Новости |
«Всенощное бдение» в сердце Кремля
Хоровая программа XIV Пасхального фестиваля, как это традиционно бывает у Валерия Гергиева, вот уже много лет подряд впечатляет своей масштабностью, географическим размахом и разнообразием участников, хоровых коллективов из разных стран мира.
Её концерты проходят по всей стране, от Новороссийска до Анадыря, в течение полутора месяцев: 12 апреля хоровая программа стартовала в Анадыре (торжественное открытие состоялось 14 апреля в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя), а закончилась 6 мая Гала-концертом в Концертном зале им.П.И.Чайковского. Состав участников также впечатляет – от Братиславского хора мальчиков до хора Мариинского театра... Но, пожалуй, самым ярким и, наверно, в каком-то смысле, знаковым концертом стал тот, который состоялся 30 апреля в самом сердце России, в Московском Кремле.
В этот день в Успенском соборе один из лучших хоров нашей страны - хор Академии Хорового искусства им.В.С.Попова под управлением знаменитого тенора Дмитрия Корчака исполнил «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Сочетание этих выдающихся элементов и привело к столь мощному впечатлению от концерта.
Духовная хоровая музыка, жанр, в котором творили наши величайшие русские композиторы, среди которых Чесноков, Кастальский, Бортнянский, Львов, Танеев, Чайковский, Рахманинов - это что-то особенное, проистекающее из наших многовековых традиций. В ней воплощено самое искреннее, самое светлое, самое певучее начало русской души, ее величие и красота. Среди множества прекраснейших сочинений для хора рахманиновское «Всенощное бдение» - выдающийся шедевр мировой духовной музыки. Это – Явление, как и сам Рахманинов, гений которого невозможно объяснить. Рахманинов на века опередил свое время. Слушая любое его произведение, поражаешься его актуальности и созвучию нашему веку, уже двадцать первому…Кстати, впервые «Всенощное бдение» было исполнено ровно сто лет назад: 10 (23) марта 2015 года произведение в первый раз прозвучало в Москве в Большом зале Российского Благородного собрания (ныне – Колонный зал Дома Союзов) в исполнении Синодального хора под управлением Николая Данилина.
Рахманиновский шедевр (одно из любимых сочинений самого Рахманинова) поражает своим поистине космическим размахом, сдержанной стихией древнерусских песнопений, волнующей мелодикой, глубинным философским смыслом и мощным посылом в будущее…Это сложнейшее произведение – вершина хорового искусства, требующее от исполнителей не только безупречного владения всеми техниками хорового пения, но прежде всего – глубочайшего погружения в высшую духовную сферу, в таинство молитвы и богослужения.
На обложке первой партитуры, по которой участники Синодального хора сто лет назад готовили первое исполнение, было написано: «С. Рахманинов. Всенощное бдение. Памяти Степана Васильевича Смоленского». Для Синодального хора и училища имя Смоленского было священным. Профессор Степан Васильевич Смоленский, руководитель Синодального хора и директор Синодального училища, читал курс лекций по древнерусскому певческому искусству в Московской консерватории, и Сергей Рахманинов был среди его учеников.
Партитуру же, по которой исполнялось «Всенощное бдение» в Успенском соборе, подарил Дмитрию Корчаку, стоявшему за дирижёрским пультом в этот день, Виктор Сергеевич Попов, его наставник, выдающийся хормейстер, основатель Хоровой Академии, ныне носящей его имя. Имя, которое в стенах Академии произносят с огромным уважением, любовью и благоговением. Это была его личная партитура с пометками…
«Всенощное бдение» Рахманинова Виктор Сергеевич Попов очень любил. Хор Академии под его руководством исполнял его многократно, и записывали также не один раз. Но часто, прослушав запись, Виктор Сергеевич говорил: «Не годится, надо делать заново!». Вот такая высочайшая требовательность к себе и другим. Это качество унаследовал и его ученик, Дмитрий Корчак, выпускник сразу двух факультетов Академии Хорового искусства им.В.С.Попова – вокального и дирижерского. До сих пор мы знали Дмитрия как выдающегося тенора, успешно выступающего на знаменитых мировых оперных сценах, но выступление 30 апреля в качестве дирижера показало нам его с другой стороны.
«Я счастлив безумно вновь окунуться в эту музыку, которую я люблю. Это мое детство, моя юность и вся моя жизнь, и не только моя, - заметил Дмитрий Корчак после концерта. – Этот тот жанр, которым можем гордиться все мы, русские, это наша культура, наша история. Мне было очень приятно работать с таким замечательным хором, с нашими ребятами. Я хочу их поблагодарить прежде всего. Это талантливые музыканты, у которых впереди огромное будущее».
Конечно, Дмитрий с юных лет, находясь в стенах хорового училища им.Свешникова, а затем и Академии хорового искусства, этот репертуар знает досконально, но все-таки, наверно, в роли солиста-тенора. Роль дирижёра примерил на себя второй раз – да и то, можно сказать, полноценно – впервые. В 2004 году, как рассказал мне Алексей Петров, художественный руководитель хора Академии им.В.С.Попова, Дмитрий дирижировал исполнением «Всенощного бдения» вместе с самим Виктором Сергеевичем. Что же, старт в дирижёрскую жизнь получился впечатляющим: в роли маэстро за пультом Дмитрий выступил отлично. Ничего лишнего, каждый жест – точен, понятен и убедителен. Сам увлеченный процессом, Дмитрий пропевал «Всенощное» вместе с хористами, при этом цепко держа в руках все нити действия. Школа Виктора Сергеевича…
А сольная партия в этот раз выпала также выпускнику АХИ, солисту Новой Оперы Алексею Татаринцеву. «Ну ты, Лёша, спел в моём темпе, но был лучше, чем я!» - заметил сам Дмитрий после концерта, поздравляя Алексея с великолепно исполненной партией. Алексей Татаринцев, обладающий красивейшим тембром голоса, спел теноровое соло настолько проникновенно и светло, что слёзы выступили на глазах. Даже показалось – на него сверху льется свет, и сам Алексей стоит, словно в сиянии…Впрочем, в этих древних, священных стенах это и неудивительно – такая атмосфера эмоционального подъёма охватывает каждого, кто сюда входит, что воздействие самого мощного инструмента музыки – человеческого голоса – усиливается тысячекратно. А уж когда эти голоса сливаются в одно целое, грандиозный сияющий многогранный монолит, как во «Всенощном бдении», так и вовсе дух захватывает, и улетаешь в заоблачные выси…
«Всенощная» трудна во многих отношениях; она предъявляет большие требования к вокальным возможностям и технике исполнителей», - говорил сам Сергей Рахманинов про свое произведение. Но мастерство исполнителей позволило услышать все подголоски, оттенки, малейшие штрихи каждой группы – и всё вместе это звучало в идеальной гармонии. Хочется отметить также и работу Полины Шамаевой, чудесного меццо-сопрано. Её голос, завораживающий, тёплый, бархатно-сочный, легко парил под сводами Собора. Да и работа всех хористов вызвала восхищение – ребята настолько прониклись и духовным наполнением «Всенощной», и самой музыкой, и гением Рахманинова, и особенной, светлой атмосферой события, что полтора часа пролетели незаметно.
Но ребята на этом не остановились, и на бис, чутко ведомые Корчаком, подарили слушателям потрясающе-пронзительное произведение Чеснокова, поставив этим исполнением чудесную точку в удивительном концерте.
На концерте присутствовала верная спутница жизни Виктора Сергеевича Попова, его жена – Изабелла Павловна, которую все присутствующие приветствовали бурными аплодисментами. От имени организаторов Пасхального фестиваля дирижёру и хору Академии хорового искусства им.В.С.Попова был вручён памятный Диплом участника фестиваля.
Впечатление от этого концерта – самое светлое, искреннее, и огромное спасибо маэстро Гергиеву, привлекшему в свой фестиваль великолепных исполнителей, за столь щедрое наполнение Пасхального форума, за возможность насладиться гениальной музыкой и погрузиться в сияющую атмосферу Пасхального праздника.
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-