Новости


Подписаться на новости



02.10.2020

Оркестр без дирижера открывает сезон

27 сентября во Дворце Белосельских-Белозерских прошло открытие сезона Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. Этот сезон – особенный: слишком долгой была разлука музыкантов со слушателем, много идей, интересных творческих инициатив накопилось во время карантина. Оркестранты СПб ГАСО провели вынужденную изоляцию с пользой: использовали полугодовой простой для воплощения проектов, на которые прежде не хватало времени. Таких, как онлайн-проект «Дома с оркестром»: уникальная фонотека записанных оркестровых аккомпанементов для домашних занятий юных музыкантов. Во время карантина стартовал первый Конкурс cолистов СПб ГАСО – внутренний конкурс среди артистов оркестра, где победителей выбирают музыканты. Была запущена электронная нотная библиотека оркестра, благодаря чему музыканты  получили возможность изучать новый репертуар у себя дома. Именно это новшество обеспечило блестящее выступление СПб ГАСО 12 августа на фестивале «Опера всем», которое стало первым сценическим выходом артистов после карантина.

Открытие сезона оркестра стало особенным, а именно – возник новый коллектив внутри оркестра – Брасс-ансамбль СПб ГАСО. Идея создания Брасс-ансамбля Санкт-Петербургского ГАСО возникла давно, но получила развитие именно в этом году с приходом заслуженного артиста России, солиста оркестра Мариинского театра, заведующего кафедрой медных духовых инструментов Санкт-Петербургской консерватории Дмитрия Воронцова, который взял на себя руководство группой медных духовых оркестра. Пандемия не позволила исполнить подготовленный репертуар, но творчество артистов нашло слушателя, как только представилась возможность: дебютный концерт брасс-ансамбля стал первым концертом нового сезона СПб ГАСО.

Возвышенное, торжественное и, вместе с тем, сдержанное звучание квартета тромбонов, открывших концерт исполнением четырех мотетов Брукнера, как нельзя более точно соответствовало моменту, ведь своё первое в сезоне выступление музыканты посвятили врачам, спасавшим жизни и здоровье людей во время эпидемии. Настоящим открытием для меломанов стало исполнение великолепного, по-настоящему виртуозного квинтета Виктора Эвальда. Изящная, шутливая Соната для валторны, трубы и тромбона Франсиса Пуленка в исполнении самых юных артистов медной группы открывала второе отделение концерта, подчеркивая связь поколений, так бережно хранимую в этом коллективе. Завершился концерт выступлением квартета валторн в сопровождении всего симфонического оркестра, который вышел на сцену без дирижера и, несмотря на это, а может – и благодаря этому –  блестяще справился со своей задачей. Какие были горячие аплодисменты, совершенно особенные! Публика не хотела расставаться с музыкантами после такого длительного ожидания. И оркестр, история которого неразрывно связана с историей любимого города, заиграл «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра.  Гимн, который, казалось, объединил единой любовью к музыке слушателей, музыкантов и, конечно, прекрасный город. Это был самый проникновенный момент концерта: слушатели постепенно начали вставать и последние такты оркестр исполнял перед стоящим залом, многие плакали! 

Слушателем, который пришел на концерт симфонической музыки, дирижер воспринимается как что-то должное и необходимое. Несмотря на это, дирижер в оркестре как отдельная профессия появилась лишь в ХIX веке. Безусловно, и в то время у ансамблей был лидер (обычно это была первая скрипка), который и являлся главным руководителем коллектива. Появление дирижера связано, в первую очередь, с разрастанием количества музыкантов в оркестре. Не стоит забывать и о культе личности, который был в центре эпохи романтизма, где вообще свойственен индивидуализм, отрешенность от реальности, тяготение к идеалу, мечте о свободе. Таким образом, появляется фигура дирижера – человека, обладающего вышеперечисленными качествами: ярого индивидуалиста, непонятого и мечтательного.

Несмотря на романтическую основу возникновения дирижерской профессии, симфонический оркестр возможен без дирижера и сейчас. Оркестры, не имеющие дирижеров – практика нередкая. Впервые недирижируемый оркестр появился в Москве в 1922 году и просуществовал на протяжении десяти лет. Знаменитый скрипач Лев Моисеевич Цейтлин организовал инициативу создания первого симфонического оркестра под названием Персимфанс (сокращение от Первый симфонический ансамбль, также Первый симфонический ансамбль Моссовета).

Действуя по определенной системе и под руководством выдающегося музыканта, оркестр снискал популярность. Выступления коллектива были не всегда в филармонических залах, скорее, наоборот, за пределами. Главный принцип оркестра – равноправие участников. Конечно, лидер необходим, но его функция носила прикладной характер, в обязанности входил выбор произведений, выстраивание концепции интерпретаций, организация репетиционного процесса. Становится очевидным тот факт, что оркестр имел свою философию, которая во главу ставила самобытность каждого музыканта, но в коллективном выражении.

Сейчас такие коллективы появляются повсеместно. Этой практикой музицирования интересуются как зарубежные оркестры, так и отечественные. Возможно, и на наших глазах рождается новый коллектив, не имеющий дирижера?

Антон ИВАНОВ

Автор фото - Анна ФЛЕГОНТОВА

02.10.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей