• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



05.02.2019

Михаил Хохлов: «Между артистом и публикой нужно выстраивать диалог!»

Фестиваль «Январские вечера» – детский по составу участников, но взрослый по уровню, – давно уже стал такой же заметной приметой музыкальной зимы, как «Площадь искусств», «Белая симфония», «Зимние грезы». Что касается проблематики, она столь интересна и обширна, что требует дополнительного серьезного анализа, осмысления и обобщения. «Музыкальный Клондайк», разделяя благородные устремления организаторов фестиваля, поздравляет автора идеи и художественного руководителя «Январских вечеров», заслуженного деятеля искусств России, директора МССМШ им. Гнесиных Михаила Сергеевича Хохлова с очередной знаменательной вехой в истории развития творческого образования – проведением XIII Детского фестиваля искусств «Январские вечера».

– Михаил Сергеевич, организация музыкального фестиваля требует огромных усилий. Где находите время?

– Есть творческая, а есть административная работа – и той, и другой очень много, но фестиваль – это, как раз та часть творческой работы, которой обязательно должен заниматься руководитель такого заведения, как наше. Здесь нет противоречия.

– Гнесинка – мир совершенно особый, свой для музыкантов, но скрытый от посторонних глаз. Возникает ощущение, что вы распахнули широкие двери вовне…

– Мои коллеги в Екатеринбурге, Оренбурге, Казани подхватили идею «Январских вечеров». Мне очень приятно, что они загорелись сами и заразили своим энтузиазмом многих людей вокруг себя. Я знаю, что, к примеру, в Свердловской области мероприятия фестиваля проходят на 36 площадках! Сама идея, придуманная задолго до нас Святославом Теофиловичем Рихтером и воплощенная им в фестивале «Декабрьские вечера», в детской среде оказалась невероятно продуктивной. Очень полезно объединять детей, среди которых есть как те, кто мыслит звуковыми образами, так и «визуалы». Есть общее стремление к искусству, эстетическое чувство, которое мы хотим воспитать в детях через различные виды сотворчества.

– В Москве во главе процесса стоит Гнесинка и лично вы. Но, кроме того, есть помощники, сподвижники, энтузиасты фестивального движения.

– Не могу не сказать о Татьяне Барбазюк, директоре Детской музыкальной школы №1 им. Чайковского в Оренбурге, об Эльвире Архангельской, возглавляющей Уральский музыкальный колледж, которые являются «моторами» в своих учебных заведениях. Здесь, в Москве нам помогают Марина Лошак, Юрий Башмет. Есть представители гнесинской школы, которые принимают активное участие в работе фестиваля. Дети присылают нам свои рисунки по электронной почте, мы их аккумулируем, потом эти рисунки становятся основой нашего видеофильма. Представьте, в этом году на фестиваль было прислано более 600 рисунков из разных уголков нашей страны.

– Проблемы, которые вы не просто озвучиваете, но пытаетесь решить в рамках фестиваля – на мой взгляд, важнейшие. Как, по каким законам, в какой атмосфере живет сегодня классическая музыка?

– Наш фестиваль интерактивен. Участниками «Январских вечеров» являются не только артисты, но те, кто высылает свои иллюстрации к музыке и литературному тексту, который мы задаем в качестве темы фестиваля. В этом году это сказка Андерсена «Русалочка». Ранее были «Алиса в стране чудес», «Гадкий утенок». Есть такие концерты, куда дети приходят как слушатели, но тоже становятся участниками. Так, например, на заключительном гала-концерте нынешнего фестиваля в зале «Зарядье» можно прямо из зала задавать любой вопрос музыкантам, лауреатам телевизионного конкурса «Щелкунчик». Я сам буду в зале с микрофоном. Это взаимодействие разрушает стену между залом и сценой, создает новое ощущение у молодых слушателей, которые должны понимать, что между артистом и публикой сегодня должен быть выстроен диалог. Кроме того, есть концерты, где дети прямо во время исполнения рисуют иллюстрации к музыке. Иногда мы исполняем некоторые номера совместно с публикой, раздаем маленьким слушателям ударные музыкальные инструменты, и они играют вместе с музыкантами. Это и есть новые концертные формы.

– Публичная концертная жизнь меняется, а специальное музыкальное образование тоже трансформируется?

– Это сложный вопрос. Я считаю, мы должны больше уделять внимания в общеобразовательной школе воспитанию музыкальных способностей всех без исключения детей, поскольку специалистами доказано: развитие музыкальных способностей – это развитие мозга. Дети, которые занимаются музыкой 2-3 года, становятся более успешными в любой отрасли знаний. Музыка должна стать частью общего образования. А те дети, которые проявили какие-то особые музыкальные способности, могут в дальнейшем заниматься музыкой профессионально. На сегодняшний момент только 10 процентов от общего числа школьников учатся в школах искусств. Этого мало!

– Искусство, как игра для детей и взрослых. Правила меняются?

– Думаю, нет. Меняются не правила, а форматы. Растет разнообразие. К примеру, сначала были скрипка и виолончель, потом добавились духовые, ударные, какие-то звуки, связанные с внешним миром, с движением. Вопросы дизайна, диджейства, вопросы, связанные с архитектурными устремлениями. Очень развивается IT-индустрия. Причем, дети подчас более подкованы в этой сфере, чем взрослые. Все это влияет на мозг, на развитие детей, концентрацию внимания. Нужно это учитывать и (что поделаешь!) соответствовать времени.

Беседовала Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

05.02.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей