• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



15.04.2024

Образцово об Образцовой

2024 год — юбилейный для великой певицы, народной артистки СССР Елены Васильевны Образцовой: ей бы исполнилось 85. Почти десять лет нет с нами дивы, но все эти годы процветает созданный ею Фонд: стараниями его директора Натальи Игнатенко «институт памяти Образцовой» превратился в мощную, деятельную организацию, на счету которой немало замечательных дел. Одно из успешных направлений деятельности Фонда — книгоиздание: и именно с новой книги Фонд и начал юбилейный год.

В январе на прилавках книжных магазинов страны появился «Оперный бал Елены Образцовой» — солидный иллюстрированный двухтомник, хронологически повествующий о жизни примадонны с самых первых ее дней в довоенном, а потом блокадном Ленинграде, до самых последних событий ее биографии. Автор книги Михаил Пащенко на протяжении нескольких лет работал с колоссальным архивом Образцовой, хранящемся в Фонде, в результате чего родилось внушительное документальное исследование жизни и творчества одной из самых ярких артисток отечественной оперной сцены ХХ века.

«Лена — это настоящий Пимен», — говорит о своей консерваторской подруге и многолетней партнерше по сцене Владимир Атлантов, имея в виду ее пристрастие беречь малейшие свидетельства прошлого: вести дневники, не выбрасывать афиши и программки, хранить письма. Эта семейная черта — архив Образцовой бережно начали формировать еще ее родители — позволила дать в руки исследователю огромный массив данных. Вместе с Пащенко архив был бережно разобран и систематизирован сотрудниками Фонда, а автор труда помимо этого приобщил к имеющимся данным много собственных изысканий — в прочих архивах и библиотеках страны и мира, интернете, а кроме того провел несколько десятков интервью с коллегами Елены Васильевны, собрав уникальную информацию, позволяющую сложить мозаику внушительных размеров и необыкновенного богатства нюансов.

Получился фундаментальный труд, кажется, практически исчерпывающе рассказывающий о знаменитой артистке — о ее становлении, развитии и изгибах карьеры, взаимодействии с коллегами, оценках ее творчества самыми разными людьми — другими музыкантами, профессиональными критиками, рядовыми слушателями. Труд не только подробный, но и в достаточной степени объективный и беспристрастный (насколько такое вообще возможно в авторской работе): например, наряду со множеством восторженных отзывов об искусстве Образцовой, Пащенко не обходит стороной и критические оценки, порой достаточно нелицеприятные и жесткие. Детально изучены судьбоносные повороты в жизни артистки, с привлечением самых разных документов и оценочных суждений, исходящих из самых разных «лагерей»: не обойдены вниманием знаменитая (благодаря неоднозначной, но широко известной книге «Галина») история с Галиной Вишневской, ситуация с парижской «Пиковой дамой» Юрия Любимова и ролью в ней дирижера Альгиса Жюрайтиса (второго супруга Образцовой), непростые взаимоотношения с американскими и европейскими сценами, закулисье Большого и взаимодействие театра и его ведущих солистов с властями, оборотная сторона конкурсных побед, чудачества примадонны последних десятилетий жизни, характеризующиеся сочетанием экстравагантности и неожиданных драматических метаний. 

Всему этому Пащенко уделяет подробнейшее внимание, иногда слишком въедливо и скрупулезно излагая суть явлений — видимо, тем самым стремясь избежать обвинений в необъективности и желании всегда защитить героиню своего повествования. Не отказывается он и от собственных оценок, интерпретации событий и поступков как Образцовой, так и окружавших ее людей: иные из них представляются обоснованными и взвешенными, другие — более поверхностными и крайне субъективными. Особенно удивляют музыкальные оценки Пащенко: часть из них кажется вполне зрелыми и взвешенными, убедительными, другая — более пристрастными и вкусовыми, но открытием являются даже не сами они, а факт музыкально-критической деятельности автора, поскольку он ранее не был замечен в качестве музыкального критика, поэтому обнаружение столь неожиданного и своеобразного критического таланта оказывается не меньшим откровением книги.

Обстоятельность, скрупулезность, полнота представления фактов, мастерское использование различных по своей значимости источников для подтверждения тех или иных положений, тезисов, идей — очень сильная сторона книги, которая одновременно воспринимается и как серьезное, почти научное изыскание, с другой — как достаточно увлекательное чтение, как беллетристика высокого ранга. Кому-то именно эта подробность и всеохватность, это чрезмерное внимание к мелочам, может показаться некоторым недостатком, делающим изложение порой тяжеловесным, даже утомительным, однако учитывая масштаб личности-явления, анализу которой посвящен труд, стоит признать, что без такого детального, всестороннего рассмотрения книга бы грешила иным — поверхностностью и легковесностью суждений, чего данная работа счастливо избежала практически полностью.

Работа удачно структурирована. Придерживаясь хронологического принципа, Михаил Пащенко, тем не менее, организует и собственную «драматургию» повествования, проводя сквозь оба тома несколько важных идейных линий, объединяющих всю пеструю эклектику фактов и суждений в единое целое. К каждой главе дан своего рода «путеводитель» — в начале раздела читатель видит смысловые опорные точки, через которые автор намеревается провести его, рассказывая о тех или иных аспектах жизни и творчества великой певицы.

Особенным достоинством двухтомника стоит счесть его иллюстративный материал — фотографий не просто много, но они поистине уникальны: много редких, никогда ранее не публиковавшихся фото — и это при том, что Елена Образцова всю сознательную жизнь была в центре внимания фоторепортеров, о ней ранее была написана не одна книга (в том числе и при участии Фонда), каждая из которых также была хорошо иллюстрирована. В творчестве, в мучительных поисках художественных образов, в быту, на отдыхе, в многочисленных вояжах по миру — Елена Васильевна предстает на этих снимках всегда очень разной, но всегда одинаково интересной, притягательной. Вместе с ней на этих фотографиях проходит множество знакомых и незнакомых лиц, а в целом — запечатлена история второй половины минувшего века в его самых ярких проявлениях — достижениях духа, вершинах художественного творчества.

Нельзя не отметить и полиграфических достоинств книги — она издана поистине превосходно (издательством «Бослен»). Качественная бумага, прекрасный дизайн, отличная редактура и корректура, научное сопровождение работы, удобный шрифт, всеобъемлющая система сносок и примечаний, в конце — полный список упомянутых имен, то есть именной навигатор по изданию — все сделано по высшему классу. Эта книга — настоящий и бесценный подарок не только поклонникам таланта великой советской меццо-сопрано, но любому человеку, интересующемуся искусством — при том не только музыкальным или театральным.

Александр МАТУСЕВИЧ

15.04.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей