовало незаурядного мастерства и от музыкантов оркестра, и от певцов, обладающих специфическими, предельно выносливыми – «вагнеровскими» голосами. Длящийся более часа фрагмент оперы исполнялся на немецком языке, и, несмотря на то, что большинству слушателей его содержание было незнакомо, зал слушал не шелохнувшись - свидетельство выдающегося уровня исполнения. Исполнение «Тангейзера» произвело сильное впечатление и философской глубиной интерпретации оперы маэстро Гергиевым, и прекрасным осмысленным пением солистов и артистов хора.

Особую эмоциональную остроту в фестивальную программу привнесли фрагменты из балета Сергея Прокофьева «Золушка»: большой вальс, дуэт сестёр с апельсинами, дуэт Принца и Золушки, вальс-кода и «полночь», представшие волшебной россыпью чарующих мелодий. Прозвучавшая следом сюита из балета Игоря Стравинского «Жар-птица (версия 1919 года) погрузила слушателей в мир таинственных импрессионистских гармоний и музыкальных образов.

Для ведомого Гергиевым оркестра Мариинки нет, кажется, ничего невозможного. Его звучание интонационно безупречно, оно поражает размахом и мощью, глубиной кантилены, богатством оттенков и нюансов. У всех без исключения солистов - филигранная техника владения инструментами, абсолютная свобода звукоизвлечения. Маэстро безраздельно властвует над оркестром, передавая музыкантам свою огромную энергетику и эмоциональный заряд. Предельно выразительны его руки-крылья, не оставляющие без внимания и буквально живописующие каждый интонационный поворот, нюанс, динамический акцент.

Аплодисменты Маэстро Гергиеву

Валерий Гергиев: «Московский Пасхальный фестиваль – праздник для огромного количества людей. Мы счастливы выступать для них в самых разных регионах нашей страны, выстраивая маршрут таким образом, чтобы нас услышало как можно больше наших друзей. А 9 мая мы обязательно возвращаемся в Москву, чтобы выступить на Поклонной горе – это для нас непреложное правило.

В этот раз мы не могли не заехать в Самару. Здесь впервые прозвучала сложнейшая опера Вагнера «Тангейзер», но слушателям она могла показаться еще более сложной, если бы не было такого прекрасного тенора, как Сергей Скороходов, и такого баритона, как пришедший к нам из Самары молодой Владислав Куприянов, за ростом которого мы внимательно наблюдаем. Замечательно, что в Самаре мы представили пласты самого разнообразного репертуара. Мы уже прошли здесь основные вехи нашей совместной истории: на Пасхальном фестивале 2015 года именно из Самары, а не из Мариинского театра мы показали всему миру Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, отдав дань памяти ее замечательным первым исполнителям в Куйбышеве в далеком, далеком 1942 году. У нас огромный выбор репертуара. Недавно здесь, в Самаре, с привлечением огромных ресурсов оркестра и хора мы целиком исполнили музыку балета Мориса Равеля «Дафнис и Хлоя», что стало редчайшим музыкальным событием.

У замечательно отреставрированного Самарского оперного театра важная историческая миссия: он ориентирован на будущие поколения, и мы гордимся тем, что были в числе первых коллективов, которые здесь побывали. Я давно обещал, что в Самаре мы будем делать акцент на опере. Это связано с очень сложной организационной работой, но она того стоит. В Мариинском театре уже была показана самарская постановка оперы «Леди Макбет Мценского уезда», наши артисты приезжают в Самару.

У меня установились хорошие отношения с новым молодым самарским губернатором Дмитрием Азаровым, и есть ощущение того, что мы не собьемся с курса и будем вместе не только сохранять, но и приумножать наши культурные традиции. Главное – не удариться в коммерцию, ширпотреб, развлекаловку, не стремиться просто красиво проводить время, исполняя что-то простое и суперпопулярное. Это нельзя допускать, потому что в мире очень мало стран, располагающих такой бесценной когортой замечательных композиторов. Мы обязаны знать своих кумиров, находящихся на высочайшем пьедестале, исполнять их произведения. Именно в таком ключе мы строим наши взаимоотношения с театрами-партнерами, в числе которых и Самарский театр».

Зрители в САТОиБ. Московский Пасхальный фестиваль.

Валерий ИВАНОВ

Фото Александра ШАПУНОВА

предоставлены пресс-службой Московского Пасхального фестиваля

13.05.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей