• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



12.03.2020

«Обыкновенное чудо» в Хабаровском краевом музыкальном театре.

Хабаровский краевой музыкальный театр – самый восточный российский театр музыкальной комедии. Он имеет сложную богатую судьбу. Один из  старейших театров оперетты, был создан в 1926 году, назывался он тогда «Первый Дальневосточный трудовой коллектив артистов комической оперы». Первым спектаклем стала оперетта «Сильва» И.Кальмана.  Коллектив театра по два-три месяца жил в городах Дальнего Востока и показывал спектакли зрителям Владивостока, Читы, Благовещенска и многих других, возвращаясь к своим зрителям на 2-3 месяца в сезон. Так работали многие театры на Дальнем Востоке.

Хабаровский краевой музыкальный театр получил свое нынешнее название в 1933 году, в 1976 году -  собственное  здание.

Эпохой в истории Хабаровского театра стало творчество главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств РФ Юлия Изакиновича Гриншпуна (1981 — 1989, 1994—1999 гг.) который сделал имя театра известным на всю страну уникальными постановками «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока, «Герцогиня Герольштейнская» Ж.Оффенбаха и многими другими.

В 2000-х годах театром руководил заслуженный работник культуры России Николай Иванович Евсеенко. Он пригласил московского режиссера,  театроведа Владимира Оренова для постановки музыкального спектакля «Самолет Вани Чонкина» на музыку Владимира Дашкевича. Спектакль получил Национальную театральную премию «Золотая маска», а  артист Влад Павленко – премию за «Лучшую мужскую роль» Кузьмы Гладышева. 

В 2010 году спектакль «Два бойца» на музыку Марка Самойлова режиссера Леонида Квинихидзе вновь приехал в Москву и стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль» (народная артистка РФ Т.Маслакова). 

В разные годы в Хабаровском музыкальном театре работали режиссеры Вячеслав Добровольский, Владимир Оренов, Леонид Квинихидзе, Анна Фекета,  Вадим Паршуков, Александр Лебедев и многие другие. Традиция приглашать режиссеров на постановки продолжается до настоящего времени.  

На Краевой конкурс в области театрального искусства по итогам 2019 года, который проходил с 14 по 24 февраля  2020 года, Хабаровский музыкальный театр выставил 8 работ, как  на основной большой сцене театра, так и на Новой камерной экспериментальной сцене.  Ежегодный конкурс театрального искусства проводит Министерство культуры Хабаровского края, в нем принимают участие все театры Хабаровска и Комсомольска на Амуре – государственные и частные. Театральная жизнь Хабаровска очень насыщенна – 3 государственных театра: Театр Драмы, ТЮЗ, Театр кукол, два частных – «Триада» и «Белый театр»; в Комсомольске на Амуре Театр драмы и знаменитый частный театр КНАМ – всего на Конкурс было представлено 20 спектаклей.

Безусловным лидером стал спектакль Хабаровского музыкального театра «Обыкновенное чудо», который получил больше всех номинаций и стал «Лучшим спектаклем 2019 года».

Создатели спектакля сделали свою версию всем известного произведения: то, что в спектакле использовано большое количество музыки Геннадия Гладкова, не звучащей в фильме, а популярные песни – лишь вкрапления в полномасштабно разворачивающееся действие, позволило сделать оригинальный спектакль. Артисты не стараются копировать знаменитых исполнителей фильма Марка Захарова, делают своих героев уникальными, что также идет на пользу спектаклю в целом.

Режиссер Николай Покотыло и художник–постановщик Андрей Тен создают вечно движущееся пространство, в котором осязаемо течет время. Достигается это за счет лаконичного, многофункционального станка на кругу, по которому артисты взбираются вверх-вниз, а в каких-то моментах он движется сам, придавая динамику сценам.

Сцена из спектакля. Фото Татьяны Сиренко

Творческий тандем режиссера Николая Покотыло и балетмейстера Марины Суконцевой является визитной карточкой постановщика: в каждом их спектакле важнейшее место отводится танцевальным сценам, так и в хабаровском «Обыкновенном чуде» языком пластики  и движения прорисовываются образы персонажей и стиль спектакля. Наиболее показателен «гвоздь» первого действия – выход Министра – Администратора (Андрей Ярмошевич) в сопровождении гламурных роскошных двухметровых Гладиаторов с веерами как квинтэссенция мечты Министра о шикарной жизни.  Андрей Ярмошевич стал лауреатом в номинации «Лучная мужская роль года». Его Министр – ловкий, обаятельный, в меру расчетливый и непотопляемый современный чиновник, выходящий сухим из любых переделок и надеющийся извлечь выгоду в любой ситуации.

Министр – Администратор - Андрей Ярмошевич и артисты балета. Фото Татьяны Сиренко

Добродушный Король (з.а. России Денис Желтоухов) в своем королевстве не деспот, а большой капризный ребенок, которому захотелось поиграть, и свита ему всячески потакает. Поэтому он увлекает за собой придворных, занимает место дирижера, ведет придворных в метель в никуда – ему все позволено. Единственная, кто поднимает бунт, – его дочь Принцесса, да и то, после того, как произошла ее встреча с Медведем, которая изменила ее мировоззрение.

Отдельно надо сказать о костюмах Натальи Сыздыковой, которые стали художественным решением спектакля на фоне аскетичной конструкции декорации. Сочетание разных фактур тканей и стилей, немыслимые рюши, меха и перья делают героев сказочными персонажами. Изменение цветов костюма связывается с изменениями в характере персонажа. Так Принцесса в начале спектакля не выделяется из свиты, она в таком же бежевом затейливом наряде, как и придворные. Постепенно, обретая себя, проходя через испытания судьбы, героиня Александры Бичуровой надевает красный брючный костюм ученика охотника, затем белое подвенечное платье невесты, а потом серое отрепье сошедшей с ума от любви девушки. В то время как основная часть придворных остается в прежнем, бежевом колорите, добавляя только смысловые мазки - ночные рюшевые пеньюары, красные королевские элементы или накидки-платки в метель. Наталья Сыздыкова стала лауреатом  конкурса в номинации «Художник года».  

Сцена из спектакля. Фото Татьяны Сиренко

Первому акту не хватает динамики, слишком длительные экспозиции героев приводят к статике в самом действии, с начала второго акта начинается драматичное действие, события развиваются молниеносно и приводят к бурной развязке. Во втором акте появляется возможность проявить темперамент исполнителям главных ролей - Принцессы и Медведя – Александре Бичуровой и Андрею Кучинскому. Под натиском разворачивающихся событий немного теряется образ Трактирщика, очень лирично воплощаемого Станиславом Боридко и Эмилии (Татьяны Маслаковвой), мягкой и также более женственной в этом спектакле. Патетику второго акта снижает Охотник (Дмитрий Олейник) в костюме белого медведя на лыжах, нелогичностью происходящего возвращая зрителя в сказку.

Сказочник - Хозяин (Валентин Кравчук) живет во текучем времени и в ином пространстве, он с Хозяйкой (Анной Иваниловой) одновременно находятся среди персонажей своей истории и в то же время отстраненны от происходящего. Именно они являются триггером действия, помогая героям и высказывая им свою оценку.

Музыкальное исполнение спектакля качественное и аккуратное, оркестр под управлением Руслана Антипинского не перетягивает на себя внимание, являясь одним целым с происходящим на сцене действием.

Хочется пожелать, чтобы другие спектакли Хабаровского музыкального театра дотягивали до уровня «Обыкновенного чуда».

Интересен процесс, происходящий на созданной полгода назад Новой экспериментальной сцене и отданной на откуп молодым постановщикам. Там, методом проб и ошибок, вызревает современная хореография и особую ценность представляет то, что инициатива идет изнутри труппы – это площадка для самореализации артистов. Наиболее зрелым из четырех представленным на конкурс спектаклей стал пластический спектакль «В тени эйфории» по повести Ф.Достоевского «Белые ночи» начинающих хореографов Демьяна Ересько и Александры Ериной.  Они же были исполнителями партий главных героев. Скупыми графическими образами художнику спектакля Елене Гусевой удалось передать образ Петербурга Достоевского, а исполнителям выразить в движении атмосферу призрачности реальности, балансирования на грани яви и мечты. Создателю спектакля Демьяну Ересько была присуждена премия конкурса «Надежда сцены».  

Сцена из спектакля «В тени эйфории». Фото Татьяны Сиренко

В целом Краевой конкурс в области театрального искусства показал, что у Хабаровского краевого музыкального театра имеется богатый художественный потенциал, креативные идеи, перспективные планы, которые реализует новый молодой руководитель театра Константин Зайнулин.  Театр находится в стадии творческого перелома, в репертуаре через спектакли прежнего театра  пробиваются ростки  нового, экспериментального, живого творчества и не сомневаюсь, что на следующем Конкурсе мы увидим результаты этого процесса.

 

Наталья ЗЫКОВА

Автор фотографий - Наталья СИРЕНКО

 

12.03.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей