• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Сергей Стадлер

Новогодний концерт с испанским акцентом

Силу традиций сложно недооценить, а верность ей всегда вознаграждаема. Особенно в области классической музыки. Многие люди, которые ею занимаются профессионально, не только чтят традиции, но еще и создают их (правда, и желающих ниспровергать традиции в области академического музицирования тоже немало).

Так или иначе, не успели еще толком отгреметь новогодние салюты, а Московскую филармонию уже посетил дорогой гость: 2 января на сцене Концертного зала им.П.И.Чайковского Сергей Стадлер с Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, художественным руководителем которого он является, давали традиционный новогодний концерт, как заявил сам Стадлер со сцены, открывая его: «Милостью божией уже в 22-ой раз».

Сергей Стадлер – гость в Москве не частый, но регулярный, и на каждом его выступлении хоть с оркестром, хоть без, музыканта ждет верная и далеко не малочисленная армия московских поклонников. Концерт 2 января не стал исключением. Над Москвой еще висело сонное облако переживаний после встречи Нового года, в метро и на дорогах было пусто, а вот Зал им.П.И.Чайковского был заполнен практически полностью. Забегая вперед, надо сказать, что вряд ли кто-либо из присутствующих пожалел о своем решении побывать на этом концерте.

Программы Стадлера всегда великолепно подготовлены и, помимо музыки, дарят публике еще и настоящий спектакль, насыщенный интереснейшими подробностями, историями и деталями. И, если в Санкт-Петербурге еще можно попасть на концерт известного скрипача, где превалировать будет музыка, то в Москве любое выступление превращается в удивительнейшее приключение на заданную тему. Осенью, к примеру, это был Паганини, а вот новогодний концерт Сергей Стадлер посвятил еще одному гению скрипки – Пабло Сарасате. Концерт так и назывался: «Испанская скрипка», просто и незамысловато. Но вот в самой программе и сложности, и замысловатости хватало с избытком.

Стадлер привез в Москву усеченную версию оркестра, что, учитывая исполняемые произведения, было полностью оправдано. Особая атмосфера в зале возникла с первых минут. Черные наряды оркестранток украшали красные банты, цветы или ленты. В полном соответствии с заданной темой Стадлер составил программу концерта из произведений, либо посвященных Сарасате, либо вдохновленных им, выделив, конечно же, место для нескольких произведений и самого великого испанца.

Открывали первое отделение «Фанфары» де Фальи. Исполнено было очень живо, технично и с хорошей эмоцией. Но все же по залу можно было понять, что публика жаждет чего-то иного. Что же, вскоре ожидания эти были полностью удовлетворены: дальнейшее развитие событий подарило публике и много самых разных впечатлений, и возможность насладиться произведениями, сильно отличающимися друг от друга. После «Фанфар» к роялю вышла Юлия Стадлер, и грянула, хотя может показаться и не слишком уместным это слово, «Испанская рапсодия» Ференца Листа.

Юлия показала нам великолепную игру в своей классической манере. Некоторые считают ее чуть архаичной, но это, в конце концов, вопрос пристрастий. Отточенное техническое мастерство, высочайшие эмоциональность и проникновенность, а также уверенность и сила при исполнении этого совсем не простого произведения заставили вспомнить о лучших традициях советской пианистической школы. Зал щедро отблагодарил Юлию аплодисментами.

После «Молитвы тореадора» Турины были исполнены две миниатюры Гранадоса для скрипки с оркестром «Скорбная маха» и «Маха перед зеркалом». Тут уже в полную силу блистал сам Сергей Стадлер.

Но по-настоящему мастер развернулся в семи испанских танцах Сарасате, которыми закрывалось первое отделение и которые стали апофеозом, вполне возможно, всего концерта. Очень разные по форме, наполнению и темпу, требующие от исполнителя огромнейшего мастерства, эти небольшие шедевры позволили показать Сергею Стадлеру все, на что он способен, а способен он на очень и очень многое. И благодарная публика обрушила на сцену после завершения первого отделения просто шквал аплодисментов.

Второе отделение открыли ударно, самым замечательным, по высказыванию самого Стадлера, воплощением испанской темы: «Испанским каприччио» Римского-Корсакова. Продолжили четвертой частью из «Испанской симфонии» для скрипки с оркестром Лало, и было безумно интересно сравнить исполнение Сергея Стадлера и Вадима Репина. Что сказать? Оба – великолепны. Пусть и каждый по-своему…

«Интродукцию» и Рондо каприччиозо Сен-Санса, написанные специально для Сарасате, сменила причудливая игра на темы «Кармен». На сцене появилась меццо Галина Сидоренко, и слушатели получили возможность наблюдать, как знакомые всем темы получают развитие то в исполнении скрипки, концертной фантазии самого Сарасате, то, собственно, уже в аутентичных фрагментах из оперы Бизе. Страстную Кармен на сцене сменил Испанский танец из музыки Чайковского к балету «Щелкунчик» и публика, знакомая с этим произведением в очень и очень достойных вариантах исполнения, была зачарована.

Завершали программу «Испанский танец» де Фальи из оперы «Жизнь коротка» и Интермеццо из сарсуэлы «Свадьба Луиса Алонсо» Хименеса. С помощью насыщенной всеохватной программы Сергей Стадлер продемонстрировал нам и свой внушительнейший технический арсенал, использование которого для мастера не составляет труда, и глубочайшую проникновенность, и прекрасное чувство музыки, и великолепную эрудицию.

Все номера программы предварялись комментариями самого Стадлера, каждый из которых тянул на небольшое эссе и раскрывал перед слушателями то удивительные черты, то малоизвестные подробности жизни и творчества великого испанца и композиторов, которые были с ним связаны или были им вдохновлены; сама же программа обретала благодаря этому цельность, монолитность, особый смысл и ценность. Впечатления от концерта остались самые праздничные, и мы от души надеемся, что следующей встречи с мастером и его коллективом в Москве нам не придется ждать до очередного второго января.

Ирина Шымчак

Фото автора


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей