Новости |
Восемь рождественских виолончелей
Среди праздничных новогодних концертов в афише столицы этот был одним из ярких. Незабываемый построждественский вечер 8 января в камерном зале Дома музыки нам подарил «Ансамбль виолончелистов Санкт-Петербурга под управлением Ольги Рудневой». Вечер, наполненный радостью от прекрасной музыки и общением с прекрасными исполнителями, чудесной тёплой атмосферой, позитивной энергетикой, лёгкостью и свободой. Воистину подарок к Рождеству! Именно так они всегда выступают, ибо сами получают огромное удовольствие от совместного музицирования, которое всегда направлено на отдачу – слушателям.
Начну с конца: московская публика приняла музыкантов исключительно тепло. Т.е. это и было начало концерта – с первым появлением их на сцене им аплодировали, как давно любимым и известным. Такая поддержка, конечно, очень важна, тем более, что артистам пришлось понервничать: дата концерта переносилась с декабря дважды, в связи с чем кто-то не смог приехать, и состав ансамбля несколько поменялся. Дом Музыки также не предоставил ведущего, поэтому они вели концерт и представляли себя сами. Но это и к лучшему: было живое непосредственное общение артистов с публикой; контакт с залом установился с первых минут, и петербуржцы, привыкшие к более сдержанному приёму в северной столице, были приятно удивлены. Коллектив однажды уже приезжал в Москву, но очень давно, и это его выступление на большой московской сцене можно считать весьма успешным дебютом. Что сыграло свою роль: хорошо организованная реклама, праздничное время, когда люди больше ходят в театры, концерты, выставки, или же интерес к самому коллективу? Вероятно, всё это вместе; был аншлаг, и многие пришли в этот вечер с детьми.
Ожидания публики оправдались сполна: программа концерта хоть и называлась «Рождественский вечер. От классики до джаза», не претендуя на оригинальность, но удивила своей новизной, а исполнители – ярким артистизмом и разнообразным почти оркестровым звучанием. Ансамбли виолончелистов сейчас уже не такая большая редкость, как раньше, но этот коллектив, существующий более 10 лет, единственный в своём роде. В этом, конечно, заслуга его создателя и художественного руководителя Ольги Рудневой – известной виолончелистки, преподавателя колледжа им. Н.Римского-Корсакова, учившейся у многих прославленных музыкантов Петербурга, а по классу виолончели – у народного артиста России, профессора Ю.А. Фалика, композитора с мировым именем, яркого представителя петербургской виолончельной школы, одного из крупнейших дирижёров России.
Она также сама играет в ансамбле и «дирижирует» процессом. В одном лице создатель, художественный руководитель, администратор со всей его тяжёлой нагрузкой и исполнитель. Она придумала всё: редкий состав – восемь виолончелистов-солистов, восемь самостоятельных голосов с пианистом и без, его позитивный сценический образ, эксклюзивный универсальный репертуар, разнообразные тематические программы, наметила вектор развития коллектива – всё то, что сделало его поистине уникальным. Это результат огромного таланта и труда, и стало возможным также и потому, что в ансамбле играют в основном её бывшие ученики, многие из них лауреаты международных и всероссийских конкурсов, которые прекрасно друг друга понимают и увлечены общим делом.
Ольга Руднева и её подопечные – солисты ансамбля и тоже активные участники процесса, любят экспериментировать: они выступают с голосом, органом, ударными, мастерски используют различные игровые и неигровые приёмы исполнения (полный диапазон, разнообразные штрихи, хлопки, стучание по деке, по полу), имитацию других звучаний (хора, контрабаса, гитары и т.п.), соединяют разные стили и жанры. Это эффектно и интересно. Непросто сохранить «лицо», высокую профессиональную планку и внимание публики в течение многих лет: рынок штука жёсткая. Ансамбль сочетает эксклюзив с демократичностью. О.Руднева выбрала беспроигрышный вариант: в современном музыкальном пространстве он существует, пожалуй, на стыке популярного и классического. Это достигается, конечно же, за счёт репертуара, в котором много произведений, известных самой разной аудитории: мировые хиты классической, попмузыки и джаза, но исполняемые в превосходных и эпатажных подчас обработках.
Так, первое отделение почти полностью было составлено из таких сочинений. Это зажигательный «Гопак» Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» (аранж. С.Нестеровой), которым открывался концерт, а`капельно: бессмертный «Вокализ» Рахманинова (аранж. А.Оратовского), популярная мелодия М.Леграна из к/ф «Тегеран-43» и известная фортепианная «Мелодия» А.Рубинштейна (обе – аранж. Д.Сереброва), которую в переложении для виолончели играют многие школьники, но благодаря смелой джазовой вставке она приобрела новое свежее звучание. И одна из «визиток» ансамбля – умопомрачительный в своей виртуозности и выдумке «Полёт шмеля над гнездом кукушки» для октета с фортепиано с использованием знаменитых тем Паганини, Чайковского и валькирий Вагнера – свободная трактовка петербургского автора А.Оратовского знаменитой пьесы Н.Римского-Корсакова. Первую половину концерта ярко и красочно завершило блестящее попурри на темы из балета А.Хачатуряна «Гаянэ» (аранж. А.Красавина, также для полного состава) с «неизбежным» «Танцем с саблями», который был исполнен в лучших традициях, но легко и непринуждённо, не отягощая слушателей излишним напором.
Большое, и вероятно, главное место в репертуаре занимают современные авторские сочинения. И второе отделение в свою очередь в основном составляли оригинальные композиции. Но две также прозвучали и в первом, в частности, прелестная «Рождественская шутка»-пиццикато украинского автора А.Гоноболина. Ансамбль активно сотрудничает с композиторами России и других стран, устраивает международные композиторские конкурсы, лучшие произведения исполняет в концертах и записывает на СД. Многие с радостью посвящают этому коллективу свои произведения. Но конечно, самые тесные и постоянные связи со своими – ленинградскими авторами. А специально для столицы ансамбль включил в программу концерта два произведения московских авторов: колоритную в форме сюиты «Fantasia espanola» Марины Чистовой для октета виолончелей в первом отделении и весёлую пьесу Юрия Алябова под названием «Прикол №1» из цикла «Новые русские сарказмы, приколы и хулиганства» с фортепиано – во втором. М.Чистова была в зале, и больше аплодисментов досталось ей.
Все авторские композиции были интересны и для слушателей профессионалов, и для любителей. Помимо перечисленных, это великолепная «Фантазия на темы старого Тбилиси» Важа Азарашвили с фортепиано, динамичная с испанскими мотивами пьеса для октета ленинградского автора Георгия Ильдейкина «Пламя и Ветер» (так же назван один из записанных СД ансамбля, а её автор, надо сказать, одно время был его солистом) – ещё одна «визитка» этого замечательного коллектива; чудесные с тонким юмором тоже а`капельные миниатюры: «Прощай Молодость» Вячеслава Круглика и «Шаги» Дмитрия Жученко, трепетное «Ожидание» Сергея Терханова; экспрессивный, в народном стиле «Тувинский эскиз» Михаила Светлова и необыкновенно красивая лирическая «Ария» Вадима Бибергана с фортепиано, которую слушатели сразу бисировали.
Но повтора не было, музыканты, видимо, не хотели нарушать программу и сыграли в заключение две композиции для октета в стиле латино: «No more blues» – босса-нова знаменитого бразильца А.К.Жобима с неожиданными цитатами из Бородина и Болеро Равеля и «Танго» А.Пьяццоллы, обе в блестящих обработках Дмитрия Сереброва. Отличное чувство ритма, настоящий свинг, мастерство и свобода исполнения – игра в удовольствие, будто импровизация на сцене, – всё это было действительно здорово, и слушатели получили массу положительных эмоций, а зал так и светился улыбками. Джаз-бисы не заставили себя ждать: В.Юманс Tea for two и Ж.Т.Тильман Bluesette в аранжировках всё того же Д.Сереброва. Последняя композиция исполнялась с фортепиано. Блестящий пианист и ансамблист, тонкий музыкант с красивым звуком Олег Вайнштейн был равноправным ярким солистом во всех фортепианных номерах программы, а в последней пьесе показал превосходное владением джазовым стилем.
Вечер удался! Программа, в которой органично сочетались и чередовались романтика и юмор, лирика и виртуозность, классика и джаз, известное с новым, была выстроена идеально и по содержанию, и по продолжительности – ровно столько, сколько было заявлено, хотя аудитория с удовольствием бы слушала ещё. Московская публика оценила находки и новые формы, поданные с безупречным вкусом и чувством меры, и качество игры, ведь исполнители – академические музыканты петербургской виолончельной школы с её опорой на традицию, культуру звука и чувством стиля. Этот коллектив стал бы украшением любого фестиваля!
А в фойе зрителей ждали «рождественские подарки» из Питера: два СД-альбома ансамбля, которые были раскуплены сразу, и стильные календарики с его афишей.
Хочется сказать: «Приезжайте ещё!»
Елена Подосёнова
Фото автора
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-